ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Петрова Н.С. 1, Андреева Л.Д. 2
1Северо-восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова Педагогический институт
2Педагогический институт Северо-восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


Введение

  1. Тема доклада: «Интегрированная деятельность в детском саду»

  2. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода.

Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированная деятельность.

  1. Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики.

Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей

  1. Потребность в интегрированной деятельности

  • развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности;

  • форма проведения нестандартна, интересна;

  • интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;

  • возможность для творчества педагога.

  1. Новизна:

накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной в логике требований ФГТ.

  1. Интеграция-(лат.integer)- восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причём, не механическое , а взаимопроникновение, взаимодействие.

Интегрированная деятельность - это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач

  1. Характеристика

Интегрированная деятельность отличается использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Предметом анализа в интегрированной деятельности выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

  1. Интегрированная деятельность соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития.

Например: рассматривание такого понятия, как «настроение» через музыку , литературу, живопись.

  1. Основное содержание интегрированной деятельности - воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.

  1. Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации):

  • Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

  • Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

  • Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

  • Продумать развивающие задачи.

  1. Примерная структура

  • Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.

  • Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активации словаря, обучению связной речи.

  • Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации.

  1. Требования к структуре занятий

  • чёткость, компактность материала;

  • продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;

  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности;

  • большая информативная ёмкость материала;

  • систематичность и доступность изложения материала;

  • соблюдения временных рамок деятельности

  1. Педагогические возможности

  • формирование в единстве знаний и умений;

  • коммуникативность умений;

  • повышение интереса к учению;

  • снятие напряженности, страха, неуверенности

  1. методы и приёмы:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность

  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

  • разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах

  1. Преимущества

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;

  • способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;

  • расширяют кругозор;

  • основываются на нахождении новых связей между фактами;

  • эмоционально развивают детей.

  1. Трудности проведения

  • сложность отбора материала;

  • подробное структурирование деятельности;

  • проблема личной совместимости педагогов;

  • общий подход к оценке знаний и умений детей;

  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

  1. Ребенок -дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одна из главных задач психолого-педагогической работы, должна осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагог преследует цель

- воспитать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития),

- побуждает к эстетическим переживаниям, связанных с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития)

- решает задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития),

- формирует практические навыки по уходу за растениями и животными,

- учит отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Т.е. организация воспитательно-образовательного процесса рассматривается, как единство содержательных и процессуальных сторон, (содержательных: знаний, умений и навыков, процессуальных: способов и форм организации, средств, приемов и методов) – определение М.Берулава.

  1. Заключение

Интегрированное обучение детей в ДОУ является личностно ориентированным, так как знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития.

Самое главное на интегрированной деятельности - это единство целей, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника.

Тема деятельности, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми.

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения педагога.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов мы можем наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель. И проведение интегрированных занятий под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов.

Так в чём же сущность понятия интеграция

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Герберт Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями

Приступая к реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 23.ноября 2009 г. №665) в дошкольных образовательных учреждениях, открылись ряд вопросов, одним из которых является требования авторов ФГТ к организации процесса: а именно « воспитательно-образовательный процесс строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» (п. 2.3.).

С одной стороны, интегративный подход в организации образовательного процесса вызывает много вопросов, с другой – достаточно хорошо разработан в отечественной психолого-педагогической науке, но не достаточно структурирован и систематизирован.

И сейчас я предлагаю вам предложить рассмотреть характеристику принципа интеграции

Интеграция - в переводе с латинского ( как мной уже было отмечено ранее) – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Какие же можно вывести основы интеграции:

*Физиологическая, строится на теории Петра Кузьмича .Анохина, Владимира Михайловича Бехтерева о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мире;

*Психологическая: предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др.

Остановимся сначала на понятии интеграция содержания образования.

Федеральные государственные требования выдвигают, его как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса интегрированный подход.

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагог преследует цель

- воспитать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития),

- побуждает к эстетическим переживаниям, связанных с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития)

- решает задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития),

- формирует практические навыки по уходу за растениями и животными,

- учит отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Т.е. организация воспитательно-образовательного процесса рассматривается, как единство содержательных и процессуальных сторон, (содержательных: знаний, умений и навыков, процессуальных: способов и форм организации, средств, приемов и методов) – определение М.Берулава.

Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГТ:

Основное содержание воплощать в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.

В настоящее время существует много позиций на предмет организации специальных занятий в детском саду. «Нет нам не предлагают вовсе отказываться от занятий. Просто в само занятие вкладывается иной смысл, слово занятие целесообразнее употреблять в современной теории и практике дошкольного образования – как занимательное дело… образовательная деятельность, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности, что пока очень тяжело входит в образовательные процессы в дошкольных учреждениях».

Обучение дошкольников, конечно, обязательно должно присутствовать в образовательном процессе детского сада, но формы должны быть адекватные психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д.

Проблема интеграции имеет свою историю в российском дошкольном образовании (Л.Венгер, П.Саморукова, Н.Васюкова, К. Белая и др.).

Поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной в логике требований ФГТ.

Хочу вас познакомить с тем, какие виды занятий решают проблемы интегрированного обучения?

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем нарисовать осень, дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой, такой подход, по утверждению Т.Казаковой способствует ещё и проявлению творчества со стороны детей.

Интегрированное – соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития. А.Пронина отмечает: «Комплексное (интегрированное) занятие – отражает содержание работы по формированию различных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязи между ними».

И всё же какова цель интегрированных занятий:

-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

-обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

В чем преимуществок организации именно таких занятий:

-количество и продолжительность строго не регламентируется,

-педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья,

место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста,

-связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к.создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Интеграция может проходить по следующим направлениям

- музыка + познание (математика),

- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,

- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,

- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд ,

- познание (математика) + изобразительная деятельность,

-здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.

-познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь),

Сочетание музыкального содержания с математическим и обучением грамоте (темы: «Путешествие в страну Математики», «В гостях у девочки Считалочки», «Спешим на помощь цифрам»):

Это положенные на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц, временных и пространственных отношений. Буквы, как знаки обозначающие звуки, которые можно пропеть, как отдельные и как сложенные в слоги («Целебные звуки», пропевание которых благотворно влияет на отдельные органы и лечат их – программа М. Лазарева «Здравствуй»). А.Лосев отмечает: «Математика логически говорит о числе, а музыка говорит о нем выразительно».

Математика и изобразительное искусство (темы: «Поможем Ивану-царевичу построить летучий корабль», «Салон модной одежды «Барби», «Путешествие на машине времени», «Составляем карту следопытов):

В основе лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы искусства. У дошкольников тип мышления наглядно-образный, наглядно-действенный, т.е. они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, услышать, потрогать и т.д. Абстрактные понятия такие, как цифры, счет, количество, время и т.д. увидеть нельзя, в руки не возьмешь; их детям надо преподносить через конкретный образ изобразительного искусства – ознакомление с произведениями архитектуры, графики, занятия дизайном, знакомство с творчеством художников и др.

Познавательная (экспериментально-исследовательска) +коммуникация (речь, общение) + художественно-творческая (темы: «Загадки о воде», «У природы шепотом спрошу…», «О чем мечтает лес?»):

Знания познавательного характера, связано с ознакомлением детей с отдельными предметами и явлениями окружающей их действительности, (вода). Детям не даются готовые знания их учат «добывать» эти знания самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты с водой и узнают о её свойствах (не воспитатель им рассказал, а они сами узнали, догадались).

Таким образом, происходит овладение действиями или способами познания (постановка опыта, сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей, наблюдение, и др.), такой подход к процессу познания формирует у детей практические действия, умения, различные способы выполнения, т.е. познание обязательно должно проходить в действии.

Одновременно дети учатся выражать в речи эти действия и способывыполнения, отвечать на вопросы по результатам деятельности: «почему ты сделал именно так?», «как ты это выполнил?» или «как ты это будешь делать?», а так же предварять через речевые высказывания практические действия (высказывания: «если, то», «значит надо.., а «как ты догадался», т.е. дети подводились к умению самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и проверять их через практическую деятельность. Задачи выражения в речи практических действий планируются одновременно,

В занятии «Загадки о воде» полученные знания дети воплощают в составлении загадок о воде ( речевое воплощение, того, что они узнали) и в художественно- творческий образ (рисование капельками на воде рисунков).

Одновременно решаются задачи развития личностных качеств: любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др.

На данный момент выдвигаются требования к планированию, которое должно основываться на комплексно-тематическом принципе, уходить от учебной модели и предметности, обеспечить увлекательность деятельности детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов. Например музыкально-ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Включает движения направленные на физическое развитие дошкольников: основные виды движений, общеразвивающие, строевые упражнения, элементы аэробики, стейчинга, хореографии: элементы бальных, спортивных, современных танцев; дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и др.

Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движение, игра, сюжет и музыка.

Музыка создает положительный фон, помогает детям запоминать упражнения, выразительно передавать через движение образы героев, лежащих в основе музыкально-ритмического спектакля.

Игра – основная форма познавательной деятельности дошкольников, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность.

Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных. игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой сюжет. Допустима разнообразная интерпритация: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные и музыкально-подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.

Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя.

Примерная структура интегрированного занятия

  • Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.

  • Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.

  • Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы, педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей.

Интеграция в содержании образовании означает объединение обобщенных знаний. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

Интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей:,

· Физическая культура

· Здоровье

· Безопасность

· Социализация

· Труд

· Познание

· Коммуникация

· Чтение художественной литературы

· Художественное творчество

· Музыка

обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

· Физическому развитию

· Социально-личностному

· Познавательно-речевому

· Художественно-эстетическому

Это дает право говорить о двух уровнях интеграции: интеграции основных направлений развития ребенка и интеграции образовательных областей.

В связи с положением ФГТ разрабатываются возможные способы интеграции различных образовательных областей. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризуется принятием ребенка условной ( в отличие от его реальной )жизненной позиции.

Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.

Трудовая деятельность – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать.

Продуктивная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия ; исполнителя музыкальных произведений, сочинителя, создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.)

Восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, - это форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно целое различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения.

Интеграция в педагогическом процессе обеспечивает достижение готовности к школе, а именно, необходимый и достаточных уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

«Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ», под редакцией О.В.Дыбиной/

Актуальность проектной деятельности при работе с дошкольниками.

Ребёнок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых приключений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисках деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисков деятельности детей – метод проектирования. Главное его достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

- принять и освоить цель, актуальную для них;

- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

- решать творческие споры, достигать договорённости;

- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как своё поражение.

Реализация подобных проектов показывает, что дети старшего возраста естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Руководителю проекта не удалось обнаружить потолка природоведческих знаний, дойдя до которого дети отказались бы работать. С предложенными заданиями они справляются легко, с огромным интересом, любопытством и, что особенно важно, при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует об успешной обучаемости дошкольников в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности и позволяет предположить, что старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный период для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразные экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольного учреждения. Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов.

(Л.П.Пяткова , О.А.Стальбовская. «Методическая работа в ДОУ»)

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организован с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточно материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели.

Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития.

В Программе «От рождения до школы» для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное.

Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

(По материалам примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

В детском саду №70 «Кэрэчээнэ» проведен тематический контроль «Интегрированная деятельность в воспитательно-образовательной работе с детьми»(Приложение 1)

Подготовка детей к школе

в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Проблема подготовки детей к школе не нова. Она всегда входила в комплекс задач, решаемых в системе дошкольного образования.

Дошкольный период рассматривается в отечественной науке как самоценный в жизни человека, а не только как этап подготовки к следующему не менее самоценному периоду жизни.

Однако, общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желании учиться. Поэтому полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства и адекватная закономерностям развития физическая и психологическая подготовка к школе весьма актуальна. Предметом нашего внимания является психологическая подготовка детей к школе.

В соответствии с психолого-педагогическими позициями, на которых базируется дошкольное образование, под психологической готовностью к школе понимается уровень общего целостного развития ребенка, его личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, предпосылок учебной дельности ребенка (Схема 1). Эта готовность рассматривается в контексте общего развития ребенка в специфических, детских видах деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) с использованием методов, форм образования, адекватных возрастным закономерностям, особенностям развития ребенка.

При разумном руководстве специфическими для дошкольника видами деятельности к концу дошкольного возраста формируются новообразования, позволяющие перейти к систематизированному и организованному процессу обучения в школе, направленному на становление учебной деятельности и развитию ребенка – младшего школьника в ее условиях.

Каковы причины, по которым постоянно возвращаемся к обсуждению этой проблемы? Их несколько: сведение в общественном сознании смысла дошкольного детства только к подготовке к школе и недооценка важнейшей роли этого периода не только в жизни конкретного человека, но и в судьбе человечества; разное на практике толкование сути подготовки детей к школе; нередкий, а иногда и не совсем грамотный диктат некоторых представителей начальной школы в отношении задач и содержания дошкольного образования и неправомерность требований к уровню готовности ребенка к школьному обучению.

Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (в дальнейшем ФГТ, ООП).

В данном документе есть ряд позиций, которые важны для всех субъектов, имеющих отношение к дошкольному образованию и к решению проблем преемственности с начальным образованием, а не только для разработчиков программ разного уровня. Это целевая направленность современного дошкольного образования; планируемые результаты; принципы; содержание дошкольного образования; мониторинг (Таблица 1).

Исследуются физические, интеллектуальные, личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед и критериально-ориентированных методик.

По существу в ключевых словах заложен смысл дошкольного образования как приобщение к культурному содержанию, доступному дошкольнику, обеспечение при этом разностороннего развития ребенка-дошкольника, и подготовка к обучению в школе, сохранив здоровье и обеспечивая своевременную коррекцию отклонений в развитии.

Определено, что обязательная часть программы «…обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоении им основных общеобразовательных программ начального общего образования». Следует заметить, что не просто знания, умения, навыки, да еще специальные, типа чтения и письма, а уровень развития – это главные ключевые слова в нормативном документе.

Этот уровень развития задан впервые в представленном в нормативном документе в «социальном портрете» ребенка 7 лет (Таблица 2). В документе (ФГТ) дана расшифровка понимания каждого качества.

«Социальный портрет» ребенка, освоившего образовательную программу – это целевой ориентир современного дошкольного образования, о котором должны знать педагоги начальной школы.

Таблица 2. Формирование интегративных качеств ребенка в разных образовательных областях

Важно заметить, что формируются эти качества не с 5-7 лет, а в течение всего дошкольного детства.

«Социальный портрет» семилетнего ребенка – нормативно-заданный уровень развития. Это своего рода инвариантный идеал, ориентир образования (сейчас мы не обсуждаем полноту и объем качеств). Однако, мера и темпы приближения к идеалу у всех детей разные, поскольку факторов, влияющих на формирование заданных качеств, достаточно много. К тому же не все качества измеримы.

Важна позитивная динамика развития каждого ребенка в этих направлениях.

Достойное разрешение проблемы утверждения результатов дошкольного образования на сегодняшний день – это включение их в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы.

В документе, регламентирующем дошкольное образование на уровне стандартизации, впервые сформулированы требования к результату образования человека на этапе дошкольного детства. Это важно, так как не только обеспечивается единое стратегическое направление развития системы дошкольного образования в России, но и ставятся четкие ограничения волюнтаристским подходам к определению сущности, задач, методов подготовки к школьному обучению «специалистов» всех мастей, готовящих дошкольников, как «абитуриентов» начальной школы.

Предлагается новая структура образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей, его комплексно-тематического построения, рекомендуется использование при этом форм обучения, отличных от занятий типа школьного урока и решения программных задач преимущественно в совместной и самостоятельной деятельности. Безусловно, это существенные ориентиры для модернизации образовательного процесса. Комплексно-тематический принцип проектирования образовательного процесса эффективен. Главной основой интеграции в этом случае служат объективные (доступные детям) связи в существующем, окружающем мире, связи в социальном, предметном мире и между ними. Полагаем, однако, что принцип интеграции может и должен быть реализован с учетом и других важных факторов. В первую очередь это цель и задачи программы и ее результаты. Вероятно, это главное системообразующее начало интегрированного образовательного процесса. Другой важный фактор – это объективная целостность сознания ребенка: интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер. Единство аффекта и интеллекта, отмеченное Л.С. Выготским, должно быть реализовано во всех составляющих образовательного процесса. Реализация этой целостности, взаимосвязи всех компонентов сознания диктует интеграцию содержания, форм, методов взаимодействия с детьми. Специфика деятельности, ее структура так же определяют необходимость и особенности реализации интегративного подхода к организации образовательного процесса. Например, мотивационная составляющая моделирующих видов деятельности (игра, изобразительная деятельность, художественное конструирование) требует наличия у детей определенного эмоционально-интеллектуального опыта, впечатлений, которые инициируют и постановку детьми целей, и наличие замысла, а это возможно обеспечить только в хорошо продуманном интегрированном образовательном процессе, разумном сочетании разных методов, форм организации образовательного процесса, многофункциональном его насыщении. Характер, степень участия во взаимосвязанной деятельности разных субъектов образовательного процесса (специалистов ДОУ, родителей, представителей разных социальных структур и т.п.) – безусловно, так же влияет на его интеграцию. Таким образом, только при учете многих факторов в организации образовательного процесса гарантирован его наибольший развивающий эффект.

В документе обращается внимание на организацию образовательного процесса преимущественно в совместной и самостоятельной деятельности. Совместная, непосредственно организуемая образовательная деятельность может проходить в форме экспериментирования, проектирования, наблюдения и т.п.

Что касается содержания дошкольного образования, то оно не изменилось принципиально (Схема 2): те же направления разностороннего развития, образовательные сферы (области), те же виды деятельности, но по-другому скомпонованы.

Таким образом, поиск вариативных способов организации образовательного процесса с учетом многих факторов – одна из актуальных задач модернизации современного дошкольного образования.

Схема 2. Подготовка детей к школе в современном содержании дошкольного образования

По большому счету в целевом, содержательном плане стратегические ориентиры современной модернизации образования заложены всеми предшествующими периодами развития психолого-педагогической науки и практики. Актуальная задача нашего времени – реализовать идею в полной мере на практике.

Таким образом, в целостном образовательном процессе важно не потерять эту задачу. Не впадать в крайности, подчиняя жизнь ребенка только подготовке к школе, да еще в том варианте, который иногда подсказывают родители, а то и начальная школа. Другая крайность, которую следует избежать – не пустить все на самотек, не ждать стихийных эффектов.

(По материалам Второй ежегодной международной научно- практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», Москва. Декабрь 2012 года). Автор статьи:Григорьева Г.Г., к.п.н., доцент, зав.кафедрой теории и методикидошкольного образования)

И в заключении хочется отметить

Что проблема интеграции дошкольного образования важна и со­временна как для теории, так и для практики. Ее актуальность про­диктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из раз­ных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, разви­тие его индивидуальных способностей.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу в дошкольном и предшкольном образовании позволяет сформи­ровать у детей целостную картину мира, обобщенные умения, сис­темные знания; усилить мировоззренческую направленность ин­тересов; более эффективно сформировать их убежденность и до­стичь всестороннего развития личности. Интеграция как цель обучения дает ребенку те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учат ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все эле­менты взаимосвязаны. Интеграция образовательных областей при­водит к более заинтересованному, личностно значимому и осмыс­ленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать время образовательного процес­са за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных при преподнесении материала разрозненных разделов, осуществлять проектирование содержания предшкольного образования на ос­нове образовательной программы, концентрирующей содержание дошкольного образования.

Интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обу­чающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологи­ческий климат для ребенка и педагога в процессе обучения. При­менение интеграции в ДОУ требует достаточно сложных, нестан­дартных решений от всех участников образовательного процесса.

Интегрированное образование создает новые условия деятель­ности воспитателей и воспитанников и представляет собой дей­ственную модель активизации мыслительной деятельности и раз­вивающих приемов обучения.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со сто­роны всего педагогического коллектива ДОУ, а также родителей воспитанников.

Литература:

-«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приложение к Положению Минобрнауки Р.Ф. №655 от23.11.2009 г.;

-С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М., 2008г.;

-статья: Т.Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010 г. стр.36.;

-статья: О.Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образованиии». журнал «Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр.40.;

-статья: М.Крулехт «инновационные программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2003 г.. ст.76;

-статья М.Крулехт «О программе «Детство», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2004 г., ст.21;

-пособие «Методические советы к программе «Детство» под ред. Т. Бабаевой, З. Михайловой, С-П., «Детство-Пресс»,2003 г.

- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция», журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010 г., ст4;

- статья: О.Скоролупова, Н.Федина «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобазовательной программы докольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2010 г., ст.6;

Просмотров работы: 34348