ЭТНОАЛЬБОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНОАЛЬБОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Степанова И.А. 1, Колодезникова З.Г. 2, Готовцева С.С. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова
2СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт народа в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народа. Использование этнопедагогических идей имеет важное значение в воспитании детей, особенно в дошкольном возраста, т.к. детство любого человека связано с народным творчеством. Все люди родом из детства. И у каждого человека сохранились воспоминания о детских годах, в которых неизменно присутствовали колыбельные песни, прибаутки, детские народные песни, игры, игрушки, народные сказки, легенды и мифы, загадки, народные праздники.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский высказал идею о том, что систему воспитания создает народ. Исследователь творчества К.Д.Ушинского И.Я.Яковлев писал, что «чувашская школа выросла из курной избы, а педагогика - из народного педагогического опыта и народных мыслей о воспитании. И.Г.Песталоцци считал, что личный опыт семейного воспитания узок, поэтому необходимо овладение народным педагогическим опытом. Педагогические факты и мысли из народной жизни и народной мудрости способствовали развитию педагогической науки. Любая национальная культура – это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. С молоком матери он впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Между тем, семья, как показал анализ ответов родителей дошкольников, в обозримом будущем не сможет обеспечить в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Задачу эту призваны будут решать, в первую очередь, педагоги. В настоящее время ребенок с самого рождения погружен в унифицированную культурную среду, которая зачастую лишает его возможности говорить на родном языке, знать и уважать традиции предков. И большое значение имеет умение воспитателя ДОУ приобщать детей к народным традициям и родной культуре.

В настоящее время все более востребованной становится этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциализации подрастающего поколения в новых современных условиях. Народная педагогика - это опыт народа, куда входят традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, веками сложившиеся в народе.

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление сформировалась во второй половине XX века. Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Волков Г.Н. (70-ые годы XXв.). Он считал, что использование этнографического материала для изучения народной педагогики требует введения научного термина «этнопедагогика». Народная педагогика является основным и главным объектом науки «этнопедагогика».

По определению Волкова Г.Н., этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [1, с.301].

Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа.

Крупный исследователь народной педагогики якутского народа проф. В.Ф. Афанасьев считает, что опыт и знания, накопленные народом, должны оказать значительное содействие в формировании личности нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Вопросы трудового, умственного и нравственного воспитания, описанные им в труде «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока», тесно связаны между собой как в педагогических идеях, так и в традициях, обычаях якутского народа.

Известный педагог Я.А.Коменский на основе изучения материалов народной педагогики разработал идею «материнской школы». Известны также его работы «Чешская дидактика», «Мудрость старых чехов», где он при разработке принципов дидактики учитывал народный опыт воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци называет «отчий дом школой нравов». Он считал, что народная школа должна черпать средства воспитания из жизни народа. Свою «Книгу для матерей» он создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики.

К.Д.Ушинский считал, что педагогическая наука возникла на основе народной педагогики, и выдвинул принцип народности как ведущий, универсальный педагогический принцип, считая, что «народ без народности – тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому выступал за народное воспитание.

Сухомлинский В.А. подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и педагогических взглядов народа. «Народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» .

Известные ученые Якутии Л.А.Афанасьев-Тэрис, Г.П.Башарин, Р.И.Бравина, А.И.Гоголев, А.Е.Мординов, А.Г.Новиков, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, К.Д.Уткин и др. неоднократно подчеркивали ценность самобытного развития северной культуры. Б.Н.Попов связывает культуру с этническим своеобразием народа. Этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, быте, вообще культуре, которая, прежде всего, аккумулируется в семье, получает в ней стартовое» положение.

Впервые дети Севера как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф.Афанасьева «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока». Автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек.

Для воспитания детей ценна роль народных, этнических представлений о том, каким должен быть человек, как должен быть организован процесс воспитания и подготовки детей к будущей жизни, какие нравственные качества следует раскрывать. Народ как творец и создатель хранит в своей памяти методы и приемы воспитания человека. В работах И.С.Портнягина имеются описания портрета человека рода солнечного улуса айыы: «Человек солнечного улуса айыы – это понятие многозначное, включающее в себя привлекательную внешность, щедрую и отзывчивую душу, твердые моральные принципы, высокую духовность. Это сын Природы… Раньше юкагиры, якуты, эвены, эвенки жили разбросано по всей тайге, по отдельным аласам, долинам рек, речек, и вся их жизнь зависела от милости Природы – Матери» [3]. Поэтому человек должен был жить в согласии с природой. Влияние традиций, фольклора, этнокультуры на формирование личности ребенка выражается в развитии мотивации и морального поведения, когда ребенок осуществляет выбор между добром и злом не в силу императивной необходимости, а по собственному выбору.

Нравственное воспитание, основанное на народной педагогике, традициях, обычаях, помогает глубокому взаимопониманию между детьми и родителями. Культурное наследие каждого народа содержит ценные педагогические идеи и опыт воспитания, которые при условии их практического осмысления и применения в системах воспитания явились бы наиболее эффективным средством и методом нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагогический опыт народа сохранялся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, игрушках и т.п. Ядро родной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. Характерными чертами традиций является их всеобщность, массовость. Они устойчивы и долговечны. Сущность их состоит в сохранении унаследованных норм поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследию прошлого. Традиции, отражая объективные условия жизни общества, закрепляют более существенные её элементы, способствуют их преемственности. Сила традиций – в природной, отчасти стихийной естественности. Нравственный регулятив всегда присутствовал в обычаях, традициях, ритуалах, пословицах и поговорках, сказках. В процессе формирования мировоззрения и воспитания характера ребенка большое значение имеют детские сказки, занимающие в устном народном творчестве значительное место. В них отражены нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль, радости, мечты народа.

Сказки, предания, легенды имеют большое значение в нравственном, трудовом и в эстетическом воспитании детей.

Мы считаем, что знание этнопедагогики необходимо для педагогов, а для воспитателей ДОУ в особенности. В этом году мы изучали дисциплину «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста». На занятиях говорили о значении этнопедагогики в нравственном, трудовом, умственном, физическом, эстетическом воспитании детей, об использовании жанров народного творчества в воспитании дошкольников. На практических занятиях мы разработали коллективный проект «Этноальбом «Традиции и обычаи РС (Якутия)» для детей дошкольного возраста. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию нашу коллективную работу.

Целью создания этноальбома является формирование у детей нравственных ценностей посредством народных традиций и обычаев.

Задачи:

  • ознакомление с бытом, культурой, обычаями родного народа;

  • развитие у детей понимания принадлежности к своей национальности;

  • приобщение к народной культуре.

Еще в глубокой древности у якутского народа появились зачатки педагогической мысли, представляющие совокупность житейских правил. Они нашли свое выражение как в практике воспитания, так и в народно-поэтическом творчестве. В народе говорят: «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание». Народ понимает, что воспитание – процесс длительный, многогранный: «Ум не имеет цены, воспитания - предела».

Этноальбом состоит из 5 разделов:

  • Символы Якутии;

  • Быт;

  • Традиционные верования якутов;

  • Культура;

  • Спорт.

В первом разделе представлена информация о символах нашей республики: герб, флаг и гимн.

Раздел «Быт» раскрывается четырьмя темами:

  • Жилище.

  • Одежда.

  • Посуда.

  • Кухня.

Третий раздел раскрывает традиционные верования якутов. Традиционным верованием якутов является учение Айыы. Айыы — в узком смысле божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, Вселенная делится на три мира: Верхний, Средний и Нижний. Айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. В среднем мире живут люди. Нижний мир - это темная страна с злыми существами абаасы, олицетворяющими зло. Основным символом в учении Айыы является Аал Луук Мас — символ триединства мира. Согласно космогонии Крона Аал Луук Мас символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни — Подземный мир.

Раздел «Культура» отражает виды духовной деятельности якутов:

  • Музыкальные инструменты.

  • Национальный танец – Осуохай.

  • Национальный праздник – Ысыах.

  • Народный эпос – Олонхо.

И последний раздел – «Спорт», где показаны национальные виды спорта.

Таким образом, этноальбом включает в себя краткие обобщающие понятия о культуре Якутии, самобытности народа саха. В дальнейшем данный проект поможет в развитии умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Этноальбом войдет в нашу методическую копилку для использования во время педагогической практики и в будущей педагогической деятельности.

Таким образом, приобщение к народной культуре является одним из актуальных проблем нравственного воспитания. Приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям проходит успешно лишь тогда, когда ребёнок с детства имеет возможность восприятия родной национальной культуры.

Литература

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974

3.Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013.

4.Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут – сюр». – М.: Академия, 1998

Просмотров работы: 1529