ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. В исследованиях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт определены особенности усвоения слогового состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова. В исследованиях Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, M.E. Хватцева, С.Н. Шаховской выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа. В работах Н.Ю. Сафонкиной, З.Е. Агранович, Г.Г. Голубевой, А.К. Марковой, Т.А. Титовой, Н.С. Четверушкиной определены пути преодоления имеющихся дефектов слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Различные научно-методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Ю.Ф. Гаркуша, З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, С.Е. Большакова, Г.В. Бабина и Н.Ю. Сафонкина.

Все авторы разработали свои подходы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Искажения слогового состава слова являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Проанализировав данные научно-методических подходов, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что эта проблема является достаточно актуальной.

Сказанное выше и побудило нас избрать для исследования тему «Использование различных научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи».

Объект исследования: сформированность слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Предмет исследования: изучение научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные научно – методические подходы в коррекции слоговой структуры слова.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть особенности понятия «слоговая структура слова»;

2. Рассмотреть различные научно – методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР;

3. Раскрыть особенности развития слоговой структуры слова у детей с ОНР;

4. Подобрать методики исследования слоговой структуры слова у детей с ОНР и анализировать результаты;

5. Разработать систему коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

6. Провести оценку эффективности предложенной системы нашей коррекционной работы.

Гипотезой исследования является следующее предположение: мы предполагаем, что выбор наиболее эффективных научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова будет успешным при условии:

- подбор материала с учетом возраста детей;

- подбор специальных игр и игровых упражнений для усвоения слоговой структуры слова;

- поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на вербальном и невербальном материале;

- осуществления систематизированной и комплексной коррекции.

В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ педагогической, лингвистической, психолингвистической литературы по теме исследования); экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов); метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных.

Теоретическая значимость: было проведено сравнение различных авторских методик, разработаны систематизированные игры и упражнения, направленные на коррекцию слоговой структуры дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

База исследования: ЦРР ДОУ №2 Центрального района, города Волгограда.

Опытно – экспериментальная работа по изучению различных научно-методических подходов в коррекции слоговой структуры слова с дошкольниками подготовительной группы с ОНР включала три этапа:

- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование слоговой структуры слова у дошкольников подготовительной группы с ОНР;

- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальная система дидактических игр по преодолению нарушений словообразования у детей с ОНР.

- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование словообразования старших дошкольников с ОНР.

В данной работе мы использовали следующие методики.

Цель методик: выявить уровень сформированности слоговой структуры слов у дошкольников подготовительной группы с ОНР.

Методика 1. Исследование слоговой структуры слова у детей с ОНР по методике Агранович З.Е.

Методика 2. Исследование слоговой структуры слова по методике Большаковой С.Е.

Методика 3. Исследование слоговой структуры слова по Иншаковой О.Б.

Методика 4. Исследование слоговой структуры слова у детей с ОНР по методике Ткаченко Т.А.

Все методики выявили, что у данной категории испытуемых обнаружен недостаточный уровень сформированности слоговой структуры слова. Отмечаются трудности произношения детьми слов сложного слогового состава. Были отмечены такие нарушения как: усечение слогового контура слова за счёт выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей гласной («весипед» вместо велосипед); добавление лишних слогообразующих гласных на стыке согласных «водопоровод» вместо водопровод); нарушение последовательности слогов в слове («барелина» вместо балерина, «мацатыкл» вместо мотоцикл); сокращение (пропуск) слогов («миционер» вместо милиционер, «водоводчик чинит вопровод» вместо водопроводчик чинит водопровод, «инструтальщик» вместо инструментальщик, «мацикл» вместо мотоцикл); уподобление слогов («воодчик чинит вдрод» вместо водопроводчик чинит водопровод, «люмитальщик» или «ислимитарщик» вместо инструментальщик).

Высокого уровня дети фактически не показали. В основном наблюдается средний и низкий уровни. Из методик, которые были использованы, были выбраны разные задания, так как, некоторые задания повторяются. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Так как не все задания в методиках Агранович З.Е., Большакова С.Е., Иншакова О.Б., Ткаченко Т.А. одинаковые, то можно сделать вывод, что они не противоречат друг другу, а дополняют.

Нами была составлена система работы по формированию слоговой структуры слова, основанная на методиках Агранович З.А., Ткаченко Т.А, Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б.

Подобранная нами система работы состояла из II этапов:

I этап – подготовительный;

II этап - коррекционный.

С целью оценки эффективности, разработанной нами системы коррекционных занятий, было проведено контрольное обследование уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

При проведении контрольного исследования нами были использованы те же методики, которые мы использовали в констатирующем эксперименте.

На основании проведенного контрольного исследования мы можем сделать следующие выводы.

В группе детей с ОНР до проведения коррекционной работы были выявлены в основном только средний и низкий уровни сформированности слоговой структуры слова. После коррекционных занятий дошкольники с ОНР показали высокий и средний, и у 20 % детей уровень сформированности слоговой структуры слова остался на низком уровне. Следовательно, коррекционные занятия оказали положительное влияние на уровень развития слогового компонента речи у дошкольников с ОНР.

В целом результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии разработанной системы коррекционных занятий на уровень сформированности слоговой структуры слова у дошкольников подготовительной группы с ОНР. При проведении исследования выявлено, что все дети значительно повысили свои индивидуальные результаты обследования. Наибольшая положительная динамика отмечена у детей, которые не пропускали проводимых коррекционных занятий, относились к ним с интересом (таких детей оказалось большинство). Более низкие результаты показали дети, часто пропускающие занятия по болезни.

Таким образом, экспериментальным путем выполнены цели и задачи нашего исследования, и выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Методики, которые использовались в исследовании, способствуют развитию слоговой структуры и могут быть использованы в работе логопедов, как в сочетании, так и отдельно. Считаем, что проделанную нами коррекционную работу необходимо продолжать и в дальнейшем, чтобы повысить уровень сформированности слоговой структуры у дошкольников, так как слоговая структура является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения детей в школе. 

Просмотров работы: 3477