РАЗВИТИЕ НАВЫКА ВЫДЕЛЯТЬ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ВЫДЕЛЯТЬ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема обучения русскому языку в коррекционной школе является сложной и многогранной. Русский язык является одним из основных предметов в специализированной школе. Важнейшей целью уроков русского языка является формирование речи как средства общения.

Речевое развитие детей - одна из актуальных проблем в современной коррекционной школе.

Программа по русскому языку дает детям элементарный объем знаний. Учащиеся приобретают необходимые умения и навыки. Интерес умственно отсталых учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный. Учитель должен вызвать интерес к теме различными средствами, такими как: поощрительные меры (оценка, одобрение, вручение фишек, разнообразные виды деятельности). Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения. Новый материал нужно давать только в первой половине урока. Наглядные средства нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Серьёзное требование предъявляется к речи учителя: она должна быть выразительная, правильная. Умственно отсталый ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать.

Автор методики обучения русскому языку в коррекционной школе А.К. Аксёнова выделяет пять основных методических принципов обучения умственно отсталых школьников русскому языку:

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип единства развития речи и мышления;

- принцип повышения языковой и речевой мотивации;

- принцип формирования чувства языка и опоры на него;

- принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

Рассмотрим систему упражнений по данной теме. Во 2 классе тема изучается как «Слово».

Упражнение 1: «Назови слово»

Инструкция: назови нарисованные на картинках предметы и ответь на вопрос. Вопрос и ответы запиши.

     

что это? Это …

что это? Это …

что это? Это …

Упражнение 2: «Найди ответ»

Инструкция: Прочитай. Добавь по вопросам слова по смыслу. Запиши четыре предложения.

Весной зацвели (что?)

Дождь

Летом поспели (что?)

Снег

Осенью выросла (что?)

Ягоды

Зимой (что?)… покрыл землю

Цветы

Осенью опадают (что?)

Мороз

Весной часто идет (что?)

Капуста

Летом светит ярко (что?)

Листья

Зимой сильный (что?)

Солнце

Упражнение 3: «Котик и козлик»

Задание: Прочитай. Ответь на вопросы. Ответы запиши. Подчеркни слова, обозначающие предметы.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

 

И лапкое котик

Помадит свой ротик,

А козлик седою

Трясет бородою

 

Кто ходит за котиком?

Кто бродит по садику?

Кто лапкой помадит ротик?

Кто трясёт бородою?

Упражнение 4: «Предметы»

Инструкция: Продолжи ряд слов, обозначающих название предметов.

Что?

Упражнение 5: Животные»

Инструкция: ответь на вопросы, используя слова второго столбика. Ответы запиши.

У овцы (кто?)

егнята

У свеньи (кто?)

поросята

У кошки (кто?)

котята

У белки (кто?)

бельчата

Упражнение 6: «Один-много»

Инструкция: рассмотри рисунки. Скажи, кто на них нарисован и что нарисовано. Поставь вопросы к словам, обозначающим предметы. Запиши слова по образцу, ставя к ним вопросы.

Образец: Что? Кукла - куклы.

Упражнение 7: «Звери и предметы»

Инструкция: выпиши сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, а затем на вопрос что?

Кто? - … , … , … .

Что? - … , … , … .

Упражнение 8: «один-много»

Инструкция: к словам, обозначающим один предмет, бери слова, обозначающие много предметов. Ставь к ним вопросы. Запиши.

Стол - (…?)…

Белка - (…?)…

Волк - (…?)…

Коза - (…?)…

Упражнение 9 «Стражник крепости»

Инструкция: Прочитай загадку. Спиши загадку. Подчеркни слова, обозначающие названия предметов. Запиши: улитка и крепость. Поставь к этим словам вопросы. Объясни почему к этим словам нельзя задать одинаковые вопросы.

Стражник в крепости сидит. Может очень он сердит – высунулся из окошка и давай мне строить рожки

Упражнение 10:

Инструкция: Прочитай добавляя слова по смыслу . как можно озаглавить текст. Спиши, вставляя слова, обозначающие предметы. Используй слова для справок. Подчеркни их.

Слова для справок: тучи, снег, ветер,метель.

Подул сильный (что?) …

Набежали черные (что?)

Пошел (что?)

Началась (что?)

Список литературы:

  1. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. — Изд. 2 — М.: Школа-Пресс, 1995. — 128 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994

Просмотров работы: 833