ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ «ХЛЕБ − ВСЕМУ ГОЛОВА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ «ХЛЕБ − ВСЕМУ ГОЛОВА»

Ветлугина К.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения [1]. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью[2].

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы[3]. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [4].

Данный проект – о значении хлеба в нашей жизни, его великой ценности, о совестливом, горделивом чувстве, какое испытывает человек, держа в руках хлеб. И о предостережении: у хлеба долгая память, хлеб не прощает неряшливости, безответственного к себе отношения. Качество хлеба – качество всей нашей жизни! Данный проект включен в систему мероприятий по идейно-нравственному воспитанию.

Выбранная тема проекта связана с изучением произведений: М. Глинской «Хлеб», А. Нуйкина «Кусок хлеба», Ю. Крутогорова «Дождь из семян» и К. Паустовского «Теплый хлеб»

Актуальность проекта.

Хлеб − это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Многие дети не знают о ценности хлеба, о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к нему небрежно.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Также проект направлен на формирование у детей нравственных качеств, развития творческих способностей и самостоятельности.

Цели проекта:

1 собрать материал о том, откуда и когда к нам пришел хлеб, о выращивании злаковых растений, о труде хлеборобов и всех профессий, связанных с выращиванием хлеба;

2 сформировать чувства уважения и бережного отношения к хлебу;

3 развивать творческие способности в процессе подготовки и реализации проектной деятельности;

4 развивать умение пользоваться дополнительной литературой, вести поисковую работу.

Задачи проекта:

1 создать представление о произведениях, которые посвящены хлебу;

2 провести викторину;

3 поставить инсценировку;

4 создать произведение в картинках.

Сбор информации

На данном этапе учащиеся читают необходимую литературу (М. Глинская «Хлеб», А. Нуйкин «Кусок хлеба», Ю. Крутогоров «Дождь из семян», К. Паустовский «Теплый хлеб»). Собирают материал об истории происхождения хлеба, о людях, чьи профессии непосредственно связаны с хлебом. Класс делится на группы, учащиеся могут выбрать группу по желанию. Ученики могут воспользоваться информацией, находящейся в школьной библиотеке или библиотеке города, в периодических изданиях или справочной литературе. Также можно привлечь родителей для помощи детям при работе в интернете, в поиске и обработке информации. Выполнение данного проекта рассчитано на один месяц, поскольку учащимся необходимо проделать большой объем работы. Весь класс должен прочитать четыре произведения, но когда ребята разделятся на группы, каждая группа будет работать с одним (третья группа с двумя) произведением. Группа презентует свой проект в виде задания для остальных учеников из других групп, именно поэтому знать содержание всех произведений должен весь класс.

Подготовку проекта учащиеся осуществляют по следующему плану:

  1. Выберите одно из предложенных заданий.

  2. Реши с кем будешь работать в группе.

  3. Продумайте все свои действия, необходимые для реализации проекта.

  4. Разделите работу между собой в группе.

  5. Продумайте заранее о том, что нужно приготовить заранее.

Свои готовые работы учащиеся представят классу в следующем виде:

Первая группа:

1)Подготовить информацию о том,как появился хлеб. Результат данной работы представить в виде устного выступления (5-7 минут), в выступлении участвуют все члены группы.

2) Проанализировать произведение Константина Паустовского «Теплый хлеб».

3) Составить альбом «Произведение в картинках». Для этого необходимо разделить произведение на части, выделить в каждой части главную мысль. Далее необходимо проиллюстрировать каждую часть произведения и придумать её описание (3-4 предложения). Представлять свои работы необходимо не последовательно, в разброс, для того что бы остальные ученики смогли самостоятельно восстановить последовательность событий в произведении (т.е. последовательность иллюстраций).

Вторая группа:

1) Подготовить информацию о людях героической профессии – хлеборобах и профессиях, связанных с выращиванием хлеба. Результат данной работы представить в виде устного выступления (5-7 минут), в выступлении участвуют все члены группы.

2) Проанализировать произведение Ю. Крутогорова «Дождь из семян».

3) Подготовить викторину. Разделить произведение «Дождь из семян» на части (не менее 5 частей), составить к каждой части 2 -3 вопроса, при ответе на которые, будет раскрываться смысл данной части произведения. На вопросы викторины отвечать будут участники первой и третей группы.

Третья группа:

1) Подготовить информацию о значении хлеба в годы войны. Результат данной работы представить в виде устного выступления (5-7 минут), в выступлении участвуют все члены группы.

2) Проанализировать произведения М. Глинской «Хлеб» и А. Нуйкина «Кусок хлеба».

3) Распределить роли, придумать костюмы и декорации. Представить одноклассникам инсценировку произведения М. Глинской «Хлеб». Представить одноклассникам сценку «Разговор родителей с сыном о значимости хлеба». Суть данной сценки заключается в том, что бы объяснить мальчику, как важен хлеб и то, что к нему необходимо относится уважительно. После такого разговора герои произведений «Хлеб» и «Кусок хлеба» поступили бы с хлебом абсолютно по другому. Каждый ученик должен принять участие, хотя бы в одной сценке. Участники других групп комментируют выступление.

Завершением выступления трёх групп будет исполнение хором песни «Корочка хлеба» Муз. М.Ю. Чичкова, Сл. П. Синявского.

Данный проект реализуется, исходя из следующего плана:

Подготовительный этап.

  • мотивация к учебной деятельности (на данном этапе следует создать благоприятную атмосферу для появления у учеников желания включения в познавательную деятельность);

  • определение темы, уточнение целей конечного результата, выбор рабочих групп.

Основной этап (самостоятельная работа групп):

  • поиск и отбор информации;

  • представление проектов классу.

Заключительный этап:

  • рефлексия учебной деятельности на уроке (зафиксировать полученные знания; настроить учащихся на новый проект);

  • самооценка (организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности).

Данная работа благоприятно воздействует на формирование нравственных качеств детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Литература:

  1. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

  2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие попроектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

  3. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС http://nsportal.ru/nAcHAlnAYA-sHkolA/MAtEriAlY-Mo/2013/08/26/proEktnAYA-dEYAtElnost-V-nAcHAlnoY-sHkolE-V-rAMkAkH-fgos

  4. Программа проектной деятельности в начальной школе http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/03/programma-proektnoy-deyatelnosti-v

Просмотров работы: 1620