СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США

Чурилкин И.С. 1, Кожушкова Н.В. 2
1МГТУ имени Носова
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

США представляют собой страну, которая одна из первых озаботилась проблемой защиты информации.

Прежде всего, необходимо отметить, что в США не только практически нет границы между служебной и коммерческой тайной, но и самих понятий «коммерческая тайна», «служебная тайна» как таковых нет.

Термин «коммерческая тайна» в Америке чаще заменяется фразами «tradesecrets» - «торговые секреты» или «фирменные секреты», «секреты производства». Такая терминология в США используется уже более 30 лет:«В Соединенных Штатах, имеющих наиболее совершенное законодательство в области защиты информации, Закон о коммерческой тайне или, по принятой там терминологии, - «фирменных секретах» («секретах производства») был принят только в 1979г. и то не всеми штатами». Разумеется, с течением времени, законодательство о коммерческой тайне появилось во всех штатах Америки.Что касается служебной тайны, то, как уже было написано выше, сама по себе служебная тайна практически не существует.[1]

В Америке используется гриф секретности «для служебного пользования», но всегда им помечается информация, попадающая либо под определение коммерческой тайны, либо – государственной. Редко под таким грифом проходит обработку информация, которую можно отнести к «прайвеси» («privacy»), - аналог персональных данных. Также, отдельного закона «о служебной тайне» в США нет.Таким образом, можно сделать вывод, что служебная тайна в Америке защищается либо как государственная тайна (защита которой прописана на уровне уголовного законодательства, как практически во всех развитых государствах), либо как коммерческая.

Разные источники по-разному трактуют понятия как коммерческой, так и служебной тайны. Однако большая их часть сходится в том, что:1) Границы коммерческой тайны не могут быть совершенно точными, но само определение существует во вполне конкретной формулировке: прежде всего коммерческая тайна представляет собой секреты производства чего-либо и методики тех или иных секретных действий. Это информация, раскрытие которой может нанести крупный финансовый ущерб.2) Служебная тайна может включать в себя элементы других типов конфиденциальной информации, как, например, коммерческой и государственной тайны. Однако не существует какого-то предписания, строго запрещающего раскрывать информацию для служебного пользования: круг лиц, имеющих доступ к такой информации, может расширяться в зависимости от конкретной ситуации. [2]

Далее представлены собственно определения коммерческой и служебной тайны, предлагаемые различными источниками:Коммерческая тайна - это информация, включающая формулы, образцы, компиляции, программы методологию, технику и технологию, которая:

a) представляет независимую экономическую ценность вследствие своей уникальности и за счет невозможности ее получения законными путями другими лицами, которые могут получать экономический эквивалент от ее использования или раскрытия;

б) является объектом действий, которые обоснованы при обстоятельствах, требующих сохранения ее секретности.

Коммерческая тайна – право предприятия на сохранение в тайне производственных, торговых и финансовых операций, а также соответствующей документации. [3]

Определение коммерческой тайны, приведенное в Законе (Закон США об экономическом шпионаже), расширяет это понятие, включая в него новые технологии, с помощью которых осуществляется создание и хранение коммерческой тайны. Так, к коммерческой тайне относятся все виды и формы финансовой, коммерческой, научной, технической и экономической информации, включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, при условии, что обладатель принял разумные меры для сохранения секретности, а информация обладает самостоятельной экономической ценностью в силу отсутствия к ней доступа со стороны других лиц. [2]

В законодательстве США имеется специальный нормативный акт, посвященный коммерческой тайне, что в международной практике является скорее исключением, чем правилом. Основной состав нормативных документов о коммерческой тайне (используется термин «tradesecret» — «торговый секрет») приходится на уровень отдельных штатов. Федеральный Единый закон о торговых секретах 1979 года (TheUniformTradeSecretsAct) одобрен не всеми штатами, однако законодательство штатов находится под влиянием Федерального закона и в целом соответствует ему. [4]

Определение торгового секрета содержится в Едином законе (ч. 4 ст. 1 «Определения»): «Торговый секрет, под торговым секретом понимается информация как совокупность сведений, выраженная в объективной форме в виде формулы, образца и т. д., обладающая двумя необходимыми признаками (критерии охраноспособности). [5]

Субъектами прав на торговый секрет в соответствии с ч. 3 ст. 1 Единого закона являются физические лица (naturalperson), юридические лица (corporation), объединение юридических лиц (businesstrust), товарищество (partnership), совместное предприятие (jointventure), правительство и правительственный отдел или агентство (government, governmentalsubdivisionoragency), а также любые другие юридические или коммерческие образования. [6]

Единый закон предусматривает судебную форму защиты прав лица на торговый секрет. Так, п. А ст. 2 гласит, что «действительное или мнимое незаконное присвоение торгового секрета может быть оспорено в суде». Под «незаконным присвоением» (misappropriation) по ч. 2 ст. 1 Единого закона понимается:

«I. Приобретение торгового секрета у лица, которое знало или имело возможность знать, что торговый секрет получен незаконными методами;

II. Использование торгового секрета лицом, не имеющим специального или подразумевающегося разрешения;

III. Приобретение сведений, составляющих торговый секрет, по ошибке или в силу случайности». [7]

Единообразный закон в качестве способа защиты прав лица называет возмещение убытков в ст. 3 «Убытки»: «Убытки могут включать как реальный ущерб от незаконного присвоения (actualloss), так и незаконное обогащение от данных действий (unjustenrichment)».Однако вместо возмещения убытков суд вправе применить возложение обязанности уплатить разумное вознаграждение (royalty) за неразрешенное обнаружение или использование торгового секрета. При отягчающих обстоятельствах суд вправе применить меру ответственности в виде возмещения убытков в двойном размере. Единый закон содержит и некоторые процессуальные нормы, направленные на обеспечение секретности информации в процессе судебного разбирательства. Статья 5 Закона предусматривает следующие меры обеспечения секретности: проведение закрытых слушаний дела, опечатывание записей судебного разбирательства (протокола), наложение на лиц, участвующих в деле, обязанностей не раскрывать торговый секрет без предварительного согласия суда.

Единый закон в ст. 6 устанавливает по данной категории дел исковую давность в три года с момента обнаружения незаконного присвоения торгового секрета. Кроме данных положений Закон включает ряд организационно-технических норм: ст. 8 «Единообразие применения и толкования», ст. 9 «Краткое наименование», ст. 10 «Применимость», ст. 11 «Вступление в силу», призванных обеспечить единообразное применение и толкование Закона в различных штатах, учитывая, что законодательства отдельных штатов отличаются друг от друга весьма существенно.

11 октября 1996 году вступил в силу Закон об экономическом шпионаже (TheEconomicEspionageAct), который заложил основы федеральной системы защиты коммерческой тайны и заполнил существовавшие ранее пробелы в законодательстве. Документ предусматривает уголовную ответственность за присвоение лицом коммерческой тайны в своих интересах или в интересах других лиц, если данное лицо было осведомлено о том, что его действия наносят ущерб обладателю коммерческой тайны. [8]

Термин "присвоение" определяется в законе максимально широко и распространяется на любое незаконное действие, включая кражу, мошенничество, сокрытие, несанкционированное копирование, изготовление зарисовок, чертежей, фотографий, пересылку, загрузку файлов и иные виды несанкционированной передачи коммерческой тайны. Уголовная ответственность устанавливается также за приобретение, покупку или владение коммерческой тайной другого лица, переданной или присвоенной без ведома ее обладателя.

Определение коммерческой тайны, приведенное в Законе, расширяет это понятие, включая в него новые технологии, с помощью которых осуществляется создание и хранение коммерческой тайны. Так, к коммерческой тайне относятся все виды и формы финансовой, коммерческой, научной, технической и экономической информации, включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, при условии, что обладатель принял разумные меры для сохранения секретности, а информация обладает самостоятельной экономической ценностью в силу отсутствия к ней доступа со стороны других лиц.

В отличие от патентного права, к коммерческой тайне предъявляются лишь минимальные требования новизны ее содержания. Таким образом, коммерческая тайна может содержать только отдельные неизвестные третьим лицам элементы, которые отличают ее от общедоступной информации.

Основным признаком информации, составляющей коммерческую тайну, является отсутствие к ней публичного доступа разрешенными законом способами и, следовательно, отсутствие идентичной информации у третьих лиц. Информация, отнесенная к коммерческой тайне, не должна содержаться в публикациях или иных общедоступных источниках. Кроме того, данная информация не должна быть очевидной для конкурентов или иных специалистов – закон не предоставляет защиту в отношении информации, которая считается секретной, несмотря на то, что она хорошо известна в соответствующих отраслях науки и промышленности. Тем не менее, если опубликованная информация позволяет специалисту узнать о содержании коммерческой тайны только с помощью проведенного им научного исследования, коммерческая тайна будет иметь юридическую защиту. Следует также учесть, что к коммерческой тайне может быть отнесена и та информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными. Так, общеизвестные сведения могут быть признаны коммерческой тайной, если они представляют собой уникальное, экономически ценное сочетание. Важным признаком коммерческой тайны в соответствии с американским законодательством является условие о необходимости принятия ее обладателем разумных мер в целях обеспечения конфиденциальности информации. [9]

Раскрытие информации, являющейся коммерческой тайной, органам государственной власти в ходе предварительного следствия или иного расследования не влияет на ее правовой статус. В этом случае предоставление информации необходимо для осуществления государственных полномочий, причем, законодательство устанавливает достаточные гарантии надлежащей защиты коммерческой тайны. Помимо специально предусмотренной нормы об обеспечении конфиденциальности информации, раскрываемой в ходе судебного заседания, закон устанавливает дополнительные ограничения на получение информации органами государственной власти без согласия ее обладателя.

За нарушение прав обладателя коммерческой тайны закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет и штрафа в размере до полумиллиона долларов США. Если субъектом преступления является юридическое лицо, штраф может достигать пяти миллионов долларов США. Повышенные наказания предусмотрены также, если кража коммерческих секретов осуществляется в интересах иностранных граждан и организаций. Кроме того, закон предусматривает конфискацию любой собственности, приобретенной с нарушением прав обладателя коммерческой тайны, а также использованной для совершения соответствующих преступных деяний. Положения о конфискации собственности наделяют федеральные органы власти полномочиями по демонтажу и изъятию компьютерных сетей, принтеров и других устройств, использованных для совершения предусмотренных законом преступлений.

В США в последние годы в связи с обострением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках и расширением масштабов промышленного шпионажа все большее число не только крупных, но средних и даже мелких фирм создает собственные службы безопасности. Как правило, эти службы возглавляют бывшие сотрудники правоохранительных органов или отставные офицеры военной разведки и контрразведки. Значительная часть персонала включает лиц, имевших ранее непосредственное отношение к вопросам обеспечения безопасности в государственных учреждениях. [10]

В соответствии со служебными инструкциями и функциональными предписаниями, частные службы безопасности в США требуют от принимаемого на работу кандидата заполнения анкет, в которых обязательно указываются сведения о его прошлой жизни и деятельности, состоянии здоровья. Кроме того, требуются отзывы и рекомендации с предыдущих мест работы и документы об образовании. В тех штатах, где это разрешено законом, проводятся испытания кандидатов с помощью «детектора лжи». Во всех фирмах службы безопасности осуществляют с привлечением психологов и врачей обязательное многоуровневое психологическое тестирование с целью выявления подлинных способностей кандидата работать в неординарных, экстремальных условиях. В ряде случаев применяются весьма сложные технические системы выявления и анализа стрессового психологического состояния личности.

Правовому регулированию государственной службы и статусу государственного служащего в законодательстве США уделяется самое пристальное внимание. Данные вопросы включены в пятый титул Свода законов США (сразу после таких титулов, как «Общие положения», «Конгресс», «Президент», «Флаг и печать, место нахождения правительства и штаты»). [20]

Вопросы защиты тайны рассматриваются в части III «Служащие» титула 5 «Государственные органы и служащие».

В данном разделе закона определяются следующие положения, связанные с защитой служебной тайны:

  • служащий обязан не разглашать секретную информацию, запрещенную для разглашения законом;

  • разглашать специальному Совету или Главному Инспектору агентства или другому служащему, назначенному главой агентства для принятия таких разглашений, данные, которые, как обоснованно полагает служащий или кандидат на занятие должности, свидетельствуют о нарушении какого-либо закона, правила, постановления или об очевидно неправильном управлении, очевидной растрате средств, злоупотреблении властью или о наличии существенной и реальной угрозы благосостоянию или безопасности общества;

  • должности, связанные с секретным характером работы, исключаются из конкурсной службы. [11]

Проанализировав законодательство США во - первых, мы смогли понять, что понимается под коммерческой и служебнойтайнами в этой стране, а так же выясняли какие различия существуют между ними, во-вторых, смогли определить их роль в правовых отношениях, в–третьих, рассмотрели организацию защиты тайн в законодательстве.

Рассмотрев законодательство США, можно сделать вывод о том, что в стране отсутствует обособленное законодательство о служебной тайне и недостаточно разработки вопроса о тайне в трудовых отношениях. Америка выработала более совершенный метод защиты информации, в отличие от других стран в основном на уровне законов. В большинстве случаев информация, помеченная грифом секретности «для служебного пользования», так или иначе включается в рамки коммерческой или государственной тайны либо относится к персональным данным.

Список использованной литературы

  1. Рачковский В.В. Зарубежное законодательство о коммерческой тайне // Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 4 - 7.

  2. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учеб. Пособие / И.А. Зенин. - М.: МГУ, 1992. – 192 с.

  3. Рачковский В.В. Зарубежное законодательство о коммерческой тайне // Правоведение. - 1999. - № 3. - С.8-11.

  4. Кауров В.Г. Защищенность работников по международному трудовому праву, трудовому праву США и России.- М.: ИНФРА, 2001. – 235 с.

  5. Хурматуллин В.Н. Ноу-хау как нематериальный актив предприятия // Финансовая газета. - 1999 . - № 19. - С.12-15.

  6. Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США руководство по защите вашей деловой информации. – M.: Статут, 1992. – 13 с.

  7. Коломиец А. Г. Проблемы ответственности по трудовому договору (контракту) за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну // Хозяйство и право. - 1998. - № 6. - С. 23-26.

  8. Куликов А.В. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. – 1996. - № 11. – С.58.

  9. Соболева В.С. Служебная тайна и коммерческая тайна: о чем должен молчать профессионал // Секретарское дело. - 2009. - № 3. – С.8-14.

  10. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны. - М.: Спартак, 1998. – 82 с.

Просмотров работы: 4159