CОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

CОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ

Степанова Е.Г. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

Образовательный процесс должен выполнять важную роль в современной социализации. Специалисты определяют социализацию как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация предполагает освоение социальных ролей, культуры общества. Этот процесс идёт на протяжении всей жизни человека в результате влияния общества на индивида, а также целенаправленного воздействия регулируемого процесса воспитания, обучения, характерного для действующей системы образования, удовлетворяющей потребности общества.

Для успешной социализации особенно важен этап детства. Здесь закладывается фундамент социализации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т.е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Детям, изолированным от общества и вернувшимся в него спустя годы, трудно, а иногда и невозможно овладеть полностью элементами культурно-речевой среды. Интересно, что встречающееся стремление взрослых людей к изоляции от общества не имеет таких результатов для социализации, как отторжение от общества в детстве. Именно поэтому специалисты в условиях смены общественных систем, изменений ценностных ориентаций уделяют особое внимание социализации детей.

Особенно остро стоит проблема включения в социальную жизнь людей, имеющих нарушения слуха. Различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно. В исследованиях Натальи Александровны Рау, Брониславы Давыдовны Корсунской, Натальи Григорьевны Морозовой в большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития. В ряде исследований Людмилы Петровны Носковой раскрыты возможности личностного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специального обучения. Людмила Иосифовна Лисина показала процесс развития общения слабослышащего ребёнка со взрослым в первые семь лет жизни. Использованием различных средств общения занималась Елена Исааковна Исенина. Лев Семенович Выготский в дошкольном этапе специального обучения видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».

Сегодня у людей с нарушениями слуха есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Но воспользоваться этой возможностью они часто затрудняются. Необходимо адаптировать детей к социальному окружению с раннего возраста. Более значимой эта проблема становится в условиях учебно-воспитательных учреждениях для глухих и слабослышащих дошкольников. Именно в этот период закладываются основы социальной жизни, поэтому процесс их формирования необходимо построить с учётом их интересов, индивидуальных и физических возможностей. Процесс воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников станет эффективным только в том случае, когда он будет осуществляться в интересной для них игровой форме. В современной специальной педагогике и психологии определены направления работы по социализации детей с нарушениями слуха, формы, методы их реализации, однако практические вопросы формирования у дошкольников основ социальной жизни остаются нерешенными. Наблюдения показывают, что на практике осуществление данной проблемы базируется на интуитивном, стихийном подходе. Педагоги испытывают затруднения в проведении системы мероприятий по социализации, т.к. процесс общения у дошкольников с нарушениями слуха сильно нарушен.

С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Эти обстоятельства определили актуальность направления исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Тема исследования: «Социализация детей с нарушением слуха в совместной деятельности со слышащими сверстниками».

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия социализации детей с нарушениями слуха в процессе совместной деятельности.

Объект исследования: процесс социализации детей с нарушениями слуха.

Предмет исследования: совместная деятельность как условие успешной социализации детей с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс социализации подростков с нарушением слуха в образовательном учреждение будет протекать успешнее, если:

1) будут созданы педагогические условия для социализации (вовлечение их в социально значимый процесс в условиях совместной деятельности организованной со слышащими сверстниками, стимулирование творческой активности и развитие физических и духовных качеств);

2) работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;

3) использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвященатеоретическому обоснованию проблемы совместной деятельность как средства социализации детей с нарушениями слуха.

Вторая- экспериментальному определению путей формирования социализации у детей с нарушениями слуха в процессе коррекционно-развивающей работы.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач.

Первая из них Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме социализации детей с нарушением слуха

В рамках решения первой задачи нами было выявлено, что основная проблема социализации это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности ребенка с ограниченными возможностями сохраняются во всех возрастных группах и в младшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении игровой деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, повышения конфликтности и отклонения в формировании общепринятых норм поведения. Таким образом, необходимо широко использовать формы работы, в которых дети с нарушением слуха должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с результатами других воспитанников, формировать общепринятые нормы поведения.

Нашей второй задачей было: выявление влияния совместной деятельности на успешность социализации детей с нарушениями слуха;

В рамках решения второй задачи нами было выяснено, что в процессе социализации определяющее значение имеет опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" т.е. включены в общение.

С целью изучения и обоснования социализации детей с нарушениями слуха нами был проведен эксперимент. Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов:

  1. Констатирующий эксперимент.

  2. Формирующий эксперимент.

  3. Контрольный эксперимент.

В рамках решения третьей задачи:провести диагностику уровня социализации и коммуникации подростков с нарушением слуха. Реализация этой задачи раскрыта во 2 главе, в пункте 2.1.

Для этого нами был проведён констатирующий эксперимент: Эксперимент проводился на базе Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II вида». В исследование участвовала группа детей 14-15 лет с нарушением слуха в количестве 6 человек. Эксперимент проводился нами в 3 этапа: 1) диагностика уровня развития социальных и коммуникативных навыков; 2) Беседа с учителями с целью выявления особенностей ребят, которые анкетирование не смогло отобразить в полном объеме; 3) Наблюдение с целью выявления особенностей межличностных отношений и процесса общения в целом.

Эксперимент, целью которого было выявление уровня социальных и коммуникативных навыков у подростков с нарушениями слуха. Для этого нами была разработана анкета специально адаптированная для подростков с нарушением слуха, вопросы которой помогли нам определить уровень развития социальных и коммуникативных навыков. В результате проведение первичной диагностики в рамках констатирующего эксперимента было выявлено, что средний уровень развития социальных и коммуникативных навыков имело 6 учеников, что составило 100%. Высокий и низкий уровень развития социальных и коммуникативных навыков не выявлен. По результатам исследования анкетирования, все ребята имели средний уровень развития социальных и коммуникативных навыков, но как показало наблюдение, у некоторых уровень коммуникативных навыков был немного выше.

Данные констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-развивающей работы. Что соответствует содержанию нашей четвертой задачи– Разработать и провести коррекционно-развивающую работу по формированию социальных и коммуникативных навыков у подростков с нарушениями слуха в процессе совместной деятельности со слышащими сверстниками. Реализация этой задачи раскрыта во 2 главе, в пункте 2.2.

Целью формирующего эксперимента являлось повышение уровня социальных и коммуникативных навыков, которое было реализовано с помощью коррекционной работы с использованием различных форм организации коллективной деятельности детей на уроках по спортивному ориентированию. Спорти́вное ориенти́рованиевид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты(КП), расположенные на местности.

Нами была спланирована и проведена коррекционно-развивающая работа по развитию социальных и коммуникативных навыков с использование коллективных форм организации деятельности детей

Опираясь на логику построения формирующего эксперимента, мы разработали систему коррекционно-развивающих уроков спортивного ориентирования с использованием коллективных форм организации деятельности детей на основе методического пособия Глаголевой Ольги Львовны «Добро пожаловать в ориентирование».

Нами было разработано 10 уроков.(конспекты уроков по спортивному ориентированию отображены в приложение 3) Ключевым моментом в разработке уроков спортивного ориентирования с использованием коллективных форм организации деятельности детей являлось совместная деятельность со слышащими сверстниками.

В рамках решения 5 задачи: был проведен сравнительный анализ результатов исследования уровня социальных и коммуникативных навыков. Реализация этой задачи раскрыта во 2 главе, в пункте 2.3.

Целью контрольного эксперимента являлось выявление эффективности использования совместной деятельности со слышащими сверстниками как средства развития социальных и коммуникативных навыков.

Повторная диагностика уровня социальных и коммуникативных навыков осуществлялась по тем же критериям. После проведённой нами коррекционно-развивающей работы было выявлено, что в экспериментальной группе уровень социальных и коммуникативных навыков значительно повысился. Так например, после проведения коррекционно-развивающей работы, были получены следующие результаты: высокий уровень социальных и коммуникативных навыков выявлен у 3 учеников, которые вошли в состав экспериментальной группы, что составляет 50% от общего количества обучающихся в классе. Средний уровень социальных и коммуникативных навыков выявлен так же у 3 учеников, которые вошли в состав контрольной группы, что составляет 50% от общего количества обучающихся в классе. Низкий уровень социальных и коммуникативных навыков не выявлен. В результате сравнения полученных данных анкет, можно говорить о том, что в экспериментальной группе, в которой с ребятами проводились занятия по спортивному ориентированию, вырос уровень социальных и коммуникативных навыков со среднего до высокого.

Дети стали больше общаться со своими сверстниками, появилось желание участвовать в различных соревнованиях, помогать друг другу, выполнять поручения педагога, отвечать на вопросы.

Мы выявили, что использование совместной деятельности со слышащими сверстниками при организации непосредственно-образовательной деятельности в работе по социальных и коммуникативных навыков детей с нарушением слуха, способствует обогащению словарного запаса, повышению уровня развития разговорной речи, значительно способствует развитию таких умений, как ответы на вопросы, понимание и выполнение поручений.

Важно подчеркнуть, что воспитанники с удовольствием посещали занятия, во время проведения которых у детей сформировался положительный эмоциональный фон, заинтересованность детей являлась положительной мотивацией к обучению.

Использование совместной деятельности со слышащими сверстниками в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности служит эффективным средством в работе по развитию социальных и коммуникативных навыков.

В результате опытно-экспериментальной работы была доказана эффективность коррекционно-развивающей работы с использованием совместной деятельности со слышащими сверстниками в работе по развитию социальных и коммуникативных навыков детей с нарушением слуха.

В результате целенаправленной организации и проведения коррекционно-развивающей работы с использованием совместной деятельности со слышащими сверстниками произошла явная положительная динамика в развитие социальных и коммуникативных навыков детей с нарушением слуха.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс социализации подростков с нарушением слуха в образовательном учреждение будет протекать успешнее, если: будут созданы педагогические условия для социализации (вовлечение их в социально значимый процесс в условиях совместной деятельности организованной со слышащими сверстниками, стимулирование творческой активности и развитие физических и духовных качеств);подтвердилась.

Таким образом, мы выяснили, что совместная деятельность способствует развитию социальных и коммуникативных навыков, а соответственно и лучшей социальной интеграции подростков с нарушениями слуха.

Экспериментальная работа, проводимая вГосударственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II вида», показала, во-первых, воспроизводимость описанного нами опыта, во-вторых, что наилучшие результаты достигаются там, где удается в наибольшей мере реализовать рекомендации, вытекающие из общей гипотезы исследования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов для работы педагогическим коллективом, семьей при систематической работе направленной на социализацию детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях.

8

Просмотров работы: 4647