ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В педагогике социальный опыт рассматривается как более широкое понятие по отношению к понятию «содержание воспитание». Социальный опыт – это совокупность норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Целенаправленное формирование социального опыта реализуется в организованной системе воспитания и обучения детей. Здесь специально отобранные жизненные ситуации и социальные переживания заключены в содержании обучения, в книгах для чтения, в играх, досуговых мероприятиях, творческих делах и специальных воспитательных ситуациях.

Своеобразие усвоения социального опыта дошкольниками с ЗПР приводит к пониманию, что на каждом этапе развития личности ребенка может быть сформирован определенный уровень социального опыта, который может рассматриваться как личностное новообразование, являющееся результатом освоения ребенком в доступных ему формах окружающей социальной действительности. Сформированные умения, навыки, привычки, умения вести себя и проявлять эмоции позволяют ему перейти на новый уровень, расширить зону ближайшего развития.

Задача развития и формирования социального опыта актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями.

В основу коррекционно-воспитательного процесса, предпринятого в рамках настоящего исследования по формированию социального опыта у дошкольников с ЗПР, была положена разработка и реализация следующих условий:

- учет особых возможностей ребенка, изучение его социального опыта;

- моделирование жизненных ситуаций, актуализирующих детские впечатления повседневной жизни;

- стимулирование личной заинтересованности ребенка в понимании им социальной значимости результатов своей деятельности;

- привлечение родителей к процессу осознанного формирования социального опыта детей.

Работа проводилась в ГКУ СО «Светлоярского района социальной помощи семье и детям», где на протяжении многих лет функционирует отделение помощи семье и детям. Детям с ЗПР дошкольного возраста, в виду отсутствия в Светлоярском районе в детских садах групп детей с ЗПР , предоставлена возможность посещать занятия в ГКУ в рамках организации их досуговой деятельности. Изучение функций досуговой деятельности в формировании социального опыта детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показало, что досуговая деятельность позволяет моделировать жизненные ситуации, активизировать социальные отношения детей и взрослых, корректировать социальное поведение, активизировать способности и возможности детей быть успешными в творческой деятельности, создавать доброжелательную атмосферу для развития социальной коммуникации.

Учитывая эти возможности, мы создали педагогический проект по формированию социального опыта у дошкольников c ЗПР в условиях досуговой деятельности с привлечение родителей.

Программа проекта включала реализацию следующих направлений:

  1. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, поддержку психологического здоровья;

  2. Развитие познавательной деятельности;

  3. Развитие навыков социального поведения и нравственных качеств личности ребенка;

  4. Обогащение опыта сотрудничества родителей с детьми;

  5. Развитие самоконтроля и произвольности;

  6. Формирование навыков общения на примере собственного социального опыта;

  7. Развитие эмоционально-выразительной речи;

  8. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, игровой деятельности;

  9. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  10. Стимулирование работоспособности, активности, способствование восстановлению сил, снятия напряжения.

При этом реализовывались следующие принципы организации досуговой деятельности:

  • принцип доступности: его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно возрасту;

  • принцип индивидуальной направленности;

  • принцип самостоятельной деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип связи теории с практикой.

Сотрудничество с родителями в проекте было запланировано через такие виды деятельности как:

  • привлечение родителей к поиску стихов и контроля, чтобы ребенок рассказывал стих с выражением и интонацией;

  • привлечение родителей к выполнению домашнего задания дома в виде игр, чтение сказок, рисованию;

  • индивидуальное консультирование родителей по теме проекта;

  • совместная творческая деятельность родителей с ребенком – рисование семьи смайликов, рисование сказок и рассказов.

С родителями проводились индивидуальные консультации в течение всего проекта. Обсуждались положительные и отрицательные моменты в поведении ребенка. Одной из важнейших задач для родителей в реализации проекта было - вызывать детей на разговор о проведенном занятии. Что нового было сегодня? Какой сегодня День был объявлен педагогом? Что у тебя получалось хорошо, а что давалось с трудом? Родители расширяли возможности сотрудничества со своими детьми, прислушивались к их мнению, развивали речь ребенка.

На первых занятиях в центре проходили психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития. Диагностика проходила в комплексе: использовались методики изучения «Эмоциональной идентификации»; изучения нравственного развития детей - "Сюжетные картинки" и "Закончи историю", анкетирование по изучению культурного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития которую проводили родители.

В процессе обследования большая роль отводилась родителям, которым предлагалось оценить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков культурного поведения своих детей по следующим параметрам: навыки опрятной еды, навыки мытья рук и личной гигиены; снимания и надевания одежды в определенном порядке; навыки культурного общения и другие.

Опыт отношения детей к вещам и деятельности наблюдался во время занятий, игр, выполнения трудовых поручений (прививались умения: доводить до конца начатое дело; бережно относится к игрушкам, вещам, книгам; содержать в порядке место, где он трудится; договариваться о совместных действиях; решать конфликтные ситуации; подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом).

Эти методики позволили обобщить наблюдения специалистов, проанализировать количественную и качественную оценку родителей своих детей, разработать проект социального развития и обучения особого ребенка, а также отслеживать эффективность работы на разных этапах, и по мере необходимости, вносить нужные коррективы. Таким образом, диагностическая работа специалиста и родителей была единым комплексным методом наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».

На основе заключения мы планировали наиболее перспективные направления развития и обучения ребенка с задержкой психического развития, а также осуществлялся подбор наиболее эффективных для данного ребенка методов и приемов развития и обучения. Кроме того, на основе заключения – составлялись психолого-педагогические рекомендации родителям и членам семьи ребенка, отражающие следующие позиции: сильные стороны личности ребенка; «зона ближайшего продвижения» ребенка; наиболее эффективные методы и приемы обучения, развития и воспитания; наиболее продуктивные виды деятельности для каждого ребенка.

Система коррекционно-развивающих занятий была запланирована по этапам:

1. Подготовительный этап:

- вовлечение детей в обсуждение проблемы культурного поведения;- сбор методического материала по теме проекта;- постановка задач на каждый день;- составление плана работы над проектом;

- составление регламента проекта для родителей на каждую неделю.

2. Основной этап - содержание коррекционно-воспитательной работы на каждый день в рамках проекта (система занятий, реализующая функции досуговой деятельности).

На каждом занятии дети учились оценивать свое поведение и давать оценку поступкам сверстников, сопереживать, если у кого-то что-то плохо получалось и верить в себя.

Родителям давалась работа «домашняя» - в течение недели они должны были выполнять упражнения, игры с детьми, читать литературные произведения, рисовать с детьми на данную тематику. Эти задания проводились под контролем специалиста и давались раз в неделю. Родители проводили беседу после каждого занятия, спрашивали ребенка об успехах дня: какой был сегодня день по регламенту проекта, что получилось, а что далось сложно и почему? Тем самым мы развивали у ребенка монологическую сторону речи, расширяли активный словарь, формировали вербальное сотрудничество родителей с детьми.

Каждая тема проводилась в два занятия. Первое занятие было направлено на формирование умений, знаний и навыков, второе: повторение и закрепление тематики.

3.Заключительный этап:

- отчет о проекте в виде стенгазеты для родителей;

- составление портфолио проекта.

Обучение проходило на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приемов на каждом занятии.

Работа была направлена на расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

Формирование социального опыта обеспечило развитие отношений с окружающим ребенка социумом. Движущей силой развития социального опыта становилась опережающая возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.

Использованная литература

  1. Детская практическая психология: Учебник под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. – М.:Гардарики, 2005. – 255 с.

  2. Интеграция детей с особыми нуждами. Материалы областной научно-практической конференции. - Самара: ГП «Перспектива» 2003. - 236 с.

  3. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 3, с.15-22

  4. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

  5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2006.- 208 с.

  6. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ: Родительская азбука/сост.: Е.А. Лапп, Т.В. Барбарош, М.А. Дворецкая и др.; Волгогр. регион. обществ. организация «Поддержка проф. Становления педагогов-дефектологов». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014 – 133с.

  7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.3-е – Ростов н/Д: Финикс, 2005. – 314, [1]с.: ил. – (Психологический практикум).

Просмотров работы: 2151