ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кулачикова А.Н. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги.

Дефицит в области экономической подготовки детей и взрослых в нашей стране обнаружились совсем недавно. Перестройка социально-экономической жизни, попытки перехода к рыночной экономике потребовали экономических знаний, соответствующей экономической культуры. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо было ввести предмет «экономика» на всех уровнях образования и создать соответствующие учебные пособия.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Все это обуславливает актуальность темы исследования.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр. [4, с. 229]

Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

1. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом обучаются экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

2. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. [5, с. 116]

Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Она является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. [8, с. 195]

Любая сказка обучает и воспитывает, т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций:

- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

- сказка расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

- сказка способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

- сказка пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

- сказка помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

- сказка помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую - экономическую - сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2. Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. [11, с. 198]

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания. В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка. Область экономического воспитания в современный период возложена преимущественно на семью. Именно в семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ведь ребенок неотделим от жизненного функционирования семьи, ее быта и повседневных забот. [10, с. 204]

Именно в семье он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот. [10, с. 245]

Итак, несомненно, что экономические знания и первый опыт экономической деятельности дети в основном приобретают в семье. Нравственный пример родителей, старших сестер и братьев играет свою воспитательную функцию. Важна при этом правильная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребенку людей, их отношение к деньгам, вещам, труду.

Семья - это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.[15, с. 172]

Поскольку труд является не только категорией нравственной, но, прежде всего, экономической, в любом виде предметно-продуктивной деятельности, возможно, ставить и решать новые социально значимые задачи в соответствии с требованиями современной жизни. Исследования в области трудового обучения младших школьников, в частности первоклассников, показали, что, еще не преступив школьного порога, дети уже владеют более чем полусотней понятий, имеющих экономическое содержание. Этот факт еще раз доказывает необходимость установления преемственности в работе между детским садом и начальной школой. [15, с. 190]

К моменту поступления в школу у некоторых детей не сформировано правильное отношение к труду. Дети порой не могут объяснить своего неправильного поведения. Это, прежде всего, издержки нравственного воспитания; но при более тщательном анализе детских поступков нетрудно обнаружить пробелы как раз из области экономического воспитания.

При прохождении практики в ДОУ мы провели следующие мероприятия по экономическому воспитанию детей: занятия по формированию экономических представлений «Путешествие по стране Экономике» и занятие «Бюджет семьи»», игра-стратегия «Отпуск на необитаемом острове», дидактические и сюжетно-ролевые игры «Различие в потребностях», «Магазин», «Круиз», а также чтение литературы по экономическому воспитанию, в частности, книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Одним из видов работы с дошкольниками было ознакомлению с профессиями родителей. Знакомство с профессиями сопровождалось заучиваниями пословиц о труде. Коснулись темы «Деньги», так как деньги – это оплата за труд и за товар – продукт труда. Полученные знания закреплялись в играх, таких как в «Магазин», «Круиз» являющихся одними из любимых игр у детей среднего возраста.

При организации развивающего пространства группы с экономической направленностью был использован принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием. Проблема возникла с оформлением экономической игротеки. Дело в том, что очень трудно подобрать необходимые дидактические игры, так как игры для дошкольников с экономическим содержанием не пользуются популярностью у производителей. Многие дидактические игры и пособия были созданы воспитателями и родителями группы. «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», счётный материал в виде монет разного номинала и другие игры и пособий карты, схемы районов города и ближайшего окружения ребенка, маршрут путешествия в страну Экономию, рекламное агентство «Бельчонок», сюжетно-ролевая игра «Банк», театр гнома Эконома и др.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

На видном месте в группе на полке находились карточки с напечатанными экономическими понятиями, которые пополнялись с введением новых тем; модели «Семейного бюджета», «Расходов семьи»; рекламные брошюры, изготовленные детьми совместно с родителями. Здесь же располагались дом семьи экономистов, экономическая карта. На стене было расположено «экономическое дерево», листочками которого являлись слова - экономические понятия: «товар», «бартер», «бюджет», «потребности» и т.д.

Доминирующими формами работы являлись отношения педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные условия позволили каждому ребёнку найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Счёт, измерения, элементарные вычисления – это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.

Формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания. Базисные качества человека, занятого экономической деятельностью, - логика, бережливость, трудолюбие, экономность – развиваются в тесной взаимосвязи с самого раннего возраста, как и все качества, формирующиеся в процессе воспитания.

Интересной для детей оказалась тема: «Обмен и деньги. Рынок. Цена». Благодаря играм, экономическим задачам, экскурсиям сформировавшиеся у детей чисто бытовые представления об экономике и её связи с жизнью приобрели более глубокий смысл.

При усвоении темы «Бартер» ярко проявились способности детей понимать друг друга. Интересно отметить, что стали обмениваться не только предметами, но и своими умениями.

Бюджет семьи – вопрос для каждого ребёнка очень индивидуален. Здесь совершенно очевидно одно – дети после изучения этой темы проявили большой интерес к бюджету своей семьи, её возможностям. Вместе с родителями ребята выполняли домашние задания по этой теме. Мы убеждали родителей привлекать детей к обсуждению семейных хозяйственных и финансовых проблем, открыто показывать детям все родительские заботы о материальном состоянии семьи. Понимание соотношения доходов и расходов, знание их происхождения помогло детям правильно относиться к реалиям современной жизни

Таким образом, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы.

Просмотров работы: 4913