БАНКОВСКИЙ СЕКТОР КАК ЗВЕНО "УСТОЙЧИВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БАНКОВСКИЙ СЕКТОР КАК ЗВЕНО "УСТОЙЧИВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ"

Чумакова О.В. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) «Донского государственного технического университета» Шахты, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокая неопределенность рисков, сложные процессы трансформации, обусловленные отсутствием готовых формул перехода, постоянно возникающие новые вызовы на основе принципов приватизации прибыли, и национализации убытков являются на сегодняшний день отличительными особенностями российского бизнеса. Поэтому разработка интегрального комплекса мер, определяющего цели, тактические задачи, основные направления мероприятий развития предпринимательства, методы оценки и прогнозирования индикаторов успешности деятельности отрасли, финансовую поддержку и показатели ее результативности – ключевые вопросы реализации программ глобальной конкурентоспособности.

И в настоящее время становится все более актуальным тесное сотрудничество бизнеса с банковским сектором для осуществления стратегии устойчивой бизнес-модели в условиях стагнации экономики. В силу этого, банки становятся заинтересованными в проектах кредитации модернизации бизнеса. И деятельность банков относится к классу задач векторной оптимизации кредитования предприятий с использованием приемов лизинга, виртуозного сочетания схем структурного и проектного финансирования, в том числе привлечения международных партнеров. Объединение на одной площадке очень разных участников финансового рынка: банков, бизнесменов, финансовых организаций позволило обозначить контуры новых правил взаимоотношений в современных экономических условиях, разглядеть платформу для непрерывных инноваций. Новые импульсы перестройки бизнес-моделей позволяют разглядеть в оперативном порядке новые возможные ниши на рынке, а банкам, в свою очередь, разработать и предложить своим клиентам комплексные сопровождения их бизнеса, предоставить интегрированные решения новых продуктов и пакетов услуг.

Ко всему прочему, банки предстают как своего рода путеводители самомодернизации бизнеса. Банковский сектор способствует приобретению предпринимателями оборудования и технологий, отвечающих всем современным критериям эффективности для производства продукции и поддержания конкурентоспособности на отечественном рынке и создания благоприятного климата для выхода на мировой уровень. В действительности было бы логично мультиплицировать лучшую мировую практику банкинга принятия решений в русле устойчивого развития бизнеса: умелого сочетания технического и финансового инжиниринга. Например, провести процедуры поиска банками иностранных поставщиков и инвесторов, генерировать новые предложения по торговому финансированию, оптимизации лизинговых схем, обозначению и использованию в вариативной проработке приемов диверсификации рисков и др. Многообещающие тенденции развития российской и региональной экономики подтверждают целесообразность проведения банками таких мер, в частности для внедрения энероэффективных технологий, для модернизации производства малых и средних предприятий (МПС) в разных секторах экономики, включая технологии продвижения продукции малого и среднего бизнеса и проникновении их в торговые сети. Подобная взаимосвязь параметров стратегии банковского сектора, его миссии в сотрудничестве с предпринимательством и бизнес-планов обеспечивают качественное развитие экономики на современном этапе.

Хотя в России и направлены усилия на поддержку МПС, доля этого сектора в 2010-2012 гг. сократилась: в общем обороте продукции с 28,5% до 26,5%, в объеме инвестиций с 6,3% до 5,8% [1].

Таблица 1. Число средних предприятий Таблица 2. Число малых предприятий,

(на конец года) включая микропредприятия (на конец года)

Таким образом, картина развития МСП выглядит следующим образом:

  • средние предприятия закрываются;

  • появляются микропредприятия и индивидуальные предприниматели (ИП).

Число средних предприятий сократилось, но, отрадно, что малый бизнес возрастает и набирает обороты. Тем и интересно его финансирование в уникальной способности быть геном непрерывного воспроизводства, перманентного обновления экономики в целом. На Юге России сосредоточено 9% всех российских предприятий, из них: 13% средних предприятий, 10% малых и 23% ИП. Доля региона в объеме инвестиций в 2012 г. составила 19%.

Таблица 3. Показатели развития МПС Юга России, в % Российской Федерации

 

РФ*

ЮФО*

СКФО*

КК*

ВО*

РО*

СК*

Число предприятий МПС

средних

100

9,8

3,4

3,6

1,6

3,4

2,0

малых

100

8,0

2,6

3,0

1,4

3,0

1,2

в т.ч. микро

100

7,6

2,5

2,8

1,3

2,8

1,1

Число ИП

100

15,5

7,5

7,0

1,8

4,9

2,8

*РФ – Российская Федерация, ЮФО – Южный федеральный округ, СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ, КК – Краснодарский край, ВО – Волгоградская область, РО – Ростовская область, СК – Ставропольский край.

Именно малые предприятия Юга России быстрее других начали свое восстановление, преимущественно за счет технического переоснащения. Более 20% инвестиций приходится на долю малого бизнеса Юга России [2].

По итогам прошлого года темпы кредитования малых предприятий замедлились (по итогам 2012 г. объемы кредитования составили 29%, в 2013 г. – 15%), однако банки намериваются нарастить портфели в этом секторе при помощи новых кредитных линий и стандартов кредитования. Отмечается растущий объем кредитования малых предприятий. В 2013 г. Юго-Западный банк Сбербанка РФ нарастил портфель кредитов малому бизнесу на 10 млрд. руб. (темп роста более 130%), в I квартале прирост составил 3 млрд. руб. В ростовском филиале Инвестторгбанка за прошлый год портфель вырос на 62%, в Банке Москвы этот показатель составил 49%. Стоит отметить, что в малом бизнесе сохраняются хорошие перспективы для развития. Так ряд банков как Инвестторгбанк, Банк Москвы и др. планируют представить новые линии продуктов, связанные с исполнением обязательств по тендерам, а Сбербанк – на треть увеличить кредитный портфель малого и микробизнеса.

Список источников

1 Материалы «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./» М.: Росстат.- М.,2013. -124 с.

2 Высоков В.В. Трансформационный банкинг: научно-практическое пособие/В.В. Высоков//Ростов-на-Дону: изд.-полиграф. Комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014.-200с.

Просмотров работы: 1080