ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Шамсутдинова А.Р. 1, Ганцен Н.Ф. 1
1ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информация из вспомогательного инструмента превратилась в один из главных ресурсов. Наиболее распространенным приёмом управления является управление самими СМИ. В настоящее время в России функционирует система средств массовой информации (СМИ), представляющая собой рынок информационных ресурсов. Традиционно информационный рынок СМИ структурируется по способу распространения информационной продукции. При этом выделяется четыре крупных сектора информационного производства, упорядоченные по уменьшению размера аудитории и рынка в целом:

– печатная продукция;

– телевидение и радио (эфирное и кабельное вещание);

– цифровая и аналоговая продукция на переносимых машиночитаемых носителях (аудио, видео, компьютерная продукция);

– продукты и услуги, распространяемые через сети передачи данных, в том числе Интернет[1].

Каждый класс продукции имеет собственную инфраструктуру создания и распространения, которые до последнего времени почти не пересекались между собой.

На сегодняшний день в России функционирует достаточно разветвленная система распространения прессы, и, несмотря на ряд существующих проблем. Российский рынок распространения периодической печатной продукции неоднозначен: с одной стороны, свою функцию обеспечения свободного доступа населения к печати он выполняет, но, с другой стороны, множество проблем, мешающих стабильному развитию рынка: отсутствие отраслевых стандартов, низкий уровень развития логистики и современных технологий газетно-журнальных продаж, отсутствие единых согласованных правил функционирования рынка, отсутствие статистической информации по рынку и др.

В 2007 году в Российской Федерации зарегистрировано 40 223 периодические печатные издания. В том числе: 23 446 газет, 13 849 журналов, 2920 альманахов, сборников, бюллетеней и магнитных носителей. В последние годы количество зарегистрированных в стране печатных изданий сокращается как отмечает Д. В. Мартынов. В 2014 году их общее количество уменьшилось на 1,5 тыс. по сравнению с 2013 годом. Той же тенденции подвержены и электронные СМИ, численность которых в 2012 году составляла 22 тысячи, а в 2014 году – 21,5 тысячи зарегистрированных проектов. С рынка ушли невостребованные или убыточные средства массовой информации[3].

Вместе с тем, появились и новые печатные медиа. В 2013 году 28% новинок – это информационно-новостные или общественно-политические региональные СМИ, которые призваны отражать новости и жизнь регионов, городов России. Часть из этих изданий поддерживается региональными властями. 9% новых печатных медиа – это клиентские журналы. Достаточно много новых проектов выходит по тематическим группам – «Издания о здоровье», «Дача, сад, огород», «Недвижимость», «Детские издания», «Научно-популярные издания» [3].

Однако рынок прессы России столкнулся сегодня с перепроизводством периодической печати с точки зрения реальных потребностей и финансовых возможностей населения. Всё больше газет и журналов не находят своего читателя, что характерно и для новых, и для старых изданий. Российской периодике нужна здоровая рыночная селекция. Административно решить эту проблему невозможно, но толчок процессу со стороны государства дать необходимо.

Насыщенность газетного ранка страны велика, в связи с чем, достичь успеха на нём новичкам, особенно серьёзным ежедневным изданиям, непросто. Из центральных газет за последние 5 лет это удалось, только газете «Ведомости». Немного таких примеров и в регионах. Без прямой финансовой поддержки со стороны бизнеса или власти (в лучшем случае перекрёстного финансирования в рамках медиахолдингов), ныне не могут обойтись даже большинство старых российских ежедневных газет. Это негативно сказывается и на содержании ежедневной прессы, и на доверии к ней читателей. Необходимость серьёзного улучшения содержания и рыночной привлекательности российских газет как продукта очевидна, но предметно занимаются этим далеко не все издатели и редакционные коллективы.

Острой остаётся проблема достоверности заявленных тиражей российских газет и журналов, как правило, они завышаются на 15-35 %, а нередко в 2-3 раза и более, однако эффективная система тиражного аудита в стране отсутствует. В целом понимание необходимости коренного изменения ситуации в этом плане уже сложилось и даже предприняты меры по реорганизации Национальной тиражной службы.

Темпы регистрации электронных периодических печатных изданий в России несравненно ниже, чем традиционных печатных.

Анализируя состояние рынка прессы России, необходимо особо подчеркнуть, что в настоящее время суммарные доходы от продажи тиражей и размещения рекламы не обеспечивают независимое развитие большинства отечественных газет и значительной части журналов. Без так называемых «политических» и «спонсорских» бюджетов, с общеизвестными последствиями для свободы слова и редакционной независимости, в ближайшие годы им тоже не обойтись. Следовательно, весьма внушительный массив нерыночных периодических изданий в стране и далее будет оставаться зависимым от различного рода администраций, большого и малого бизнеса, политических партий движений и фондов, в общем, от всех тех, кто даёт деньги в обмен на собственную информационную или PR-поддержку.

В России насчитывается, по меньшей мере, 1000 зарегистрированных негосударственных станций. В каждом большом городе и во многих мелких населенных пунктах работает, по меньшей мере, одна местная негосударственная коммерческая телевизионная станция, а в ряде городов действуют многочисленные конкурирующие между собой частные каналы.

Российское телевидение и радио, которые иногда не совсем правомерно называют «электронными СМ» сталкивается со следующими проблемами: нет прочной законодательной базы, и потому у телестанций не может быть никаких гарантий при разработке долгосрочного бизнес-плана; значительная часть национальных СМИ (как печать, так и ТВ и радио) находится под контролем нескольких частных лиц и корпораций; большинство художественных фильмов, демонстрируемых на российском ТВ, иностранного производства из-за отсутствие достаточного госфинансирования; местные станции развиваются очень неравномерно, в зависимости от состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции; региональный рынок развит слабо из-за отсутствия данных о его размерах и потенциале.

В России наиболее динамично развиваются деловые и информационные электронные СМИ, которые демонстрируют качественный прорыв в способах и интенсивности доставки информации потребителям. Лидерство по трафику в 2012 и 2013 годах уверенно удерживает интернет-издание Lenta.ru, аудитория которого насчитывает около 11,3 млн. уникальных посетителей в месяц. На второй и третьей позициях, по оценкам экспертов, находятся электронные СМИ – «Комсомольской правды» и Газета.ру.

По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.

Российское законодательство не дает легального определения понятия "сайт" ("сайт в сети Интернет"), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин "официальный сайт" встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (источник - rg.ru2008/08/25/internet.html). В большинстве регионов России интернет-коммерция пока не сильно прижилась и роль в региональных сегментах Сети контент-ресурсов немаловажна. Без развития этих ресурсов невозможно привлечение в Сеть широких масс региональных потребителей, а без этого невозможно продвижение в регионы и интернет-коммерции.

Для того чтобы прочитать обычный бумажный журнал или газету, их надо купить. Деньги, заплаченные читателями, в результате распределяются между продавцом, типографией, издателем и авторами - все при делах. Для того чтобы прочитать интернет-журнал, надо просто подключиться к Интернету, заплатив ISP-провайдеру - при делах только он. Для того чтобы разместить интернет-журнал в Сети его редактор должен заплатить контент-провайдеру (издателю), а тот, в свою очередь, ISP-провайдеру. Большинство электронных библиотек в Интернете создается также без учета авторских прав.

Многие виды информационных ресурсов, большие по объему и важные по значению, такие как Архивный фонд, государственные регистры и кадастры, массивы информации о природных ресурсах, в Рунете практически не присутствуют. Другие, например, библиотечные и музейные фонды или массивы правовой информации, играют в Рунете значительно меньшую роль, чем в информационном обслуживании в целом.

В тоже время в Рунете в большом количестве представлены ресурсы, относящиеся к сфере массового потребления – новости, реклама, развлекательная и справочная информация, визитные карточки организаций и физических лиц. Часть из этих ресурсов являются интернет-версиями средств массовой информации, но большая часть поступает в Интернет напрямую из различных источников - как корпоративных, так и частных. В целом информационные ресурсы Интернета значительно больше ориентированы на массового пользователя, чем информационные ресурсы страны в целом[2].

Литература

1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России /А.Б.Антопольский. – Москва: «Информрегистр», 2004. 320 с.

2. Петрушин, Е. В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) - средством массовой информации? [Электронный ресурс] – Режим доступа, URL: http://www.rg.ru2008/08/25/internet.html

3. Мартынов, Д.В.: Новые идеи, новые технологии и новые медиа на рынке печатных СМИ России, URL: http://www.arpp.ru…martynov…novye-idei…media-na…smi-rossii…

Просмотров работы: 2684