ДИРЕКТИВА ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 2000 ГОДА И ДИРЕКТИВА ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЯХ 1999 ГОДА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИРЕКТИВА ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ 2000 ГОДА И ДИРЕКТИВА ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЯХ 1999 ГОДА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАА

Маркова К.В. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Директива – тип законодательного акта Европейский союз.

Директива Европейского союза вступила в силу 8 июня 2000 г. №2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке (проект Директивы был одобрен 28 февраля 2000 г. Европейским советом, а 4 мая 2000 г. – Европейским Парламентом). Таким образом, в Европейском союзе сделаны все необходимые предварительные шаги к формированию рамочных правил для развития электронной коммерции – цели, определенной двумя основополагающими документами – Европейской инициативой 1997 г. в области электронной коммерции и Предложением Комиссии ЕС 1998 г. по вопросам, рекомендуемым к включению в Директиву [1].

Рассматривая Предложения Комиссии Европейского союза 1998 г. и сравнивая его с Директивой, можно проследить эволюцию подхода европейских правоедов [1].

К законодательному регулированию электронной коммерции. Перечень основных проблем правового регулирования, сформулированных в Предложении, приводится в виде таблицы, после чего в статье представлен подробный анализ того, каким образом указанные проблемы получили свое отражение в Директиве [3].

Для наиболее точного определения характера правоотношений в ст. 2 Директивы используются два ключевых понятия:

1. «Услуги информационного общества» (Information Society services). Данное понятие было впервые сформулировано в Директиве 98/34/ЕС от 22 июня 1998 г.; под «услугами информационного общества» понимаются любые услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение, дистанционно, с использованием электронных средств обработки и хранения данных; по индивидуальному запросу получателя услуг.

2. «Координируемая область регулирования» (coordinated field) — установление в национальном законодательстве тех требований, которые должны выполняться сервис-провайдером. Данные требования касаются квалификации сервис-провайдера, порядка начала деятельности (разрешительный или уведомительный) и ее дальнейшего осуществления (правила поведения и ответственность сервис-провайдера, требования к содержанию и качеству услуг, а также к рекламе и заключению договоров). Данное понятие не включает в себя требований в отношении товаров, как таковых, и их доставки, а также услуг, предоставляемых без использования электронных средств[6].

В настоящее время, поскольку Директива вступила в силу, государства - участники ЕС обязаны принять соответствующие законы (если они отсутствуют) или привести в соответствие с Директивой действующее национальное законодательство, регламентирующее предоставление услуг информационного общества в рамках координируемой области регулирования. Вместе с тем уже в ст. 1 Директивы содержится ряд исключений из общего правила.

1. Директива действует дополнительно к законодательным системам ЕС и страны-участника, устанавливающим уровень защиты прав потребителей и системы здравоохранения.

2. Директива не устанавливает правил в области международного частного права.

3. Директива не применяется к отношениям в следующих областях:

налогообложение; обработка персональных данных; соглашения и практика, регулируемые антимонопольным законодательством; деятельность нотариусов и лиц аналогичных профессий; защита интересов клиента в суде; игорный бизнес [6].

Регулирование деятельности сервис-провайдеров. Директива утверждает в качестве основополагающего принцип свободы трансграничного предоставления услуг информационного общества. Данный принцип реализован в ст. 3 (2), в соответствии с которой государства-участники не могут ограничивать свободу предоставления услуг информационного общества с территорий других государств-участников по причинам, выходящим за рамки координируемой области регулирования. Однако действие этого принципа ограничено двояким образом [8].

Во-первых, он не применяется к следующим вопросам:

авторского права и смежных прав, прав промышленной собственности, эмиссии электронных денег, выбора права, применимого к договору, обязательств по договорам с потребителями, некоторых других сфер регулирования.

Во-вторых, государствам-участникам предоставляется право применять ограничительные меры, касающиеся конкретных услуг информационного общества, предоставляемых с территорий других государств-участников. При этом применяемые меры должны касаться общественного порядка (в особенности предотвращения, расследования и пресечения уголовных преступлений), защиты системы здравоохранения, общественной безопасности (включая национальную безопасность и оборону), а также защиты прав потребителей (включая инвесторов); действовать в отношении конкретной услуги информационного общества, которая наносит ущерб сферам общественных интересов, перечисленным в предыдущем пункте, или способствует серьезному и значительному риску причинения такого ущерба; быть соразмерными характеру указанных сфер; вводиться с предварительной просьбой к государству-участнику, с территории которого предоставляется услуга информационного общества, принять соответствующие меры (данное правило может не соблюдаться в случае чрезвычайной необходимости), а в случае непринятия таковых необходимо уведомить другое государство-участник о намерении применить ограничительные меры [4].

Вопросы коммерческих сообщений. Для формулировки понятия коммерческих сообщений в Директиве используются два основных критерия, которые закреплены в ст. 2 :

1. Цель использования — коммерческие сообщения должны способствовать, прямо или косвенно, продвижению товаров/услуг или улучшению имиджа компаний, организаций или лиц.

2. Вид деятельности — указанные компании/организации/лица должны осуществлять коммерческую, промышленную или ремесленную деятельность либо их профессии должны принадлежать к категории регулируемых [5].

Директива не рассматривает в качестве коммерческих сообщений информацию, позволяющую обеспечивать непосредственный доступ к деятельности компаний/организаций/лиц (в частности, доменное имя или адрес электронной почты), а также сообщения относительно товаров/услуг или имиджа компаний/организаций/лиц, составленные в независимой форме, в особенности когда в них нет финансовых вопросов [5].

Признание сообщений коммерческими влечет за собой применение к ним специальных требований, минимальный перечень которых содержится в ст. 6–8 Директивы и включает в себя следующие условия:

1. Коммерческие сообщения должны быть явным образом идентифицируемы как таковые. В отношении инициативных (не запрошенных потребителем) коммерческих сообщений, направляемых по электронной почте, вводится требование о том, чтобы они были идентифицируемы сервис-провайдером явным и недвусмысленным образом с момента их поступления к получателю услуг.

2. Физическое или юридическое лицо, от чьего имени направляются коммерческие сообщения, должно быть идентифицируемо явным образом. В том случае, если коммерческие сообщения направляются лицами регулируемых профессий, должны соблюдаться требования профессиональных правил и кодексов поведения, регулирующих оказание услуг указанными лицами.

3. Стимулирующие предложения (скидки, премии, подарки), разрешенные в той стране, где учрежден сервис-провайдер, должны быть явным образом идентифицируемы как таковые, а условия, которые необходимо выполнить клиентам, претендующим на данные предложения, должны быть легко доступны и представлены ясным и недвусмысленным образом.

4. Стимулирующие соревнования или игры, разрешенные в той стране, где учрежден сервис-провайдер, должны быть явным образом идентифицируемы как таковые, а условия участия в них — легко доступны и представлены ясным и недвусмысленным образом [10].

Как видно из содержания требований к коммерческим сообщениям, их основной целью является предоставление получателю услуг всей необходимой информации для принятия последним самостоятельного решения об их использовании или неиспользовании [6].

Заключение договоров с применением электронных средств.

Директива предусматривает обязанность государств-участников обеспечить в своих правовых системах возможность заключения договоров с использованием электронных средств (ст. 9). Вместе с тем государствам-участникам предоставлено право сделать исключение в отношении следующих категорий договоров: договоры, в соответствии с которыми создаются или передаются права на недвижимое имущество (за исключением прав аренды); договоры, требующие в соответствии с законодательством вовлечения суда, органов государственной власти или лиц, облеченных государственной властью; договоры о предоставлении поручительства и о залоге ценных бумаг, исполняемые лицами, которые действуют в целях, не имеющих отношения к сфере торговли, предпринимательства или профессии этих лиц; договоры, регулируемые семейным или наследственным правом [3].

Директива об электронных подписях 1999 года. Электронная подпись – это данные в электронном формате, которые прилагаются к другим электронным данным или логически ассоциируются с ними и служат в качестве метода установления аутентичности [2].

Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе [3].

Повсюду в мире все шире используется электронная цифровая подпись, в особенности в банковской системе. Отсутствие правового регулирования порядка и последствий применения электронно-цифровой подписи на государственном уровне долгое время затрудняло ее использование [8].

В 1973 г. 239 банков стран Европы и Северной Америки учредили Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций с целью создания международной сети для передачи данных между финансовыми организациями. Сегодня S.W.I.F.T. является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций, обеспечивающих оперативную, безопасную и надежную передачу финансовых сообщений по всему миру.[3] Пользователями этой системы являются крупнейшие финансовые институты из 177 стран мира. Сравнительно до недавнего времени отсутствовало должное правовое регулирование отношений, возникающих в момент создания электронной цифровой подписи и их последствий на государственном уровне. Особая важность правового регулирования этой проблемы обусловлена тем, что сегодня, в эпоху глобальной информатизации, сложно решать какие-либо вопросы без современных средств подписания документов, законным образом оформляющих заключение сделок[4].

С 1996 г. начались работы по созданию Типового закона об электронной подписи в специально созданной рабочей группе в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL). В феврале 2000 г. был представлен проект Типового закона, вызвавший, впрочем, неоднозначную реакцию в деловых кругах. Документ представляет собой, скорее, набор основных принципов регулирования электронной подписи и должен рассматриваться как минимальный стандарт для регулирования сделок и сообщений, передаваемых электронным путем [1]. Новейшее законодательство об электронной подписи, принятое в Европейском Союзе, США, Японии и некоторых других странах, идет значительно дальше по сравнению с проектом Типового закона UNCITRAL [8].

Европейский Союз, как и некоторые наиболее развитые страны мира, понимая важность проблемы законодательного регулирования электронной цифровой подписи, рассмотрел вопрос о регулировании отношений, возникающих при заключении различных сделок в электронном виде. В декабре 1999 г. Европейский парламент совместно с Советом приняли Директиву о порядке использования электронных подписей в Европейском Сообществе нормы которой подлежали имплементации в национальное законодательство до июля 2001 г. [5].

Этот институт призван устранить существенные барьеры на пути широкого использования электронных средств коммуникации и электронной торговли.

Быстрое технологическое развитие и глобальный характер сети Интернет являются основаниями для идеологии открытости к различным технологиям и услугам, относящимся к установлению соответствия данных оригиналу, в том числе и при помощи электронных средств [6]. Электронные подписи получают самое широкое распространение в различных областях деятельности человека, что неизбежно приводит к развитию новых услуг и продуктов, прямо или косвенно связанных с ними. Определение таких продуктов и услуг не может сводиться лишь к предоставлению сертификатов и работе с ними. Оно неизбежно затрагивает регистрационные услуги, отметку времени, инструктивные услуги, услуги, связанные с применением компьютерной техники и т.п.[8].

Распространение таких институтов как электронная подпись, электронная торговля (коммерция), электронные деньги и т.п. позволяет расширить рынок и работать с зарубежными клиентами, что ведет к росту конкурентоспособности и открывает для потребителей и бизнесменов новые перспективы безопасного обмена информацией и торговли независимо от границ. В связи с тем, что значительное число сделок, совершаемых посредством сети Интернет содержат «иностранный» элемент, возникает проблема применимого права.

Целью Директивы – способствовать использованию электронных подписей и внести вклад в дело их юридического признания [8].

В нашей стране основополагающим документом стал Федеральный закон, целью которого является «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе».

Сделаны все необходимые предварительные шаги к формированию рамочных правил для развития электронной коммерции. Директивы используются два ключевых понятия это услуги информационного общества и координируемая область регулирования они должны выполнять требования сервис-провайдера. В настоящее время Директива вступила в силу государства, участники должны принять правила Европейского союза или привести в соответствие с Директивой действующее национальное законодательство, регламентирующее предоставление услуг информационного общества в рамках координируемой области регулирования. Директива не рассматривает в качестве коммерческих сообщений информацию, позволяющую обеспечивать непосредственный доступ к деятельности компаний/организаций/лиц (в частности, доменное имя или адрес электронной почты), а также сообщения относительно товаров/услуг или имиджа компаний/организаций/лиц, составленные в независимой форме, в особенности когда в них нет финансовых вопросов.

Как видно из содержания требований к коммерческим сообщениям, их основной целью является предоставление получателю услуг всей необходимой информации для принятия последним самостоятельного решения об их использовании или не использовании.

Директива предусматривает обязанность государств-участников обеспечить в своих правовых системах возможность заключения договоров с использованием электронных средств подписей.[2]

Литература

1. Евтюшкин, А. На пути из Детройта в Голливуд / Евтюшкин А.//Мир электронной коммерции. М., 2000. – № 4.

2. Шамраев, А. Развитие европейского права электронной коммерции / А. Шамраев Мир электронной коммерции. М., 2000. – № 9.

3. Малевский, П.,Чернышев, А., Дубина, А./Системы электронной коммерции для операторов связи // П. Малевский, А. Чернышев, А. Дубина, //ПаРаДис. – М.,1999. № 1.

4. Ездаков, А./ Российские электронные витрины //А.Ездакова. СПб., 1998. – № 9.

5. Бурдинский , А. Домашний банк – система удаленного управления банковскими счетами через Интернет и ее использование в электронной коммерции :/ А. Бурдинский Домашний банк – система удаленного управления банковскими счетами через Интернет и ее использование в электронной коммерции http://www.citforum.ru/marketing/ec98/ec98_01.shtml

Новости: Технология e-Commerce.

6. Ященко, В.В. Введение в криптографию / В.В.Ященко.// –М.:МЦНМО,1999. – 272 с.:ил.

7.Быков , В.А.,Электронный бизнес и безопасность / В.А.Быков.// –М.:Радио и связь,2000. – 200 с.:ил.

8.Алексеев, А. Будущее электронной коммерции /А. Алексеев// Инфобизнес. 1999. № 48.

Просмотров работы: 2947