ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ

Синькова С.Ю. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь человека — духовная и физическая — ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Поэтому, выбор профессии трудный и долгий мотивационный процесс. И особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии является тяжелым и напряженным этапом не только для людей с ОВЗ, но и для их родителей. Эта тема весьма актуальна и для науки. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как М.В. Аргба, А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицина и другие.

Профессиональная ориентация инвалида

— это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса.

Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов:

• Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

• Не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

• Не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе;

• Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;

• Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

• Инвалиды не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу.

Итак, профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина). Исходя из определения, профориентация – это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте, и до момента сознательного выбора профессии в юности.

Рассмотрим этапы профориентации. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:

  • Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду.

  • Развитие общетрудовых качеств и навыков.

  • Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения.

  • Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки.

Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии.

Второй этап – диагностический – включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профотбор, исходя из объективных диагностических данных.Третьим этапом является формирующий этап, на котором происходит:

  • Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности.

  • Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности.

  • Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности.

  • Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Наряду с этапами целесообразно выделить также и подходы к профориентации, в рамках которых возможно решение задач профориентации на каждом этапе. Эти подходы реализуются в зависимости от условий и характерологических особенностей контингента. Так, Н.С. Пряжников (1996) выделяет следующие подходы: справочно-просветительский, текстологический, «глубинный» психологический или психоаналитический, гуманистический, организационно-управленческий, рационалистический, воспитательный, подход «частичных услуг», активизирующий.

Кроме того, профориентация подростков и молодых инвалидов, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному. Работу по этим направлениям важно проводить особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья.

На третьем этапе важно формировать у детей профессиональный выбор адекватный их возможностям, и поднимать их уровень мотивации к показанным видам деятельности. Здесь возможны трудности следующего характера:

  • из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляют тот или иной вид профессиональной деятельности;

  • зачастую дети и родители убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами;

  • дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию;

  • детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания.

Коррекционная работа должна включать в себе :

  • профессиональное просвещение детей и родителей;

  • проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности;

  • коррекцию мотивов выбора профессии;

  • знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;

  • составление и коррекции профессиональных планов;

  • составление профессиограмм;

  • активное включение в профориентационную деятельность родителей детей;

  • организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов;

  • ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий;

  • мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении.

Учитывая все проблемы связанные с профориентацией людей с ОВЗ и сложностями их трудоустройства на потанинской школе нами был предложен проект Ориентир, позволяющий с одной стороны помочь подростку с ОВЗ определиться с выбором профессии и учебного заведения ,а с другой работодателю взять на работу специалиста с ОВЗ. Проектом предполагалась с одной стороны грамотно презентовать специалиста с ОВЗ потенциальным работодателям ,провести культурно-просветительскую работу и рассказать о том что инвалид может и должен работать, а так же может быть хорошим специалистом и добросовестным работником. Так же необходимо показать работодателям какие еще привилегии ,кроме квалифицированного специалиста, он получит ,а именно формирования толерантного отношения в обществе и в данной организации к разным группам населения, стимулирование трудового процесса (обращения коллектива на то что инвалид может и значит я могу ! «выполнить план», «создать проект», «реализовать задачи» и т.д.). Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд – задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Решению этой задачи способствуют нормативные правовые акты Российской Федерации и Приморского края:

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Таким образом, мы планируем помогать работодателям исполнять государственные законы и получать от этого максимальную прибыль.

Кроме того для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

С другой стороны, проектом предусмотрена максимальная помощь и сопровождение, а так же поддержка людям с ОВЗ желающих получить образование и работать. Это помощь включает в себя профориентационную работу, подбор специальностей, удовлетворяющих физическим, психическим и эмоциональным аспектам, подбор учреждений где они могут учиться, мониторинг предприятий и востребованных специальностей в конкретных регионах. В процессе работы мы столкнулись с такой проблемой как нежеланием работать и не пониманием того, что инвалид может реализовать себя в профессиональной деятельности. Оказалась необходимой культурно-просветительской работа среди инвалидов и их родителей.

Таким образом,

-проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка.

- Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка.

- Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации.

- Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями.

- На основе корректировки профессиональных планов с ребенком целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

- Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения.

- Рекомендуется в старших классах общеобразовательной школы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении, на основе данных профориентации вводить элементы профильного обучения.

- Необходимо в будущем уделять больше внимания вопросам трудоустройства инвалидов детства.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности .Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Просмотров работы: 5052