ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Аксенова Т.А. 1, Докучаева Л.П. 1
1ВГЛТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния. Сегодняшний день для российской экономики характерен спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также низким уровнем инновационной политики. В сложившихся условиях, пожалуй, только один человек из десяти не станет говорить об экономическом кризисе. Российской экономике необходимо переходить на новый уровень развития – развитие на основе инноваций. Но кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях.

Ситуация, происходящая сейчас в российской инновационной сфере, однозначно определяется как кризисная. С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом сложившейся экономической ситуации, а с другой - отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов, инновационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда и производства. Инновационный кризис протекает в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотивации к труду, все это усугубляется социально-экономической и политической нестабильностью в обществе [1]. Мы считаем, что достичь успехов в этом направлении в России можно только на уровне государственной антикризисной инновационной политики, поскольку самостоятельно предприятия не способны добиться таких изменений.

Если говорить об инвестиционной политике в общем, то она представляет собой совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение процессов интеграции всех типов нововведений и создание благоприятного климата на предприятии, стимулирующего инновацию во всех областях производственной и коммерческой деятельности [2]. Государственная же инновационная политика включает в себя комплекс целей и методов воздействия государственных структур, как на экономику, так и на общество в целом, которые непосредственно связаны с повышением и инновационной активности предприятий и структурной перестройкой страны в целом.

Говоря о проблемах, существующих сегодня в сфере инновационного развития российской экономики, можно выделить следующие:

- низкий спрос на инновации (закупка готового оборудования за рубежом препятствует внедрению собственных новых разработок).

- низкий уровень мотивации к инновациям со стороны государства как на уровне высший учебных заведений на стадии разработок, так и на предприятиях на стадии внедрения.

- разрыв поколений в российской науке, связанный как с «утечкой мозгов», так и со снижением уровня образования на всех его этапах.

- жизненные установки и модели поведения российского общества (менталитет).

- низкий уровень финансирования инноваций, как со стороны государства, так и со стороны самих предприятий.

Так, в рейтинге крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, Россия, к сожалению, представлена только тремя компаниями:

- ОАО «Газпром» - 108 место по объему затрат на разработки;

- ОАО «Автоваз» - 758 место по объему затрат на разработки;

- ОАО «Ситромикс» - 868 место по объему затрат на разработки [3].

Конечно же, это далеко не все проблемы, с решением которых придется столкнуться антикризисной инновационной политике. Россия ставит перед собой цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении роли страны как одной из лидирующих. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, реализация которой призвана качественно изменить структуру экономики страны.[4]. Стратегия инновационного развития Российской Федерации разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". В Стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития (рисунок 1).

Рисунок 1 – Ключевые приоритеты инновационного развития

Вместе с тем она задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза [3].

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, которому будут характерны следующие значения основных показателей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года [4]

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста, что в результате приведет к повышению производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития [3].

Основным механизмом реализации Стратегии являются государственные программы Российской Федерации научно-технологической направленности. К ним, прежде всего, относятся «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие образования», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также ряд других.

Внедрение новой техники и технологии – это всегда довольно сложный и противоречивый процесс, но без использования инноваций производственный процесс станет невозможным. Мы видим, что государство приложило немало усилий для создания и поддержки инновационного климата в стране, но этого мало. Крайне важно, чтобы в обществе сформировалась инновационная культура. Создание специализированных инновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационного производства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимо привлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так и в материальном плане. Только воздействие на культурную среду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организацию профессионального обучения позволит российской экономике реально перейти на инновационный путь развития.

Список используемых источников

  1. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Под ред. проф. Э. М. Короткова// М. : ИНФА-М, 2010. – 620 с.

  2. Инновационная политика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.net/1_11690_innovatsionnaya-politika.html - загл. с экрана.

  3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ - загл. с экрана.

Просмотров работы: 1301