ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Шолохова М.А. 1, Панявина Е.А. 1
1ВГЛТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Функционирование малого предприятия в рыночной среде невозможно без разработки и осуществления ряда функциональных стратегий, благодаря которым образуется общая стратегия малого бизнеса. В последние годы все больше предприятий уделяют внимание освоению внешних рынков и формированию экспортной стратегии.

Работа на внешних рынках характеризуется большим уровнем рисков, которые обусловлены различиями в экономических, правовых, социо-культурных, политических аспектах зарубежных стран; высокими требованиями к качественным характеристикам товара, повышенным уровнем конкуренции, маркировке, упаковке, а также более высоким уровнем затрат, которые связаны с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. Поэтому при разработке стратегии необходимо оценить, как сильно влияют на нее различные факторы.

Развитие экспортного потенциала малых предприятий определяется множеством различных взаимосвязанных факторов, которые могут влиять на формирование экспортного потенциала как положительно, так и отрицательно.

Существует несколько главных групп факторов, оказывающих значительное влияние на развитие экспорта: характеристики фирмы, продукта, отрасли и экспортного рынка, психологические характеристики менеджмента, факторы выбора целевого рынка и сегмента [1].

Сейчас уже традиционным является деление факторов на внешние и внутренние.

Факторы внешней и внутренней среды целесообразно разделить на глобальные, национальные, региональные и микроэкономические факторы.

Глобальные факторы, обычно, отражают внешнюю среду. В их состав входят особенности международной торговли и тенденций ее развития, социально-экономический потенциал страны на мировом уровне, а также систему международного производства. Национальные и региональные факторы отражают конкурентную стратегию региона его место в международных связях, уровень его развития.

Изучая воздействие различных факторов на деятельность малых предприятий, необходимо выделить то, что практически все специалисты в области экспорта дают свой набор факторов внешней среды. Ряд авторов, к их числу относится М.Мескон и К.Боумэн, выделяют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия [2].

Таблица 1 – Внешние факторы, оказывающие влияние на экспорт малых и средних предприятий.

Факторы

Влияние

Экономические

Экономическая эффективность экспорта предприятия

Показывает экономический эффект от экспорта товаров, продукции, работ или услуг

Структура развития экономики предприятия

Отражает зависимость экспорта предприятия от степени его экономического развития

Производственные возможности выпуска конкурентной продукции

Этот фактор показывает, чем выше конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятием, тем выше его экспортный потенциал

Торговые связи предприятия

Показывает необходимость наличия многочисленных связей с действующими и потенциальными странами-импортерами

Экономические условия в иностранных государствах

Отражает обеспечение эффективного функционирования системы государственного страхования, активное содействие продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддержка участия российского бизнеса в перспективных международных проектах

Политико-правовые

Отношения между страной-экспортером и страной-импортером

Определяет прямую зависимость между политическими отношениями стран участников экспорта и эффективностью экспортной деятельности предприятия

Денежно-кредитная политика

Показывает влияние уменьшения или увеличения стоимости международной валюты на совокупный спрос и совокупное предложение

Политические условия в иностранных государствах

Отражает зависимость между политическим состоянием в иностранных государствах и спросом на продукцию стран-экспортеров

Социо-культурные

Культурные различия

Показываютвоздействие культуры различных стран на эффективность экспортной деятельности

Социальные различия

Показывает зависимость между уровнями социального развития стран и экспортным потенциалом

Покупательная способность в странах-импортерах

Определяет, насколько сильна зависимость между возможностью иностранных покупателей и спросом на экспортируемую продукцию

Традиции ведения бизнеса

На организационном уровне показывает, что компании в разных странах по-своему подходят к организации и ведению бизнеса, оказывая непосредственное влияние на экспорт

М. Мескон выделяет во внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия сочетает в себе факторы, которые естественно влияют на процессы организации и испытывают на себе прямое их воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, не оказывающие прямого немедленного влияния на операции, но тем не менее сказываются на них [2].

На экспортную стратегию предприятия влияют факторы микросреды и макросреды как в стране экспортера, так и импортера.

Микроэкономические факторы характеризуют непосредственно экономическую эффективность экспорта предприятия, структуру развития его экономики, производственные возможности выпуска конкурентной продукции, торговые связи предприятия, они, как правило, обусловливают внутреннюю среду экспортного потенциала предприятия.

Внутренние факторы связаны с деятельностью фирмы, ее внешнеэкономической маркетинговой стратегией, объективными и психологическими характеристиками менеджмента.

Таблица 2. Внутренние факторы, оказывающие влияние на экспорт малых и средних предприятий

Фактор

Влияние

Размер фирмы

Оказывает влияние на выбор каналов товародвижения и объемы экспорта предприятия

Опыт деятельности на внешних рынках

Показывает влияние опыта в экспортной деятельности на стратегию выхода на новый внешний рынок, обеспечивает наиболее полное вовлечение фирмы в деятельность на нём

Вид товара

Отражает потребность иностранных покупателей в определенных товарах

Научно-технологический потенциал

Показывает потребность в материально-технических и организационно-управленческих ресурсах и возможностях предприятий для достижения поставленных целей

Наличие ресурсной базы

Отражает взаимозависимость между ресурсами предприятия, его производительностью и, следовательно, развитием экспорта

Развитие информационно-коммуникативных средств

Показывают зависимость уровня развития информационно-коммуникационных технологий на формирование общей стратегии вхождения в мировую торговлю

Наличие современных систем сбыта

Наличие сайт организации может позволить потенциальному клиенту изучить все преимущества товара или услуги и заказать их в удобное для него время

Квалификация кадров

Определяет влияние профессионализма сотрудников на экспортную политику компании

Значительный сдерживающее влияние на развитие экспортного потенциала малых предприятий оказывает комплекс негативных факторов.

Негативные внешние факторы формируются под влиянием внешней среды, соответственно, негативные внутренние факторы определяются внутренней средой. Важнейшими среди названных факторов является низкая конкурентоспособность продукции малых предприятий; сложное финансовое состояние, отсутствие должным образом функционирующих систем сертификации и контроля качества экспортных товаров на фоне повышения требований к потребительским характеристикам и к безопасности экспортируемой продукции, недостаточный опыт работы кадрового потенциала в сфере экспортной деятельности.

Для характеристики факторов, влияющих на экспортную деятельность предприятия, также можно использовать их разделение на контролируемые и не контролируемые предприятием, что целесообразнее для практических целей управления. Следует отметить, что контролируемый фактор не всегда равен внутреннему фактору, а неконтролируемый фактор не всегда равен внешнему фактору [3].

Контролируемыми считаются те факторы, которые предприятие может изменить в нужном ему направлении. Неконтролируемые предприятием факторы можно разделить на контролируемые и неконтролируемые государством. К контролируемым государством факторам относятся те, которые государство может изменить для увеличения эффективности экспорта предприятий. К первой группе относятся, например, тарифные и нетарифные барьеры на рынке, на которые можно воздействовать во время международных переговоров. Ко второй группе принадлежат скорость технического прогресса в отрасли, климатические условия, на которые государство повлиять не в состоянии. Естественно, невозможно для каждого фактора однозначно определить его принадлежность к контролируемым или неконтролируемым, так например, в одиночку предприятие не в состоянии оказывать непосредственное влияние на наличие нетарифных барьеров на рынке. Даже на небольшом предприятии имеются факторы, которые не могут контролироваться руководством в полной мере: например, психологические характеристики и ценностные ориентации сотрудников.

За последние годы Россия стала полноправным участником мировых внешнеэкономических связей. Поэтому сегодня действительно важным вопросом развития экономики страны становится увеличение эффективности экспорта российских предприятий.

Таким образом, изучив все многообразие факторов, влияющих на развитие и функционирование предприятия, можно выделить две основные группы факторов: факторы, активизирующие деятельность экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства и факторы, сдерживающие их развитие. К первой группе факторов относятся: экономическая интеграция; экономическое стимулирование экспортных производств, дружеские политические отношения, уровень и качество жизни населения; обеспеченность и уровень квалификации кадрового потенциала, высокий уровень развития социальных составляющих. Вторая группа факторов – это: недоступность финансовых ресурсов, особо необходимых на начальных этапах экспортной деятельности, отсутствие информации, недостаточность необходимых знаний, умений и навыков, налоговые и таможенные ограничения, административные барьеры, бюрократический произвол, политическая конфронтация.

Список использованных источников

  1. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2002-1/04.shtml. – Загл. с экрана.

  2. Оценка факторов эффективности экспорта предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.confcontact.com/2012_03_15/ek1_bondarenkoAV.php/. – Загл. с экрана.

3. Место малого бизнеса России в международной торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/33/3745/. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 11373