НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Егорова Н.И. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный поиск путей воспитания личности, которые позволят сохранить духовно-нравственные и этнокультурные традиции отечественного образования.

В трудах современных ученых таких, как А.С. Агаронян, В.А. Титов и др., уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, формирующего внутренний мир личности, которое необходимо рассматривать как процесс приобщения к культуре народа [2; 86].

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Создание сферы этнокультурного общения в этой ситуации занимает особо важное место как обеспечение благоприятных условий духовно-нравственного воспитания детей.

Актуальность проблем приобщения к культуре народов совместного проживания связана с необходимостью воспитания духовно-нравственных чувств и представлений ребенка. Как считали А.В. Запорожец, О.А. Шаграева, знание культурно-социальной действительности составляет основу развития духовно-нравственных качеств личности детей. Уже в дошкольном возрасте этот процесс должен занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе детского сада, так как обеспечивает понимание ребенком роли социума, перестраивает мотивы и отношения к окружающим людям, к предметам и явлением родного социума [25; 93].

Концепция обновления и развития национальных школ отмечает, что подлинных граждан Якутии можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к культуре родного и других народов. Поэтому особенно актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания детей посредством приобщения к этнической культуре народов Республики Саха (Якутия).

Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное, имеющее в своем содержании иерархическую систему ценностных ориентиров личности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребенка, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период сензитивным и исключительно важным для духовно-нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте (период 5-7 лет) закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, взрослые дела, быть взрослым; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как надо (хочется поиграть, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка в этот период абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках, воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее. Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. Так старшему дошкольнику становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Проблемы духовно-нравственного воспитания старших дошкольников большинство исследователей рассматривают в аспекте этнопедагогики. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики и культурных традиций народа.

Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности [13, c. 78].

Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство народного воспитания способствуют становлению мировоззрения, прививают дошкольникам чувство уважения к старшим, сострадания и т.д. Приобщение детей к традиционному мировоззрению через духовно-практические действия на занятиях в ДОУ регулирует духовную жизнь растущего человека. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия, гармонии с природой, добротворчеству и духовному самосовершенствованию.

К основным аспектам содержания культуры народа можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Эти темы включены в план воспитательно-образовательной работы ДОУ.

При прохождении педагогической практики нами были использованы такие методы и приемы как игра, рассказ, беседы и использование художественной литературы. Были проведены беседы по темам: « Саха сирин бултанар кыыллара» (Дикие животные Якутии»), « Байанай диэн кимий?» («Кто такой Байанай»?), « Сахалыы иьит-хомуос» («Якутская национальная посуда и утварь»), занятия на тему: « Сахалар музыкальнай инструменнара-хомус» (Национальный музыкальный инструмент якутов – хомус»). В конце цикла занятий были проведены тематические вечера «Байанай ыйа» («Месяц Байаная», т.е. «Месяц охоты» и «Хомус кунэ» («День хомуса»), просмотр якутских мультфильмов.

В свободное от занятий время в режим дня включались обучение национальным играм народа саха: «Тыксаан», «Хабылык», «Хаамыска». Среди мальчиков проводились национальные спортивные игры, соревнования. Для девочек провели конкурс «Усун суьуох» («Длинная коса»).

Таким образом, по итогам работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к этнической культуре народов Якутии можно сделать выводы:

- видную роль в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в региональных условиях играет приобщение к этнической культуре народов Республики Саха (Якутия).

- Эффективным средством работы ДОУ по приобщению к этнической культуре народов может быть использование народных сказок, семейных и народных традиций, ролевых игр по осознанию этнических стереотипов поведения.

- Основные условия развития духовно-нравственных качеств личности детей связаны с соблюдением ими норм общения между людьми на основе представления об этнических ценностях.

Просмотров работы: 1845