ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ». РЕФЕРАТ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ». РЕФЕРАТ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования. Закон Российской Федерации «Об образовании» декларирует необходимость воспитания гражданина, способного к успешной социализации в современном обществе. В этой связи важно определить методологические подходы к организации мониторинга качества подготовки учащихся коррекционной школы к выбору профессии с учетом гуманизации, демократизации образования, социально-педагогических, медико-психологических особенностей их социально-профессионального становления. В данном аспекте особого внимания требует проблема готовности выпускников специальных (коррекционных) школ к выбору профессии.

Анализ региональной практики свидетельствует о том, что создано недостаточно рабочих мест на рынке труда для людей с интеллектуальной недостаточностью, у которых сфера возможного приложения труда носит относительно ограниченный характер. Между тем в процессе гуманизации общества, социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальную среду данная категория детей должна получить те условия воспитания и обучения, которые подняли бы их социальную ценность и способствовали самореализации в труде.

Проблема подготовки учащихся коррекционной школы к выбору профессии рассматривается с позиций мультидисциплинарных исследований.

Психолого-педагогический аспект сопровождения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся современной специальной (коррекционной) системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии представлен в исследованиях В.М.Бехтерева [21], П.П.Блонского [24], Т.А.Власовой [38], Л.С.Выготского [4248], А.Н.Граборова [57], Г.М.Дульнева [72], Л.В.Занкова [80], В.П.Кащенко [89], Г.Е.Сухарева [177] и др. Вопросы индивидуального, личностного развития детей с нарушениями в развитии рассматриваются в работах Т.А.Власовой [38], Г.Ф.Кумариной [107], Ф.А.Рау [159], Л.И.Фридман [184] и многих других. Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А.А.Десятова [68], Е.А.Климова [92] и др. Региональный аспект изучения детей с нарушениями в развитии и вопросы их социальной адаптации и воспитания отражены в работах У.А.Винокуровой [37], Д.А.Данилова [63-66], М.Г.Колодезниковой [94], А.Г.Корниловой [64-66,98] и др.

Методические аспекты трудового и профессионального обучения учащихся специальных (коррекционных) школ раскрыты в трудах Ж.Демора [67] А.Н.Граборова [57]. В исследованиях Г.В.Безюлевой [15], Е.А.Ковалевой [93], В.А.Малышевой [15], Н.П.Павловой» [147], И.А.Паншиной [15] и других.

Изучение философского аспекта системы общественных отношений в решении антропологической тенденции «человек - мир» показывает, что главным субъектом выступает человек и его благо как наивысшая ценность общества. Наряду с восприятием своей уникальности к человеку приходит и понимание его незащищенности от сил природы, давления жизненных реалий и от него самого (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франк, C.Л. Франкл, Э. Фромм и др.).

Идея педагогического сопровождения детей с ОВЗ рассматривается в трудах B.C. Басюка, Е.И. Казаковой, И.З. Куликовской, О.А. Матвеевой, T.M. Митиной, JI.M. Шипицыной, диссертационных исследованиях А.А. Ефимова, П.А. Элькановой и др. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессионального самоопределения учеников специальных (коррекционных) школ разрабатывается Н.Ф. Родичевым, С.Н. Чистяковой и др.

В разработку основ отечественной профориентации существенный вклад внесли П.Р. Атутов, Л.B. Ботякова, А.А. Вайсбург, А.Е. Голомшток, B.Ф. Сахаров. Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина, определили концептуальные положения и педагогические технологии подготовки учащихся к жизни и выбору профессии.

Определению теоретических подходов к формированию профессионального самоопределения посвящены исследования психологов и социологов Г.М. Андреевой, В.Г. Асеева, А.Г. Асмолова, И.А Винтина, Л,.C. Выготского, Д.П. Дербенева, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, К.К. Платонова, С.Д Рубинштейна, ДМ. Сухаревой, М.Х. Титмы, П.А. Шавира и др.

Проблемы допрофессиональной подготовки умственно отсталых учащихся рассматриваются в работах Н.И. Букуна, Г.В. Васенкова, К.М. Турчинской, A.M. Щербаковой и др., в которых подчеркиваются значимость профессионального самоопределения школьников, необходимость профориентационной работы с учетом их уровня интеллекта и психофизиологических особенностей.

Таким образом, проблема педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ находит достаточно подробное освещение в литературе. Но, как показал теоретический анализ специальной литературы и обобщение практики профориентационной работы с учащимися - выпускниками коррекционных школ - осуществление их профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования, где они воспитываются вместе с выпускниками основной школы, связано с рядом противоречий между:

- наличием личностной потребности в социальной реабилитации выпускников коррекционных школ в процессе их совместного обучения с выпускниками основной школы в учреждении начального профессионального образования и слабой организационно-педагогической обеспеченностью указанного процесса;

- необходимостью определения условий предупреждения социально обусловленного отставания в развитии учащихся и практической сложностью выявления подобных отставаний, являющихся вторичными, но проецирующими первичные причины этих отставаний;

- общественной востребованностью социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционно-развивающих школ в профессионально-техническом учебном заведении;

- необходимостью формирования у выпускников коррекционно-развивающих школ жизненных мотиваций, устремлений и коммуникативности для их профессионального самоопределения и имеющимися у них недостатками развития общетрудовых умений.

Данные противоречия актуализируют выбор проблемы исследования, которая заключается в поиске путей, условий и способов профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования. Данная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования «Мониторинг качества подготовки подростков школы 8 вида к выбору профессии».

Объект исследования – уровень профессиональной подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы.

Предмет исследования – методы и средства контроля уровня подготовки учащихся коррекционной школы к выбору будущей профессии.

Цель исследования - определить, теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность методов и средств контроля уровня подготовки учащихся коррекционной школы к выбору будущей профессии.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс выбора будущей профессии учащихся коррекционной школы будет эффективным, если:

- обеспечивается в школе личностно-ориентированная направленность образования, предусматривающая педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся, пропедевтику познания образа «Я» с учетом показателей профессиональной пригодности и готовности к выбору будущей профессии;

- будут определены критерии и показатели качества знаний выпускников коррекционной школы, в соответствии с которыми построена система мониторинга качества образования;

- будет осуществлен мониторинг качества знаний старшеклассников в коррекционной школе по избранным критериям и показателям.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить и обосновать научно-методические возможности педагогического мониторинга в повышении качества подготовки подростков в коррекционной школе к выбору профессии.

2. Выявить педагогические условия применения мониторинга в образовательной среде коррекционной школы.

3. Разработать критерии и показатели качества подготовки подростков в коррекционной школе к выбору профессии.

4. Разработать методику и определить дидактические условия к реализации мониторинга качества подготовки учащихся к выбору профессии в коррекционной школе.

5. Подготовить научно-практические рекомендации по организации мониторинга качества подготовки выбора будущей профессии учащихся коррекционной школы.

Методологическую основу исследования составляют: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н.А.Бердяев, Д.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франк, C.JI.Франкл, Э.Фромм и др.), теории развития личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, М.К.Акимова, Б.Г.Ананьев, JI.C.Выготский, А.Н.Леонтьев, C.JI.Рубинштейн, С.Я.Рубинштейн и др.), теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.Ю.Хоперскова, И.С.Якиманская и др.), идеи о педагогической поддержке учащихся в воспитательно-образовательном процессе (О.С.Газман, Т.В.Егорова, С.В.Кибакин, О.Е.Мачкарина, Г.В.Митина, Т.В.Ушакова, С.Н.Чистякова и др.), концепции профессионально-деятельностного подхода к процессу профессионального становления личности (Е.А.Климов, JI.M.Митина, В.А.Сластенин, С.Н.Чистякова и др.).

Просмотров работы: 1793