ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Атласова Т.Л. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Формирование словаря у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку в детском саду.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности при обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи: Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему обращаться со сверстниками и взрослыми, успешно общаться в школе, понимать литературу. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач, развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным в процессе его истории. Можно выделить количественную сторону этого процесса. Так в 1 год малыш активно владеет 10 -12 словами, а к 6-ти годам его активный словарь увеличивается до 3 – 3,5 тысяч.

Воспитание правильной устной речи у ребенка – одно из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо развитой речью вступает в общение с окружающим, он может выразить свое мнение, желание, задавать вопросы, договариваться со сверстниками об игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и накладывает отпечаток в его характере.

Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе.

Развитие речи в детстве – один из важнейших объектов исследования в детской психологии, равно и в дошкольной педагогике, конкретной в дошкольной дидактике, еще конкретней в дошкольной лингводидактике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей.

По мнению О.И.Соловьевой, формирование речи детей в дошкольном возрасте - одно из серьезных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с познанием всех сторон его личности.

Накопленный речевой опыт позволяет формировать суждения и умозаключения. В суждениях отражается понимание ребенком тех отношений и зависимости, которые существуют между предметами и явлениями окружающего мира.

Процесс овладения словаря тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. Одной из них можно считать содержание словаря детей. В силу наглядно – действенного и наглядно – образного характера. Мышление ребенка овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений которые отражены в словаре детей и достаточно широко.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (их особенности, свойства, качества), начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотное и т.д.).

Мало пользуются дети глаголами и прилагательными, хотя потребность в этом есть. Словарной работе с детьми старшего возраста не всегда уделяется должное внимание. Считают, что дети этого возраста уже знают значение слов, а это дело не всегда так. Поэтому необходимо исполнить этот пробел широким использованием дидактических игр.

Старших дошкольников учат также выяснять по тем или иным признакам слова, которые делятся на подгруппы; ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный или наземный, грузовой и пассажирский; инструменты металлические или садовые, столярные, портновские и т.п.

Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается объем знаний соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане. Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем предоставлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Запас слов у детей старшего дошкольного возраста велик, но значение многих слов для них еще не всегда ясно.

Детям старшей группы свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5-6 лет выполняют это с большим увлечением. С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. В основе выполнения ребенком умственной работы – понимание, процесс, который всегда строится на анализе и синтезе. В результате мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным.

Дети способны понять связь между окружающими особенностями. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое; приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

По мере того, как дошкольник осваивает окружающую действительность, предметы и явления, он начинает их обобщение по тем или иным признакам.

Особенность словарного запаса дошкольника значительно меньше, по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Просмотров работы: 4245