ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Исаева Е.Н. 1, Кожушкова Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной статьи является выявление полномочий органов управления в области делопроизводства в Республике Беларусь.

Государственную политику в области регулирования делопроизводства и архивного дела ведет комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь.

Основные задачи Комитета:

Комитет по архивам и делопроизводству выполняет возложенные на него задачи как непосредственно, так и через систему архивных органов и архивных учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь.

В настоящее время в Республике Беларусь действует ряд общегосударственных нормативно-правовых актов, регламентирующих наиболее общие правила подготовки, оформления и организации работы с документами в организациях и учреждениях. Взаимоотношения организаций, учреждений, деловое документное общение на всех уровнях должно осуществляться по единым общепринятым правилам. Вся работа с документами, начиная с момента их создания, получения, отправки или сдачи в архив, регулируется законами, комплексами нормативно-правовых и методических документов, которые и составляют государственную нормативно-методическую базу делопроизводства.

Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя:

Нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение на республиканском уровне

Документы, создаваемые и накапливаемые в деятельности организаций и учреждений, составляют основную часть ее информационных ресурсов. Определения ключевых понятий в сфере информации – «информация», «информатизация», «документированная информация (документ)», «владелец информации», «пользователь информации» закреплены в законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации»[2].

В соответствии с указанным законом документирование (т.е. создание документов) является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Так же, закон устанавливает правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов, в частности, порядок документирования информации: право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категории информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации. Информационные ресурсы могут находиться в государственной собственности, юридических и физических лиц.

Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Республики Беларусь [3]. Закон определяет полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственным секретам, а также устанавливает перечень сведений, составляющих государственные секреты: в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Беларусь. Так же, законом установлены порядок и условия распоряжения сведениями, составляющими государственные секреты, определены органы защиты государственных секретов.

Положения данного закона нашли развитие в:

Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 г. №3277–XII «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» определяет понятия основных терминов архивного дела (Архивный фонд Республики Беларусь, архивный документ, архивный фонд, архив, архивное дело). Регулирует формирование, организацию, хранение, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях сохранности архивных документов и дальнейшего их использования в интересах граждан, общества и государства[1].

Изображение герба Республики Беларусь на бланках и документах регламентируется Положением о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», введенный постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. №2182–XII, устанавливает – понятие «товарный знак и знак обслуживания», виды товарных знаков, порядок регистрации товарного знака, порядок использования товарного знака на официальных бланках[4].

Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь устанавливает Закон от 05 января 2004 г. №262–3 «О техническом нормировании и стандартизации», а также технические регламенты и кодексы[5].

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Беларусь, относятся: государственные стандарты и общегосударственные классификаторы технико-экономической информации принимает Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт РБ). Стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации.

Требования, устанавливаемые техническими регламентами и кодексами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности. Требования же, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности, если на них есть ссылки в технических регламентах или кодексах.

Госстандарт Республики Беларусь и специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции осуществляют госконтроль и надзор за соблюдением обязательных требований регламентов, кодексов и стандартов.

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации: осуществляет реализацию единой государственной политики; осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов; устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий; утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства); осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию); определяет виды продукции (услуг), технические условия, на которые не проходят государственную регистрацию; осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства); опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях; организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям); применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства; участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства); дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных; утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства); предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам; создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Таким образом, Департамент является гарантом соблюдения законодательства в области архивного дела и делопроизводства, а также важнейшим разработчиком основных принципов работы в области документоведения и архивоведения, который впоследствии реализуется на практике. Государственную политику в области регулирования делопроизводства и архивного дела ведет комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь.

Список использованных источников:

  1. Закон Республики Беларусь от 6 октября 1994 года «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года

  2. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»

  3. Закон Республики Беларусь от 19 Июля 2010 Г. N 170-З «О государственных секретах»

  4. Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года №2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (В редакции Законов РБ от 27 октября 2000 г., 24 июля 2002 г., 5 января 2004 г., 29.10.2004 г. №319-З, 20.07.2006 г. №162-З, 07.05.2007 г. №211-З, 15.07.2009 г. №44-З, 22.12.2011 г. № 328-З, 09.07.2012 г. №389-З)

5. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года №262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (В редакции Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 г. №42-З, 20.07.2006 г. №162-З, 09.07.2007 г. №247-З, 15.07.2008 г. №407-З, 31.12.2010 г. №228-З)

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 986 «Положение о Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь».

7. Указ Президента Республики Беларусь от 20 сентября 1996 г. № 373 «Об утверждении Положения о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также сети государственных архивных учреждений Республики Беларусь».

8. Правила работы государственных архивов Республики Беларусь, утвержденные постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров РБ от 25.11.2005 № 7,с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Белкомархива РБ от 01.03.2006№ 2 и Минюста РБ от 19.06.2007 № 40.

Просмотров работы: 950