ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ У ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ У ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Кириченко С.А. 1, Кириченко С.А. 2
1ФГБОУ«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
2Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М. Горького
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перспективы реализации государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья связаны с необходимостью их социализации и успешной интеграции во все сферы жизнедеятельности общества. Успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности обеспечивается внедрением в практику государственных и общественных учреждений и организаций новейших педагогических и социальных технологий, направленных на улучшение образовательного процесса, коррекционно-оздоровительной работы, развитие личности лиц с инвалидностью, формирование социального взаимодействия, и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда (Домбровская А. Ю., Корепанова И.А., Котова О.В., В.А.Ясвин и др.).

Любой молодой человек, в том числе и с инвалидностью, должен быть способен не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами. Развивающийся рынок труда предъявляет к молодежи высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность.

Мы видим, что проблема создания организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности личности молодого человека с инвалидностью, его активной жизненной позиции актуальна. Это связано с коренными изменениями социально-политической ситуации в стране, распространением идей социальной и образовательной интеграции/ инклюзии, внедрением компетентностного подхода во все сферы жизни человека.

На наш взгляд, важную общественную функцию формирования самосознания человека, активности личности выполняют такие институты как образование, семья, общественные организации.

Модель отношения «человек-общество», процесс вовлечения в общественную жизнь, а также позиционирование человека с ограниченными возможностями здоровья по отношению к окружающим закладываются в семье. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, более подвержены дисфункциональным изменениям. Сложности, связанные с лечением и специальным уходом за ребенком, не позволяют матерям полноценно работать, что сказывается как на материальном положении семьи, так и на эмоциональном состоянии матери. Матери часто чувствуют себя «заложницами» ситуации, изолируется от обычной жизни и испытывают смешанные чувства по отношению к ребенку: свою вину за его болезнь (что стало особенно распространенно сейчас при популярности восточных учений о «карме»), и злость, отчаяние из-за невозможности изменить ситуацию.

Можно выделить несколько типов родительских отношений к ребенку, имеющему отклонения в развитии:

1. Родители излишне опекают своего ребенка, жалеют и не позволяют выполнять даже посильную работу. При этом родители становятся для ребенка своеобразными «костылями», без которых он не может справиться даже с простой ситуацией.

2. Родители вытесняют недостатки ребенка и требуют от него выполнения непосильных задач. При этом ребенок не чувствует понимания со стороны родителей, теряет уверенность в своих возможностях, озлобляется или замыкается в себе.

3. Родители стесняются своего ребенка и изолируют его от общества. Подобная позиция формирует негативный «Образ-Я» ребенка, ощущение неполноценности и замедляет темп его развития.

4. Родители не принимают ребенка, обижают и притесняют его в правах. Данный тип отношений к ребенку провоцирует негативизм и агрессивное поведение.

5. Родители не принимают участие в воспитании своего ребенка, переложив ответственность на специализированные учреждения.

Описанные неадекватные условия семейного воспитания формируют заниженную самооценку у ребенка с ОВЗ, не дают возможности в будущем стать активным, принимать самостоятельно решения, строить свою жизнь в соответствии со своими планами и др. Вместе с тем результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий тот или иной дефект развития и способный к восприятию воспитательных воздействий, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В семьях, где все члены семьи принимают активное участие в обучении, развитии ребенка и где к этому процессу подходят с пониманием его важности и важности участия каждого в жизни ребенка- инвалида возникает почва для формирования активной позиции. Активная позиция семьи, ее небезразличие к будущему ребенка с отклонениями в развитии позволяет своевременно, а значит и наиболее эффективно включить его в развивающую среду и наполнить его жизнь маленькими мелочами, благодаря которым он в дальнейшем легко и свободно адаптируется в большом мире.

Активность позиции лиц с инвалидностью формируется не только в семье, но и в условиях специального (коррекционного) или интегрированного образования. Смена образовательной парадигмы, модернизация действующей системы образования инициирует поиск таких технологий обучения и воспитания, которые бы позволяли обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

В ходе нашего исследования были разработаны следующие понятия педагогических и организационных условий. Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль собственно над процессом.

Таким образом, к организационно-педагогическим условиям становления активной жизненной позиции лиц с инвалидностью в условиях образовательных (или иных) учреждений мы относим:

-развитие положительной мотивации к процессу становления активной жизненной позиции;

-актуализация субъектной позиции у лиц с инвалидностью;

-дифференциация по группам в зависимости от уровня развития активности в жизни и одновременно с выстраиванием индивидуального плана для каждого;

-педагогическое обеспечение смены одного этапа формирования активной жизненной позиции другим, последовательное продвижение от простых этапов к сложным;

-участие в работе клубов по интересам или деятельности общественных организаций.

Анализ специальной литературы показал, что мотивация — это сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний стремлений, которая формируется под влиянием среды на основе имеющихся у человека врожденных качеств и задатков. Мотив как осознанное побуждение для определенной деятельности формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает, обстоятельства среды, в которой он находиться и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности. Большое значение имеет оценка деятельности, поскольку именно она приводит к возникновению положительной или отрицательной мотивации к ней. Мы рассматриваем мотивацию как предпосылку к формированию конкурентоспособности личности и рассматриваем как внутренний фактор, побуждающий человека с инвалидностью развивать все аспекты, входящие в структуру активной позиции личности.

Субъект — это носитель активности, свободный в выборе целей и способов своего развития, имеющий определенную точку зрения на явления и действия, не просто усваивающий информацию, а преобразующий ее, наполняя значимыми для себя смыслами (Н.М.Борытко и др.). Поскольку субъектность проявляется в поведении в социальной среде, то говорить о субъектной позиции следует как о системе доминирующих избирательных отношений, определяющих последующую жизненную позицию и социальную роль, и активный характер личностного саморазвития.

В современных условиях формирование и развитие активной жизненной позиции лиц с инвалидностью и членов их семей возможно в условиях общественных организаций. Сегодня общественные организации инвалидов являются ведущей и, в ряде случаев, существенной силой, способной организовывать социально-культурную реабилитацию, информировать родителей об особенностях развития ребенка, создавать собственные предприятия, организовывать рабочие места для инвалидов, позволяющих людям с ограниченными физическими возможностями осуществлять свой выбор и контролировать свою жизнь. Любая программа социальной реабилитации, программа интеграции инвалидов в общество может быть ценной лишь в том случае, если в процессе ее реализации главную роль играют сами инвалиды, их стремление к независимой жизни и активная жизненная позиция (Региональное отделение Общероссийской организации инвалидов Российского союза инвалидов - Волгоградская Ассоциация незрячих специалистов «НАДЕЖДА», Волгоградская областная общественная молодежная организация незрячих инвалидов «Пламя» и др.).

Формирование активного образа жизни о людей с ограниченными физическими возможностями, т.е. их рекреация тесно связана с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности. В Волгограде успешно проводят свою деятельность различные организации помощи семье и детям (Дзержинский комплексный центр помощи семье и детям), общественные организации для молодежи с инвалидностью, организации, поддерживающие работу специалистов и семей с детьми, имеющими инвалидность (ВРОО «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов»), а также учреждения культуры, ведущие деятельность по социо-культурной реабилитации молодежи с инвалидностью («Клуб друзей» для молодежи с инвалидностью и без в секторе комфортного обслуживания Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им.М.Горького).

Активная жизненная позиция как характеристика духовной и практической жизнедеятельности личности, как устойчивая форма проявления в жизни нравственных установок, убеждений, знаний и умений, которые оказывают регулирующее воздействие на поведение человека и его деятельность, закладывается в детстве и вырабатывается и поддерживается в течение всей жизни человека.

Активная жизненная позиция человека направлена на преобразование окружающей среды и контроль над ситуацией, она способствует гармоничному удовлетворению всех потребностей человека.

Несмотря на то, что жизненная позиция формируется в детстве и зависит от общества, в котором мы живем, значимым является осознание собственной жизненной позиции и, при необходимости ее изменение.

Литература:

  1. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студентов и магистрантов. — // Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — Ч. 1–12 с. Ч. 2–132 с.

  2. Кириченко С.А. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье /С.А.Кириченко // Ребенок с ОВЗ – в школе и дома: материалы регион. науч.- практ. семинара, г.Волгоград, 27 марта, 2014г.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014.-311с.

  3. Котова, О.В. Современные модели интеграции инвалидов в социум / О. В. Котова// Социальная политика и социология. - 2010. - №1. - С.209-218.

  4. Лапп, Е.А. Формирование региональной политики инклюзивного образования: родители и общественные организации /Е.А.Лапп // Интеграция и инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос. научно-практ. интернет-конференции, посвященной 25-летию факультета специального образования. - Самара: ПГСГА, 2013. – С. 53-57.

6

Просмотров работы: 1937