ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА В БЫЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА В БЫЛИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Янсарина Е.Н. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых - Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.

Спросите любого взрослого человека – какие книги Льва Николаевича Толстого он знает, и каждый вам ответит – «Анна Каренина» и «Война и мир». Безусловно, именно они принесли ему всемирную известность. Но Лев Толстой писал не только взрослые произведения, был еще и Лев Толстой для детей. Одними из первых были рассказы о собаке Бульке, о ее преданности своему хозяину.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

«Лев и собачка», это микрорассказ, который ходит в сборники «Вторая русская книга для чтения» 1875 года, В «Хрестоматию детской литературы» 1975 года выпуска (рис.2) , в сборник микрорассказов Л. Н. Толстого 1981 года « Лев и собачка» (рис.3) , в этот сборник также входят микрорассказы, как «Орел», «Пожарные собаки», «Булька». Микрорассказ - это очень короткий рассказ.

Эта история произошла давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории Толстому рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает, но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен. Он плакал, когда слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой. Эта черта сострадания сохранилась в нём до конца жизни.

Произведение «Лев и собачка» является былью. Быль -и, ж. 1. То, что было в прошлом (устар.) 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). [1.65]

Название рассказа говорит о том, что речь пойдет о диком животном льве и о домашнем животным маленькой собачке. Не зная о чем рассказ, мы не можем сказать какие у них взаимоотношения, кто они друг другу и что их связывает, но зная, что рассказ является былью, мы можем предположить, что сюжет будет связан с жизнью этих двух животных.

В словаре С. И. Ожегова ЛЕВ ( Рис. 4)- это крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов.[1.320]. Слово собачка в том же словаре, это уменьшительно - ласкательное от слова «собака» образованное с помощью суффикса –чка-. СОБАКА ( Рис.5)- домашнее животное семейства псовых.[1.739]

В названии союз «и»[1.235] соединяет два слова лев И собачка. Почему именно этот союз? Союз «и» является соединительным союзом. В произведении «Лев и собачка» союз «и» соединяет противоположности между семейством кошачьих и псовых, но по названию мы не можем сказать, что их объединяет или показывала их вражду. Поэтому перейдем к построчному анализу произведения.

Первый абзац: «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» является завязкой данного произведения. Читатель видит здесь противопоставления между дикими и домашними животными, у этих животных разный темперамент, разная среда обитания. Лев относится к семейству кошачьих, а собачка к псовым, кошки и собаки это вечные враги, но по названию и первому предложению читатель не видит вражды между ними.

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям. Это предложение вызывает у читателя неприятные ощущения, появляется чувство жалости к домашним животным.

В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

«Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». Этот человек проявил жестокость по отношению к бедной маленькой собаки, он знал, что собачку бросят на съедение к дикому зверю и даже не проявил жалости к ней. В этом предложении используется слово «собачонка», 1. уменьш. к сущ. собака 2. Уничижительное к сущ. Собака[2.739], в этом случае, собачонка употребляется, как уничижительное значение, отношение не ласковое, а пренебрежительное. Человек, пришедший в этот зверинец, не проявил сострадание к собачке и ее бросили в клетку на съедение ко льву. Слово «Бросили», употребляется в значении «причинили страдания».

Вызывает чувство жалости, сострадания, а человек неприятие.

В абзаце «Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее» говориться уже о самой собачке и льве. В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно, но он много написал о поведении этих животных.

«Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки». По этому предложению можно понять состояние собачки, она испугана, «поджать» подобрать под себя или прижать к себе, она прижала к себе хвост, это значит у животных испуг.[1.535] «Лев подошел к ней и понюхал ее» он не набросился сразу и не растерзал ее. И читатель думает, почему он так сделал? Скорей всего лев был сыт. Если бы лев был голоден, то он бы съел собачку. Лев не воспринимается как отрицательный герой, диким животным тоже надо есть.

В предложении « Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком» (Рис.6) . собаки проявляют свое дружелюбие и доверие. Она была очень добрая, игривая и ласковая, приветливо махала хвостиком. Собачка признала его силу. Автор употребляет по отношению к собачке такие слова как, «лапки», «хвостик», «собачка», «собачонка» почему автор так ласково относится к ней? Наверно он любит ее, потому что она маленькая, добрая, беззащитная, ласковая.

А в предложении, «Лев тронул ее лапой и перевернул», у льва «лапа» нет уменьшительно- ласкательного сопоставления, потому что лев - это хищник, царь зверей, крупное животное.Используется слово « тронул» прикоснуться к кому - чему-либо рукой или в данном случае лапой[1.812]. Он сделал это ласково, слегка прикоснулся. Лев заинтересовался собачкой, она ему понравилась, лев поступил с собачкой не грубо, как ожидал читатель.

«Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки» (Рис.7). Она встала на задние лапки, увидев во льве нового хозяина. Собачка поступает необычно, словно хочет развлечь льва за то, что он ее не съел. Собачка была домашняя, дрессированная у нее были хозяева, которые научили ее этому.

«Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее» Она была маленькая и беззащитная, поэтому он ее не трогал. «Не трогал» употребляется тут как, не обижал, не беспокоил, не задевал.

В следующем предложении «Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке», автор рассказывает о том, как лев делиться едой с собачкой, ему для ее ни чего не жалко и они теперь друзья, а с друзьями надо делиться, не обижать их. Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. Эта собачка его единственный друг ему было одиноко в своей клетке, а теперь он не один. Слово «оторвал» 1. кого (что). Отделить рывком, дёрнув, натянув.[1.476] Значит что он хищник он не откусил, а именно оторвал кусок мяса, таким образом, лев проявил заботу по отношению к собачке, что бы собачка не осталась голодной.

«Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу». (Рис. 8) В этом предложении у собачки проходит чувство страха перед львом ,«… легла подле него…», «подле» -(устар. и книжн.). нареч. Около, близко, совсем рядом, [1.537] легла близко это значит что она доверяет льву, «доверие» -я, ср. Уверенность в чьей-н. добросовестности, искренности, в правильности чего-н.[1.170] Это значит, что собачка была уже уверенна в том, что лев не причинит ей зла, она была в нем уверена. Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

В следующем абзаце «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней» говориться о том, что между львом и собачкой завязалась дружба. Употребляется наречие «иногда», время от времени, порой. [1.248]

«Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему» «Барин» -, -а, мн. господа, -од и. 1. В дореволюционной России: человек из привилегированных классов (помещик, чиновник), а также обращение к нему. 2. перен. Человек, к-рый не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (разг.). || ж. барыня, -и; тин. и ласк. барынька, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. барский, -ая, -ое.[1.36] У барина нет искренней привязанности к собачке, нет сигналов что ее ему не хватает, она ему не нужна, он хотел вернуть свое, свою собственность. «Собственность»- , -и, ж. Право на владение кем-чем-н. [2. 740]Но собачка не обрадовалась появлению своего хозяина, наверно потому, что она очень полюбила льва и подружилась с ним и не хотела расставаться.

«Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал» (Рис.9). Лев тоже очень любил собачку и не хотел ее терять, поэтому он ощетинился и зарычал. Слово «Ощетинился», в толковом словаре Ожегова смотрим слово «щетинить»- подняться торчком, встопорщиться (о щетине, шерсти животного) при защите или нападении.[2.904] В этот момент лев встал на защиту собачки, и хозяин зверинца не смог ее забрать, побоялся льва.

«Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке». Жизнь льва и собачки изложена только в одно предложение потому, что в клетке, в неволе жизнь не весела, и не особо богата событиями.

« Через год собачка заболела и издохла» не говориться почему заболела собачка не говориться почему умерла, но все таки она прожила целый год со львом в одной клетке и это значит что лев и собачка подружились. В этом предложении употребляется глагол «издохла» в значении умерла, который употребляют к животным. Собачка умерла, и лев остался один. Поведение льва отличалось от его привычного поведения, необычность его поведения заключалось в том что, «Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой». Все он это делал от безысходности, он не знал, как вернуть своего друга. Скорей всего лев не сразу понял, что собачка умерла, может он думал, что она спит и пытался ее «разбудить» этими действиями.

«Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол».. Он был зол от потери своего единственного друга. «…бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…» он места себе не находил, он не знает, как вернуть своего друга. Лев страдает и не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

«Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих» Целый день лев не мог найти себе места от потери своего друга. Такие понятия, как бился, метался, ревел указывают на то , какое горе испытывает лев от потери друга. «Биться» - ударяться, колотиться, «метаться»- суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях, «реветь» - кричать, издавая протяжные, громкие и напряженные звуки. Они все включены в один ряд, означающие горе льва от потери своего друга, с котором он прожил целый год, с другом, с которым делился едой, спал и играл. Затем, лев затих он перестал издавать какие- либо звуки, перестал действовать. Перестал метаться по клетке, кричать и реветь. Он просто лег рядом с ней и ничего не делал.

Лев не хотел расставаться с собачкой «Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней», он горевал по ней и не хотел, чтобы ее отняли у него. Для хозяина зверинца это была всего лишь мертвая собачонка, а для льва это был лучший друг.

«Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски». Хозяин зверинца попытался изменить ситуацию. Он дал живую собачку льву, «живая» такой, который живёт, обладает жизнью[1.193], но лев ее убил, разорвал на части, потому что у льва не остыла боль утраты, он остался верен своему другу, друзей не меняют, лев был предан своей собачке. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату своего друга, так же как человек переживает утрату близких людей.

Развязка этой истории обозначена в двух последних строках. « Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней». «На шестой день лев умер» (Рис 10). Лев был преданным другом, поэтому потрясённый гибелью собачки умер, пережив её на несколько дней. Лев умер от тоски. Это свойственное людям чувство. «Тоска» -душевная тревога, уныние.[1.805]

Эта история доказывает нам то, что и диким животным свойственно чувство привязанности и люди должны быть к ним гуманны. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным. «Гуменный», -ая, -ое; -анен, -анна. Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели. Поступить гуманно (нареч.). || сущ. гуманность, -и, ж.[1.149]

На примере рассказа « Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными, их судьбами как хотят. Поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности, гуманности.

Литература:

1. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=97

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 2003

3. Толстой Л.Н. Лев и собачка. Рассказы. Для дошкольного возраста. Москва: Издательство «Детская литература», 1981

4. Хрестоматия школьника: Лев Толстой Детям: Рассказы, басни, сказки, былины – М.: АСТЕЛЬ 2004. – 37 стр.

5. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/TOLSTOY_Lev_Nikolaevich/_Tolstoy_L.N._Sborniki_.html

6. Родная речь. Чтение. 3 класс: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Изд. Просвещение, 2011

Л.Н.Толстой

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

рис. 1 Лев Николаевич Толстой

рис.2

Сборник Л Н Толстого «Лев и собачка» 1981 год.

Рис.3

Рис. 4 Лев

Рис. 5 Собачка

Рис.6

Рис. 7

Рис. 8

Рис.9

Рис. 10

Просмотров работы: 12406