ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

Каптелова Е.В. 1, Федосеева Е.С. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь является одним из самых значимых приобретений в детстве и рассматривается в современной психологии как общая основа воспитания и обучения. Многие дети с ранним детским аутизмом не понимают речи взрослых, не идут на контакт с ними, практически не разговаривают. В данных условиях именно невербальный аспект дает возможность дефектологу вызвать реакцию ребенка на себя, реагировать на взрослого и требовать от него выполнения речевых инструкций.

Изучением уровня речевого развития детей с ранним детским аутизмом занимались такие ученые как О.С.Никольская, С. С Морозова A.A. Леонтьев, Ю. Эрц. Данные исследования свидетельствуют о том, что 55% сообщений воспринимается человеком через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса и всего 7% через слова. Другими словами применение альтернативных методов коммуникации, в частности использование жестов в комплексе с другими невербальными способами общения (мимикой лица, зрительный контакт , позами, движениями) является ведущим условием становления акта коммуникации у ребенка.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что применение альтернативных методов коммуникации, в частности использование жестов в комплексе с другими невербальными способами общения (мимикой лица, зрительный контакт, позами, жестами) является ведущим условием становления акта коммуникации у ребенка с ранним детским аутизмом на первых этапах обучения.

При проведении диагностики уровня речевого развития детей с ранним детским аутизмом мы подобрали ряд диагностических методик: наблюдение, предложенное Аквилевой Г.Н., Клепининой З.А, «Определи эмоции» в модификации Минаева В.М.; проективная методика «Умение пользоваться жестами» под авторством Морозовой С.С. Данные методики были адаптированы под индивидуальные особенности детей с ранним детским аутизмом, был учтен тот факт, что дети в основном без речевые, и один ребенок обучался по программе РЕСS. Исследование проводилось на базе ГБСУ СО центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда» г Волжского, с 8 детьми старшего дошкольного возраста, с диагнозом ранний детский аутизм.

В ходе наблюдения мы акцентировали своё внимание на поведение детей в привычной для них обстановке, в кабинете психолога.

Основными диагностическими критериями для нас выступили:

поза, ритм и характер движений, мимика лица, зрительный контакт, физический контакт, реакция на окружающий мир, речь, эмоциональные реакции, игры.

В результате анализа полученных данных мы определили, что поведение 75% детей носило полевой характер. Они не испытывали потребности в зрительном контакте. В речи у детей присутствовали большое количество речевых и стереотипий, эхолалий, им были характерны стереотипные манипуляции с неигровым материалом. 15% детей при контакте глаз демонстрировали «толчкообразный» взгляд. Присутствовал нормальный навык игры, немотивированная агрессия к окружающим.

С целью выявления понимания детьми эмоциональных состояний по мимике, мы провели методику «Определи эмоции» (Минаева В.М.) Эксперимент проводился с каждым ребенком индивидуально. Экспериментатор предлагал ребенку карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления, предъявлял их по одной, задавая вопрос: «Какое это лицо?», «Повтори теперь ты».

В результате проведения данной методики мы выявили следующие особенности: У 75% детей эмоций не проявляли , такие эмоциональные состояния как радость, удовольствие, страх и удивление отсутствовали. 15% дошкольников не распознавали эмоции, их лицо было амимично, часто дети проявляли агрессию.

С целью выявления умения пользоваться невербальными способы общения, мы провели методику «Умение пользоваться жестами» (Морозова С.С). Основным критерием для нас выступило

понимание ребенком жестовой инструкции: «Дай!», «Покажи», «Возьми». Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Экспериментатор положил на стол предмет, затем привлекая внимание ребенка (при помощи обращения по имени или инструкции: «Посмотри на меня») давал инструкцию сопровождающую жестом – «Дай чашку». Далее экспериментатор брал другой предмет и выполнял те же самые действия, но без речевых сопровождений. В результате проведения данной методики мы выявили следующие особенности: 55% детей тяжело шли на контакт, плохо принимали инструкции, не проявляли интереса к пониманию невербальной речи. 45 % приняли задания и выполнили его частично.

Полученные при проведении исследования результаты показали, что 75 % детей не понимали невербальную сторону речи. Они не умели пользоваться жестами, речь для них является не главным в процессе общения. У детей наблюдалась маловыразительная мимика, отсутствие проявления ярких эмоций, визуальный контакт был затруднен, невозможность дифференцировать эмоциональные состояния других людей. У 25 % детей, присутствовали , невербальные взаимодействия, визуальный контакт был не постоянен, эмоциональные реакции не всегда соответствуют ситуации, затруднена дифференциация таких эмоций как страх и удивление.

Выводы:

1. Проявления речевых расстройств при раннем детском аутизме многообразны и отличаются степенью выраженности. У некоторых аутичных детей речевое развитие проходит по иному: в дошкольном возрасте формирование речи не отличается от нормы, но фразовая речь появляется несколько позже, чем обычно, и часто является отраженной речью близких.

2.В результате констатирующего эксперимента 75 % детей не понимали невербальную сторону речи. Они не умели пользоваться жестами, речь для них являлась второстепенным инструментом в общении, на вербальные и невербальные инструкции не реагировали. 25 % детей демонстрировала невербальные средства взаимодействия, однако, в ограниченном количестве. Жесты, мимика были маловыразительны, визуальный контакт затруднен, эмоциональные реакции не всегда соответствовали ситуации.

Просмотров работы: 1816