ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В РАЗВИТИИ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В РАЗВИТИИ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Степанова И.А. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается одна из актуальных направлений работы дошкольных учреждений – содействие развитие личности детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность развития воссоздающего воображения детей посредством использования информационной технологии.

Ключевые слова: Дети дошкольного возраста, воссоздающее воображение, развитие, информационная технология, адаптация.

Воображение— одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

Важнейшими признаками (или свойствами) продуктивного воссоздающего воображения являются: оригинальность и богатство продуцируемых образов в создании образов, способность направлять представления в нужную сторону, умение подчинять их определенным целям. Вместе с тем отсутствие способности управлять идеями, умения подчинять их своей цели может привести к невозможности реализации и воплощения творческих замыслов при изготовлении поделки. Следовательно, приоритетной линией в развитии воображения у дошкольника является развитие направленности воображения.[1, 34]

У детей дошкольного возраста воображение, как правило, следует за предметом, поэтому все создаваемые образы и объекты носят неоконченный, отрывочный характер. Ребенок нуждается в помощи взрослого, который должен помочь ему научиться переходить от отрывочного фантазирования к реализации собственных замыслов, а затем и к созданию небольших законченных образов [9, с.64].

Воссоздающее воображение - на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию [13, с.87].

Суть воссоздающего воображения, отмечает В.А. Крутецкий, в том, что человек воспроизводит то, что сам непосредственно воспринимает, но что ему не сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Человек как бы расшифровывает сигналы, символы, знаки. Например, инженер рассматривает чертеж (системы линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями [42].

Применение информационных технологий на занятиях позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация [1, с.37].

Известно, что важнейшим условием развития воссоздающего воображения у детей является методически грамотная организация развивающей работы, направленной на формирование воссоздающего воображения.

Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности.

Ведущая роль в процессе адаптации ребенка к компьютеру принадлежит интересу к нему и деятельности с ним, причем особенно важны возникновение интереса и его развитие на этапе знакомства с компьютером, поскольку без этого не произойдет переход на более высокий уровень овладения им (Н. Чудова) [4, с.37].

Интерес к компьютеру у детей старшего дошкольного возраста проявляется в устойчивом положительном отношении к нему, в желании и стремлении действовать с ним, в предпочтении этого вида деятельности другим. Нам могут возразить: все дети, знакомясь с компьютером и узнавая его возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ним.

Следовательно, первоначальная реакция на компьютер и действия с ним не может служить достаточным основанием для формирования адекватного положительного отношения, она является лишь отправной точкой для развития интереса к компьютеру.

Занятие "мы рисуем аккуратно" Игра на компьютере "малыш 1" 1 этап.

К нам пришла игрушка от Незнайки. Незнайка просит вас помочь ему выполнить задание Знайки. Нужно подобрать парную картинку к картинке.

На доске картины: цветы, спицы, сумка, мяч, нитки, ноты и т.п.

Воспитатель показывает другую картинку (скрипка, кошелек, пчела, шарик, нитки, иголки и т.п.), дети находят этой картинке пару на доске и обосновывают свой выбор.

А у Незнайки есть компьютерный друг - художник, которому тоже нужно помочь разложить картинки по парам, но с этим справятся только внимательные ребята, сообразительные, вы такие? Я сейчас проверю.

Игра "На что это похоже".

Детям предлагаются карточки с изображением круга, прямоугольника, треугольника, волнистой линией и т.п. Дети называют предметы, на которые могут быть похожи эти изображения.

2 этап.

Дети на компьютере раскрашивают гномика, и работают по программе "Подбери пару" (Малыш 1)

3 этап.

Все сегодня справились, теперь поиграем с Незнайкой (посмотреть глазками на него, смотреть в ту сторону, куда двигается Незнайка)

Физ. минутка "Синица":

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок!

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Прыгать ей совсем не лень!

Прощаемся в колонне, шепотом, громко.

Оборудование: Схемы, картинки к игре "На что похоже" картинки парные, Незнайка.

Для изучения интереса может быть использована методика выявления предпочтений «Выбор привлекательного вида деятельности», позволяющая получить достаточно объективные данные. Ребенку предлагается три серии картинок, изображающих детей, занятых разными видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные игры, различные занятия, в том числе и за компьютером), из которых он должен выбрать наиболее привлекательную для него. Оценка и анализ полученных данных, сопоставление их на разных этапов приобщения детей к компьютеру позволяют определить, как протекает процесс развития интереса к нему.

Занятия компьютером на занятиях и в детских садах требуют тщательного изучения не только со стороны как педагогов и психологов, так и медиков. Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка. Поэтому в детских садах необходим компьютер с современным жидкокристаллическим монитором с высоким разрешением и частотой обновления экрана и мощной видеокартой.

Предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55 —65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране [10, с.118].

Таким образом, эффективность и действенность развития воссоздающего воображения детей зависит от целенаправленности данного процесса. Применение информационных технологий на занятиях позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Необходимо придерживаться определенных требований к использовании компьютера

Использованная литература:

  1. Воображение//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 183с.

  2. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение./Под ред. А.В. Брушлинского. — Воронеж, 2006.- 156 с.

  3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. – С0Пб, 2006. – 301 с.

  4. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ин-та, 2004.-154 с.

  5. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве (Ранний и дошкольный возраст). Орел: Изд-во ОГПИ, 2002. - 119 с.

  6. Кудрявцев, В.Т. Воображение (фантазия) // Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 2006. С. 55-56.

  7. Моторин, В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером.

  8. Погосова, Н.М. Цветовой игротренинг, - СПб.: Речь, 2003. 152 с.

  9. Торренс, Е.П. Диагностика креативности: теория и тесты / Е.П. Торренс. - СПб.: Речь, 2008. - (Сер. «Детский психолог»). – 144 с.

Просмотров работы: 1418