ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема приобщения детей к чтению в последнее время постоянно обсуждается в публикациях периодической печати, на страницах научных и методических журналов. Это связано со снижением интереса к чтению не только со стороны взрослых, но и детей. Особую актуальность данная проблема приобретает в отношении детей с задержкой психического развития. Особенности познавательной сферы, речи затрудняют овладение навыком чтения, что еще больше ведет к неприятию чтения у детей данной категории [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал необходимость изучения проблемы становления мотивационной готовности к овладению чтением детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Это вызвано тем, что учащиеся больше не рассматривают чтение как приоритетный способ проведения досуговой деятельности. Кроме того, исследования Н.И. Гуткиной. Л.А. Кислицкой, В.В. Назаренко убедительно доказывают, что мотивация современных школьников значительно отличается от мотивации их сверстников 80-х годов XX века.

Анализ полученных на констатирующем этапе данных позволил говорить о целом ряде сложностей, связанных со становлением мотивационной готовности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Учащиеся младших классов VII вида испытывают значительные сложности в становлении техники чтения, однако, к окончанию начального обучения дети приближаются к показателям нормально развивающихся детей. Эти данные еще раз подтверждают исследования Ю.А. Костенковой, Р.Д Тригер, Н.А. Цыпиной. В процессе овладения чтением у детей младшего школьного возраста с ЗПР можно выделить ряд конфликтогенных ситуаций, например: трудности чтения перед классом, усталость во время чтения, наличие читательских интересов характерных для детей более младшего школьного возраста.

В мотивации детей к овладению чтением преобладают в основном внешние мотивы: желание общаться с одноклассниками, получение положительной отметки, избегание неприятностей. Запас знаний детей о детской литературе крайне беден и ограничивается в основном произведениями для детей дошкольного возраста. Дети не имеют своих читательских предпочтений. Они не интересуются чтением и не стремятся обогащать свой читательский опыт.

Кроме того, родители младших школьников с ЗПР равнодушны к становлению чтения своих детей. Главным для родителей остается формирование навыка чтения. Причины данной ситуации различны. Они лежат и в социально-экономической плоскости: родители уделяют меньше внимания своим детям из-за профессиональной занятости, финансовое неблагополучие не позволяет систематически пополнять домашнюю библиотеку.

Для проведения уроков чтения не хватает наглядных пособий, используемые на уроке методы однообразны, предлагаемые задания носят репродуктивный характер, что делает данные уроки неинтересными для детей. Трудности становления чтения у детей с ЗПР связаны с особенностями их познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Наличие указанных трудностей позволило говорить о необходимости дополнительной работы по формированию мотивационной готовности к овладению чтением у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Нами была апробирована модель коррекционно-развивающей работы Н.В. Чаркиной по формированию мотивационной готовности младших школьников с ЗПР к овладению чтением. Работа строилась по следующим направлениям: коррекционные занятия с учащимися классов VII вида, психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся классов VII вида, совместная работа со специалистами классов VII вида (психолог, логопед, библиотекарь).

На коррекционных занятиях мы применяли следующие методы работы: чтение-рассматривание книг, пересказ произведений, чтение произведения вслух педагогом, игры, конкурсы, викторины на материале прочитанного, беседы, коллективное чтение детской периодики, самостоятельная творческая деятельность. Использование методов дифференцировалось в зависимости от класса. Круг детских книг был разнообразен: русские и зарубежные сказки, произведения детской классической литературы и современных авторов. Разнообразны и предлагаемые темы. Это не только любимые детьми произведения о волшебстве, приключениях, природе и животных, но и произведения о людях, детях, о Родине, о машинах, вещах. Структура занятия повторяла основные элементы уроков и включала проведение творческих и дидактических игр на основе изучаемого литературного материала.

Работа с родителями включала в себя проведений лекций (раскрывали особенности обучения чтению младших школьников с ЗПР, вопросы формирования культуры детского чтения, формирования положительной мотивации чтения, круга чтения, доступного для детей), ознакомление с новинками литературы, посвященными проблемам детского чтения, предложение заданий для совместного выполнения с детьми на материале детских произведений [3].

Совместная работа со специалистами классов VII вида заключалась, прежде всего, в систематизации, обогащении и расширении знаний детей, полученных на коррекционных занятиях [1].

Контрольный этап эксперимента позволил выделить положительную динамику в становлении мотивационной готовности к овладению чтением у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Положительные изменения касались, прежде всего, наличия достаточно большого числа детей, имевших внутреннюю мотивацию чтения. Читательские интересы детей стали более разнообразными. Обогатились знания детей о детской литературе. Стали вызывать интерес у младших школьников с ЗПР и познавательные детские журналы. Однако сохранились и ряд трудностей: круг интересов детей не выходил за рамки программного содержания, присутствовали дети, имевшие лишь внешнюю мотивацию к овладению чтением (в частности, мотив получения положительной оценки), родители зачастую недооценивали свою роль в формировании детского чтения, им достаточно тех усилий, которые прилагали образовательные учреждения в данном направлении.

Список литературы:

  1. Вильшанская, А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112с.

  2. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004. –64с.

  3. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное чтение в год семьи / сост. Т.Д. Жукова – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С.60-67.

Просмотров работы: 1642