ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Морозова В.И. 1, Федосеева Е.С. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время изучение стилей семейного воспитания является актуальной темой современных исследований, особенно по отношению к семьям, воспитывающим детей ограниченными возможностями здоровья. Появление особого ребенка с первых минут изменяет всю систему взаимоотношений, вызывает целую гамму противоречивых чувств, усиливает конфликты с окружающими людьми.

В данный период важно поддержать семью, оказать ей раннюю психологическую помощь, научить правильным навыкам взаимодействия с ребенком. Выбор адекватного стиля воспитания является тем условием, которое в будущем будет способствовать максимальному развитию личности ребенка, раскрытию его возможностей с опорой на сохранные функции.

Изучением стилей семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом занимались такие ученые как Л.С.Печникова, Е.М. Мастюкова, О.С.Никольская, И.И.Мамайчук, И.Ю.Левченко, А.Г.Московкина. Выполненные исследования свидетельствуют о том, что семья ребенка с ранним детским аутизмом находится в большем стрессовом состоянии, чем семьи, в которых воспитываются дети с интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Данный факт обосновывается с точки зрения эмоциональных особенностей детей данной группы: они не проявляют внимания, интереса к матери и другим близким людям, уходят от контакта, эмоционально холодны к окружающим, не смотрят в глаза, кричат, когда их обнимают. С возрастом при отсутствии психолого-педагогического сопровождения данные симптомы усиливаются, обстановка в семье становится напряженной, конфликтной, неудачи в воспитании вызывают усиление чувства вины.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что изучение стилей семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом будет способствовать расширению представлений о психологических особенностях данных семей, поможет родителям наладить эмоциональный контакт с ребенком, улучшить детско-родительские отношения.

При проведении диагностики стилей семейного воспитания у детей с ранним детским аутизмом мы подобрали ряд диагностических методик: анкеты Солодянкиной О.В. «Мой ребенок» и «Ваш стиль воспитания», проективную методику «Рисунок семьи» под модификацией Л. Кормана. Исследование проводилось на базе ГБСУ СО центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда» г Волжского, с 8 семьями, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.

Анкеты «Мой ребенок» и «Ваш стиль воспитания» Солодянкиной О.В. выявляли преобладающий тип позиции по отношению родителей к ребенку. Родителям предлагалась ответить на вопросы и выбрать варианты ответов, выражающие соответственно следующие типы родительской позиции по отношению к ребенку:

  1. Конструктивная (демократическая);

  2. Акцентуация к авторитарному стилю воспитания;

  3. Акцентуация к либеральному стилю воспитания.

В результате анализа полученных данных мы определили у 60% семей авторитарный стиль воспитания. Родители демонстрируют высокий уровень контроля, имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, категоричны в своих требованиях, неуступчивы, активно применяют командный тон. В то же время родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее. При разрешении конфликта взрослый пытается использовать тактику диктата.

30% семей отнесено к демократическому стилю семейного воспитания.

В таких семьях проявляется стремление взрослого адекватно оценивать все успехи и неудачи ребенка, оказывать ему психологическую поддержку. Родители координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов, родители и ребенок сотрудничают, но авторитет, остается за взрослым.

Либерального стиля воспитания выявлено не было.

С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений мы предложили методику «Рисунок семьи». Родителям было необходимо нарисовать свою семью. Время выполнения задания не ограничивалось. В результате проведения данной методики мы выявили следующие особенности:

- На шести рисунках члены семьи нарисованы с соединенными руками, объединены в общей деятельности, что является индикаторами сплоченности семьи, психологического благополучия; хорошие эмоциональные отношения сопровождаются позитивной концентрацией на рисовании членов семьи, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

- Большое расстояние между фигурами, смотрящие в разные стороны лица присутствовало на двух рисунках, что указывает на разобщенность членов семьи, низкий уровень эмоциональных связей.

- На трех рисунках оба родителя нарисованы на переднем плане, как бы заслоняя фигуру ребенка. Это может быть связано с авторитарной доминантностью родителей над ребенком, гиперопекой со стороны семьи.

- На изображении трех семей подчеркивалось отсутствие ног или стоп, что указывает на уход от реальности, переживание скованности, отсутствие опоры в данной семье.

- Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. В своих работах пять испытуемых нарисовали руки зажатыми в кулак, в дополнение к широким плечам или другим символам «мужественности». Это подчеркивает агрессию и враждебность к окружающим.

Полученные при проведении исследования результаты показали, что в 60% семей преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируются на его недостатках, ограничивают ребенка и строят весь процесс воспитания на жестко-директивных принципах. Коммуникация направлена преимущественно от родителей к ребенку. 40% семей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом ориентированы на личность ребенка, его роли в семье, процесс воспитания и развития ребенка проходит под контролем специалистов. Для родителей, придерживающихся демократических принципов воспитания, характерно положительное отношение к ребенку, адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач, глубокое понимание особенностей ребенка, целей и мотивов его поведения.

Выводы:

  1. В воспитании ребенка с ранним детским аутизмом наблюдается парадокс: с одной стороны ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны семьи, а с другой отмечается невозможность постоянного контакта родителей с ребенком, из-за особенностей аутистического спектра.

  2. Для диагностики стилей семейного воспитания необходимо подобрать комплекс методик соответствующий особенностям семей, воспитывающих ребенка с ранним детским аутизмом.

  3. В семьях, воспитывающих ребенка с ранним детским аутизмом, 60% семей применяют одностороннее авторитарное воздействие на ребенка, 40 % семей строят процесс воспитания на демократических принципах.

Просмотров работы: 2406