Проведенное нами исследование на модели студентов-медиков позволяет сделать вывод, что одной из причин рассмтариваемой проблемы является неадекватный выбор профессионального поля. Так, по результатам оценки физического развития 36,8% студентов-юношей и 22,3% девушек имеют «низкий» уровень основных показателей соматического статуса, а 36,8% и 29,6% - «ниже среднего». Отмечается высокий уровень невротизации студентов, (по методике Л.Дмитиревой) - у 54,1% юношей и 62,3% девушек определены субклинические уровни невротических состояний; у 8,3% юношей и 14,8% - клинические уровни [2,3].
Таким образом, специальности, сопряженные с высоким уровнем напряженности труда и необходимостью формирования обязательных мануальных навыков, в частности, в экстремальных условиях, требуют формализации абсолютной профессиональной пригодности с определением четких критериев профессионального отбора, предусматривающих оценку показателей психоэмоционального и соматических статусов, несоответствие которым оказывает негативное влияние не только на эффективность профессиональной деятельности, но и качестве жизни самих профессионалов.
Список литературы:
1. Доника А.Д. Профессиональный отбор в контексте проблем профессионального образования // Успехи современного естествознания . – 2010 – С.3 – С.67
2. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. – Москва: Изд-во «Академия естествознания», 2009. – С. 34
3. Доника А.Д. Социолого-психологические детерминанты профессиональных компетенций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2009 - №7 – С.102.
4. Дониа А.Д. Медицинское право: Европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика – 2012 .Т.2.-№ 10 – С.59