УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Касимова К.А. 1, Касимова К.А. 1
1ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема социализации обучающихся, связанная со школьной дезадаптацией. Решение ее особенно важно на начальном этапе обучения, связанном с возрастными особенностями младшего школьника: изменением социальной ситуации (приход в школу), изменением ведущей деятельности (игровая заменяется на учебную) и началом деловых отношений с общественными взрослыми.

Концепции социализации личности рассматривались в западной философии и психологии такими учеными как Дж.Дьюи, В.Кукартц, А.Маслоу, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон, П.Фулкье.

В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский, А.В.Мудрик, В.С.Мухина и др.

Начало школьного обучения совпадает с переходом из семьи в гражданское общество. Л.С Выготский выдвинул положение о том, что для умственного развития детей школьного возраста основное значение имеет обучение, т.е. учебная деятельность детей является ведущей в этот период. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком как с уникальным человеком, взявшим на себя обязательство (вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

В настоящее время контингент учащихся общеобразовательной школы достаточно разнообразен по уровню физического, психического и речевого развития, особенно это заметно в начальной школе.

Проведенные исследования показывают, что лишь 14% детей, поступающих в 1 класс, практически здоровы; 50% больны: имеют нарушения зрения (8%) , слуха(3%), заболевания опорно-двигательного аппарата(8,7%), более 35% детей страдают от различных хронических заболеваний. У достаточно большого числа детей(29,5%) отмечаются те или иные нарушения речи. В связи с этим перед общеобразовательной школой возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения разных категорий детей.

Специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения речи, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с нарушениями речи, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Особенно остро стоит проблема социализации школьников в сельской школе, где в перестроечный период было закрыто большинство дошкольных учреждений. В школу дети поступают совершенно не готовые к жизни в обществе (в данном случае в детском коллективе). Сельские дети зачастую до школы общаются только с близкими родственниками, как правило, не имеющими достаточного образования и времени для общения с детьми, чтобы правильно воспитать и подготовить их к школе. После четырех-пяти лет дети начинают общаться между собой на улице, находясь там без присмотра старших. Ненаправленная или стихийная форма социализации таких детей приводит к автоматическому формированию определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Это приводит к затруднению в учебе, нарушению школьных норм поведения. У таких детей появляются в совокупности психолого-социальные и бытовые проблемы, приводящие некоторых из них к категории «трудных». Анализ результатов опытно – экспериментальной работы показал, что социализация младших школьников проходит более успешно при реализации следующих психологических условий:

- личностное развитие учащихся;

- социальные отношения в группе;

- взаимодействие с учителем и другими значимыми взрослыми.

Большую роль в социализации младших школьников играет нравственное воспитание, задачи которого следующие:

  1. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

  2. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения.

  3. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношения в коллективе, отношения с учителями и родителями;

  4. Организация нравственного самовоспитания детей.

Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой становится угрожающим для существования человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач в духовной области выделить экологическое воспитание учащихся. Его целью является формирование нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире. Одной из задач воспитания является формирование здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Таким образом, в период младшего школьного возраста ребенок не только обучается грамоте, но и получает представление об общественных нормах, ценностях, осваивает социальные роли, учится жить в обществе. Поэтому правильно поставленная работа школьного психолога, учителя начальных классов и других значимых взрослых в этот период поможет решить проблему социализации младших школьников с нарушениями речи в общеобразовательной школе, т.к. эта проблема остается одной из актуальных проблем современности.

4

Просмотров работы: 1617