КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Попрыгина А.А. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема литературного образования младших школьников на современном этапе актуализируется через соотношение метапредметных и предметных результатов, обеспечивающих личностное становление обучающихся в начальной школе.

Развитие интереса к чтению, к художественной литературе и формирование умения учиться как взаимосвязанные стратегии уроков литературного чтения определяют поиск методических решений, обеспечивающих полноценное восприятие художественного произведения.

На формирование познавательных УУД направлен концептуальный анализ текста, делающим возможным переход к концептуальному уровню освоения художественного произведения в начальной школе.

Концептуальный анализ как мыслительное действие представляет собой сложное явление, имеющее свою методику исследования, свой комплекс приемов и подходов, способствующих достижению поставленной цели. Концептуальный анализ – способ исследования, используемый для выявления смысла художественного текста посредством выделения уже известных концептов. Но необходимо помнить о специфике восприятия литературного произведения младшими школьниками, следовательно, концепты могут ими не осознаваться и находиться лишь на уровне представления, т.е. в более интуитивном образе, чем логически организованном виде.

Цель концептуального анализа текста – дать по возможности полное знание о концепте, существующем в пространстве текста, способствуя тем самым постижению идеи произведения. Концепт как знание выражен в определённых языковых единицах. В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа.

Метод концептуального анализа предполагает три основных этапа работы с текстом:

  • создание творческой мотивации на понимание текста (определение функции рассматриваемого концепта в жизни человека);

  • решение комплексных языковых и речевых задач (что знает сам язык об этом концепте и каким предстаёт концепт в тексте);

  • создание собственного высказывания о концепте (что я знаю об этом концепте).

Таким образом, концептуальный анализ художественного текста предполагает, во-первых, выявление набора ключевых слов текста; во-вторых, определение базового концепта (концептов) этого пространства; в-третьих описание обозначаемого ими концептуального пространства.

В программе начальных классов уделено большое внимание изучению лирических стихотворений. Очевидно, что проза отличается от стихов, значит и к анализу стихотворений нужен особый подход. К лирическому тексту может быть применим универсальный путь анализа любого художественного текста – через систему образов, поскольку и мысль свою, и чувство автор передает читателю с помощью создаваемых им образов: героев, либо картин природы, либо образа-переживания, как в лирике.

Почти в любом стихотворение есть основной образ, который несет в себе определенный смысл и понимание которого может помочь понять идею всего произведения. Именно поэтому использование приема концептуального анализа может быть полезным в постижении авторского замысла и понимании метафоричности самого стихотворения.

Стихотворение Д. Самойлова «Перед снегом» включено в круг детского чтения образовательной программы «Школа 2100» и изучается в рамках раздела «Глухая пора листопада…». [1, с. 184] Для обучающихся в начальной школе данное произведение знаменательно не только как обращение к осенней тематике, но и в аспекте знакомства со спецификой лирического текста.

Осенняя природа, всегда такая разная, предстает перед нами в этом стихотворении в пограничном состоянии, в ожидании перемен. Пора активной жизни уже прошла, но новый этап еще не начался, и природа ждет изменений. Это состояние передается через динамичный образ усталой воды. Обратимся к рассмотрению концепта «вода».

С естественнонаучной точки зрения вода – неорганическое соединение, единственное вещество, способное пребывать в трех агрегатных состояниях. Вода – уникальный растворитель, благодаря чему могут происходить химические реакции, жизненно необходимые каждому организму. Без воды не может прожить ни одно существо на Земле. Представить свою жизнь без воды невозможно. Она находится везде: в атмосфере, литосфере, человеке и других организмах и даже в космосе. Вода участвует в круговороте веществ на Земле, способствует обновлению всего живого. [2, с. 174]

Образ воды присутствует во многих мифах, преданиях, культурах разных народов. В Библии, например, бесконечные воды океана символизирует первозданный хаос. В Новом завете «живая вода» олицетворяет дух Бога, вечности. Связано это с обрядом крещения. Человека погружают в воду и как бы обращают в веру. Совершение таинства корнями уходит в евангелие, где пишется, что Иисус был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этом случае вода символизирует очищение, отпущение первородного греха. Иисус говорил: «Главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу». [3]

Индуизм предполагает утренний обряд очищения водой ежедневным обязательством, а все потому, что она пропитана силой духовного очищения. Вода является проводящей системой для снабжения всех органов и систем человеческого тела жизненной силой, которую в Индии называют праной, а в Китае ци.

В мусульманской интерпретации вода — символ милосердия, знания и жизни. Для мусульман она также способ очищения. Существуют специальные обряды обмывания. Самый главный включает в себя обмывание всего тела, который рекомендуется перед молитвами по пятницам и прикосновением к Корану.

У древних славян вода издревле считалась священным источником жизни, которому приписывались подчас сверхъестественные силы, такие как очищение, обновление. [4] Вода – одна из стихий, участвующих в мироздании, поэтому понятны чувство благодарности и почитание ее человеком. Но при этом вода в сознании людей имеет не только положительные ассоциации, но и отрицательные. Вода – это бесконтрольная, разрушительная, карающая сила, вызывающая у людей страх и трепет. Таким образом, в сознании людей сохранилось двойственное отношение к воде. С одной стороны, в воде видится средство очищения и дарования новой жизни и силы. А с другой стороны – страх перед ее мощью, перед ее пограничным состоянием между миром живых и мертвых, перед ее потусторонними способностями. Не зря все русалки, водяные и другие природные силы водились именно в воде. Кроме того, именно по воде сплавлялись души умерших в царство мертвых. В сказках вода может быть как живой, так и мертвой. Таким образом, вода предстает неподвластным человеку явлением, которое одновременно может даровать и жизнь и забрать ее.

Вода – постоянно изменяющаяся субстанция, жизненно необходимая всему живому на земле. Без воды нет жизни. Вода является одной из основных составляющих частей тела человека. Поэтому представляется возможным соотнести между собой определенные состояния воды и состояния человека. Именно вода дарует жизнь всему, что есть на свете. И эта линия, несомненно, просматривается в стихотворении Д. Самойлова.

Начало стихотворение – как будто бы вырванный момент из всего потока жизненных эпизодов. То есть и до начала этого стихотворения была какая-то жизнь, все началось задолго до того, как автор начал свое повествование. Данное стихотворение – всего лишь один маленький эпизод из всей жизни.

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

В начале стихотворения жизнь еще бурлит, еще текут ручьи, идет дождь, сама природа еще живет. Но, как и все живое, вода тоже устает. Устает от бесконечного движения, радости, журчания, звуков, мирской суеты. Устает от отсутствия спокойствия, когда всегда нужно куда-то бежать, что-то искать и делать. Нельзя сказать, что она жаждет зимы с воодушевлением, радостью. Приход зимы неотвратим, и у воды, как и природы, в целом нет выбора: «распутица кончается». Все давно предрешено, ничего нельзя изменить. И эта обреченность и неотвратимость «конца» вызывает гнетущее впечатление, сокрушает нас своей неизбежностью.

Во второй части стихотворения жизни становится еще меньше, движение пассивное и медленное. Постепенно из воды уходит вся жизнь. Она тихо умирает.

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло.

Серые цвета, неприглядный пейзаж, голые ветви деревьев, свинцовые тучи – все это создает ощущение скорой смерти. И что самое страшное – смерти неизбежной. А от этого появляется страх. Страх того, что же будет дальше, что будет после смерти и будет ли вообще что-то.

К самому концу произведения все как будто замирает. И вода, и природа – все остановилось, как будто жизнь застыла в ожидании покоя, конца всего существования.

Ну а покуда - в мире тишина.

И как бы ни неизбежен был конец, автор все равно, дает надежду на жизнь. Он точно знает, что жизнь не остановится:

Вот-вот повалит снег.

Вся черная земля покроется белым снегом. Белый – цвет чистоты, обновления. То есть, все как будто начнется заново. Начало будет спокойным и недвижимым, когда вода будет в состоянии льда, и вся природа будет спокойной и однообразной. Но эта однообразность даст возможность набраться новых сил, ведь этот лед растает, зима пройдет, вода станет талой. И жизнь закипит и забурлит как река заново. Автор вселяет надежду на то, что ничто не заканчивается, что жизнь есть даже после смерти. Любая смерть это только лишь точка, которую нельзя избежать, но ее не нужно бояться, нужно принять ее как данность, ведь вслед за этой точкой наступит другая жизнь.

В стихотворении перед нами предстал образ «усталой воды». Слово «усталый» в толковом словаре С.И. Ожегова имеет 2 значения: «1. Испытывающий слабость, упадок сил после продолжительной работы, движении. 2. Обнаруживающий, выражающий усталость». [5] Эти два значения не противоречат друг другу и полностью соотносятся со стихотворным значением автора. С приходом зимы вода заледенеет, что даст ей время отдохнуть, набраться новых сил. А после того, как эта пауза закончится наступит новый период – вода растает, станет талой. Слово «талый» в толковом словаре С.И. Ожегова имеет такое значение как «растаявший, оттаявший под действием тепла». Исследуя семантику слов «усталая» и «талая», можно заметить их схожесть в буквенном составе слов. Если рассмотреть значение слова «усталая» через значение слова «талая», то «ус-талая» вода – это метаморфоза талой воды. Вода устала из-за постоянного движения, насыщенности и быстроты жизни. Движение не внешнее, а внутреннее, которое не всегда можно заметить, является состоянием воды, формой ее жизни, по причине которой происходит переход воды «талой», еще полной сил и энергии, в воду «ус-талую», у которой эти силы уже на исходе. Как уже отмечалось ранее, вода – уникальный растворитель. Растворяя в себе определенные вещества, она приобретает новые компоненты в своем составе, следовательно меняется и сама. Постепенно в ней становится все больше и больше инородных веществ, примесей, она становится уже не такой чистой, забирая все ненужное из окружающего мира. Причиной усталости также является и отсутствие душевных сил, тепла окружающего мира. Вода находится в движении долгое время, тратит свою энергию и не восполняет ее, поэтому движение есть причина перехода одной формы жизни в другую и самостоятельная форма жизни одновременно.

Промежуточным состоянием между переходом воды усталой в талую является заледенение, которое выступает в роли эмбрионального состояния – процесса очищения и обновления, изменения и преображения, рождения новой воды. Благодаря этому процессу заледенения, заложенному природой, вода избавляется от упадка сил, т.е. от усталости. Тогда процесс перехода усталой воды в лёд сопровождается смертью, а процесс таяния льда – перерождением, т.е. появлением новой жизни.

Таким образом, состояния вода и переходы, отраженные в стихотворении Д. Самойлова «Перед снегом», можно представить в виде схемы.

Представленная схема отображает четыре основных формы жизни воды, ее природные состояния, которые можно соотнести со временами года, с циклической жизнью природы. А если иметь в виду лирическую природу этого текста, то концептуальная метафора – «вода - это жизнь» – поможет выразить человеческий, личностный план содержания стихотворения: тепло чувств, взаимоотношений способно согреть и преодолеть усталость, неподвижность.

Таким образом, концептуальный анализ способствует постижению авторской идеи произведения через выстраивание смысловых полей основного концепта этого произведения.

Концептуальный анализ лирических произведений на уроке литературного чтения в начальной школе может быть достаточно эффективен, так как приводит к раскрытию смысла произведения через основной образ и поле его значений. Неоднозначность трактовки этих значений позволяет рассматривать произведение с разных позиций, находя при этом художественную идею, заложенную автором, и вступая в диалог с ним и с другими читателями. При этом расширяется кругозор обучающихся, развивается их самостоятельность при решении учебных задач, их способность к смыслопорождающей деятельности, что способствует повышению уровня восприятия художественного произведения и становлению гармонично развитой личности.

Библиографический список:

  1. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 3 класс. ("В одном счастливом детстве") : учебник; в 2-х ч. Часть 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – 4-е изд., перераб. – М. : Баласс, 2012. - 208 с.

  2. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания : учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.

  3. Библия, Сирах, 29:24

  4. Символы, знаки, эмблемы : Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын ; под общ. ред. В.Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 494 с.

  5. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Сетевой режим доступа: biblioclub.ru

Просмотров работы: 3521