АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Травникова В.В. 1, Панявина Е.А. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях для российской экономики характерно наличие большого количества средних и малых предприятий, деятельность которых регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно данному закону существуют три основных критерия, по которым можно отнести предприятие к той или иной категории:

1. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

2. Среднесписочная численность работников предприятия не должна превышать: для микропредприятий – 15 человек, для малых предприятий –100 человек, для средних– 250 человек;

3. Объем выручки не должен превышать: для микропредприятий – 60 млн. рублей, для малых предприятий – 400 млн. рублей, для средних– 1 млрд. рублей [1].

Некоторые предприниматели ошибочно считают, что если они ведут налоговый учет по упрощенной системе налогообложения, то их предприятие непосредственно относится к категории малого. В действительности чтобы предприятие относилось к малому необходимо соблюдение вышеперечисленных трех условий на протяжении 2-х лет и принятая система налогообложения не оказывает на это никакого влияния.

Существует множество моделей жизненного цикла малого предприятия, в которых используются разные термины для обозначения этапов и стадий развития предприятия. Большинство ученых выделяют 5 основных стадий. При этом не каждое предприятие проходит через все эти стадии в процессе своего функционирования.

Подробно рассмотрим каждую из них.

Первая стадия – это стадия зарождения, основания предприятия. Эта стадия присуща всем предприятиям. Это самый сложный и ответственный этап, на котором происходит планирование деятельности, разработка бизнес плана, подбор квалифицированных работников, анализ рынка сбыта.

Вторая стадия роста. Для нее присуще достижение основной цели – точки безубыточности, на ней продолжается финансирование предприятия за счет оборотных средств. Эта стадия зависит от грамотного управления на предприятии, необходимо искать пути снижения себестоимости продукции и достижение финансовой устойчивости.

Третья стадия – стадия расширения, самая «спокойная» стадия. На этой стадии предприятие начинает получать прибыль за счет увеличения объема продаж. При этом происходит рост торговых площадей, расширение каналов сбыта, увеличение штатных единиц. Для этого необходимо наличие грамотных и квалифицированных работников.

Четвертая стадия – стадия зрелости, для всех предприятий она различна по длительности. Эта стадия отличается стабильностью и устойчивостью, на ней формируется большая часть прибыли предприятия. Предприятие обладает капиталом, который поможет удержаться на рынке в случае нестабильности экономики. Для сохранения конкурентоспособности иногда необходимо ввести новый продукт на рынок, усовершенствовать технологию, качество и дизайн изготавливаемой продукции.

Самая последняя стадия – стадия увядания, для достижения которой не нужно прилагать никаких усилий. Происходит уменьшение спроса, который приводит к снижению продаж. При этом следует отметить, что большинство малых предприятий переходят на эту стадию сразу после стадии основания[2].

Графически жизненный цикл малого предприятия представлен на рис.1.

Рисунок 1. - Жизненный цикл малого предприятия

На каждой стадии жизненного цикла малых предприятий могут возникнуть кризисные явления, обусловленные особенностями каждой стадии. Кризисные явления на предприятии возникают под действием различных факторов: политических, природных, экологических, производственно-технических, социально-психологических. Кризис – это тяжелое финансовое положение предприятия, при котором наблюдается снижение всех показателей деятельности предприятия, таких как платёжеспособность, рентабельность, оборачиваемость, финансовая устойчивость.

Для стадии зарождения характерен инновационный кризис. Инновационная кризисная ситуация может возникнуть на предприятии в результате отсутствия инновационной идеи и замысла в его деятельности. Предприятие на данном этапе не стабильно, так как каналы поставки сырья и реализации продукции еще не отлажены, спрос на продукцию мал, а затраты на освоение производства и рекламу велики. Попадание в кризисную ситуацию может привести к краху предприятия.

Предприятие на стадии роста подвержено попаданию в организационную кризисную ситуацию, которая характерна авторитарным управлением руководителя, действия которого могут привести к гибели предприятия. Также следует отметить, что на предприятии на стадии роста наблюдается увеличение роста продаж, числа сотрудников. Все это требует финансовых вложений и на предприятии может наблюдаться финансовый голод. Поэтому малое предприятие имеет потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах, и может использовать их для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей. И в то же время банки имеют ограниченный запас своих ресурсов и не могут обеспечивать кредитами все малые предприятия. Все это может привести к финансовому кризису и банкротству предприятия.

На этапе зрелости на предприятии достигаются высокие финансовые результаты, но при этом может наблюдаться снижение предпринимательской активности, потеря творческого духа, сокращения инноваций. В тоже время увеличение объема продаж может сопровождаться снижением качества продукции и увеличением отпускных цен, что может привести к уменьшению количества потребителей. Следует отметить, что средняя по размерам западная фирма теряет в течение каждых пяти лет около половины своих заказчиков, при этом поиск новых заказчиков обходится в среднем в 5-10 раз дороже, чем сохранение уже имеющихся.

К этапу увядания предприятие переходит в результате утраты конкурентных преимуществ, снижения конкурентоспособности продукции и отсутствия имиджа.

В связи с возникновением кризисных ситуаций на предприятии, популярным стало понятие антикризисное управление.

Антикризисное управление – это тип управления, в котором определенным образом поставлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по предотвращению или снижению отрицательных последствий кризиса, а также использованию его отдельных факторов для последующего развития [3].

Малому предприятию следует уделять большое внимание такому типу управления, потому что на рынке выживает сильнейший.

Не всегда обычные средства управления дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации, тем более, что в процессе развития малое предприятие попадает под воздействие управляемых и неуправляемых внешних и внутренних факторов, а также встречает на своем пути различные кризисные ситуации. В целях превентивного воздействия на кризисные ситуации целесообразно принятие управленческих решений по целям, что предусматривает предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения.

Теория и практика управления предприятиями выработала значительный инструментарий антикризисного управления, управление предприятиями по стадиям жизненного цикла как путь снижения возникновения кризисных ситуаций остается мало изученным.

Следует отметить, что главной целью в антикризисной политике является восстановление финансовой устойчивости и равновесия предприятия.

Для улучшения финансового положения предприятия на всех стадиях его жизненного цикла в соответствии с рассмотренными выше особенностями, можно применить мероприятия, которые представлены на рис.2:

Рисунок 2 - Мероприятия по антикризисному управлению на стадиях жизненного цикла малого предприятия

Таким образом, предложенные управленческие решения по стадиям жизненного цикла формируют систему управленческого воздействия, направленную на обеспечение устойчивости экономического развития малого предприятия при угрозе возникновения кризисных ситуаций и процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Морковина С.С., Панявина Е.А. Превентивное управление малыми предприятиями в условиях возникновения кризисных ситуаций. Монография. / Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. – 120с.

3. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Под ред. проф. Э. М. Короткова// М.: ИНФАМ, 2010. – 620 с. – (Высшее образование)

Просмотров работы: 2547