ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «КУТ-СЮР» В ТРУДАХ И. С. ПОРТНЯГИНА КАК ВКЛАД В МИРОВУЮ ПЕДАГОГИКУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН «КУТ-СЮР» В ТРУДАХ И. С. ПОРТНЯГИНА КАК ВКЛАД В МИРОВУЮ ПЕДАГОГИКУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашей великой Родине были поколения людей, которым выпала трудная доля и великая честь создавать государство, ставшее сверхдержавой, удивившее мир экономической и духовной мощью. Нам, молодому поколению, следует помнить и уважать их, гордиться их бескорыстным трудом, особенно сейчас, в трудные кризисные годы.

Одним из них является Портнягин Иосиф Семенович (1931-2001) - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии, Заслуженный учитель школы Якутской ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, почетный работник высшего, профессионального образования РФ, почетный гражданин Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия), «являющийся примером жизнестойкости и созидающего человеческого духа» [1]. Еще в детские и юношеские годы Иосиф Семенович интересовался и увлекался героическим эпосом олонхо и легендами, сказками и рассказами, фольклором якутского народа. С большим интересом и азартом слушал исполнение олонхосутов, тойуксутов, сээркээн сесенов. В итоге было собрано всего 40 исторических сказаний и легенд, рассказывающих о духах, айыы, иччи, абаасы, а также рассказы о великих шаманах. Еще со школьных времен у него ярко появилась жажда познания мира, тяга к знаниям, любознательность, мечта стать полезным обществу человеком. Став ученым, Иосиф Семенович совершил открытие в педагогической науке, описав уникальный педагогический опыт якутского народа – этнопедагогику «кут-сюр». Это открытие было высоко оценено в педагогической науке. Называя «кут-сюр» «универсальной этнопедагогической моделью» [3, с.371], Г.Н.Волков писал: «Убежденно полагаю, что этнопедагогика «кут-сюр» в контексте целостной системы воспитания у саха представляет собой феноменальное явление педагогической культуры. «Кут-сюр» можно рассматривать как заметный вклад народа саха в мировую педагогику» [4]. Основоположник этнопедагогики как науки подчеркивает самобытность философии «кут-сюр», выражающей национальный дух народа саха, его душу: «Это для педагогики- своего рода зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает» [4].

Л.Н.Куликова,доктор педагогических наук, профессор Хабаровского педагогическогоуниверситета, также дала высокую оценку работе И.С.Портнягина: «Этнопедагогика «кут-сюр» И.С.Портнягина является существенным открытием в мировой педагогике, которое будет прирастать в будущем народной духовностью» [5].

Рекомендации учения айыы учитывают все, что нужно человеку Севера, ведь этническая педагогика базируется на традиционном образе жизни, любви к природе, что укрепляет национальное самосознание, духовность, то есть «кут-сюр» народа: «Задолго до того, как слово «духовность» стало модным, он вложил это понятие в разработанное им «этнопедагогическое учение айыы, школу кут-сюр»- систему, основанную на материалах жизненного опыта народного воспитания» [2].

Слово «кут» в переводе на русский означает «дух, душа», «сюр» - жизненная сила. Сочетание «кут-сюр» означает «духовность, нравственность». Дух - основа жизненной силы, энергии человека. Кут - душа дает человеку силы. По мифологии якутов, весь растительный и животный мир имеет душу. Человек имеет три души: салгын кут - воздух-душа, буор кут - земля-душа, ийэ кут - умственные способности человека [7].

«Сюр» - жизненная сила, она является основой жизни и связана с состоянием трех душ. Если они будут целостными, то будет сильна «сюр».

Учение айыы и школа кут-сюр предполагают передачу молодому поколению социального опыта, норм поведения, общественных традиций народа. Педагогические идеи кут-сюр выражены в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх - во всех ценностях духовной культуры народа. Это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта. выработанные самим народом: нравственно-этические идеи о трудолюбии, единстве рода и племени, согласии в семье, патриотизме, гуманных взаимоотношениях между членами рода, племени, народа, нации. В результате общения с окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, появляются определенные представления о природе. В условиях суровой природы тундры и тайги у людей выработаны такие качества, как бережливость, аккуратность, упорство, находчивость, всякая праздность и расточительство осуждались. Старшее поколение выработало в детях нравственные идеалы путем постоянных упражнений, где первоначальными и важнейшими качествами были уважение и любовь к родителям, а через них - к другим людям. Важными нравственными качествами личности являются: гостеприимство, доброта, честность, послушание, трудолюбие, самообладание, почтение к старшим. Все качества внушались детям и передавались им с малых лет. Большой школой нравственности в семьях северян является их честность и справедливость: охотники и рыбаки обязательно делят добычу поровну, помогают семьям, которые не могут добывать сами пищу.

Таким образом, у народов Севера в течение многовекового опыта сложился нравственно-эстетический идеал, сформировалась духовная культура, сохранились традиции нравственного воспитания.

В каждой стране существуют свои священные места - уголки живой природы, часто связанные с какой-нибудь легендой. Такое место есть у народов саха - это родное гнездо, к которому стремится его кут-сюр. Представители народа саха издревле были погружены в мир природы, который сопровождал их от рождения до старости, и именно поэтому природа у якутов имела такое глубокое влияние на нравственное воспитание детей.

Этнопедагогическое учение школы "кут-сюр" является неотъемлемой составной частью народной педагогики Якутии и служит целям и задачам передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Как отмечал академик Г.Н. Волков, традиции в области трудового воспитания глубоко национальны по форме проявления, но в ходе исторического развития, производственного и культурного обмена эти традиции и обычаи оказываются под влиянием других народов, приобретая интернациональную форму.

Педагоги, усвоившие веками выработанные в народе средства, формы, методы и приемы воспитания, смогут умело сочетать передовой опыт народа с опытом научной педагогики. Можно надеяться, что педагоги-исследователи и учителя не только будут применять идеи народной педагогики в своей деятельности, но и примут участие в дальнейшем развитии и углублении оправдавшей себя в веках традиционной педагогической системы «кут-сюр».

Список литературы:

  1. Аманбаева Л.И. Иосиф Семенович Портнягин. Биография. http://libr.s-vfu.ru/lib_old/posobiya/port/port2.htm

  2. Борисова А.Учение айыы: человек - это есть природа // Якутия, 1998. 17 янв

  3. Волков Г.Н. «Кут-сюр» как универсальная этнопедагогическая модель. – В кн. : Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. – М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – Т.1 – 460 с.

  4. Волков Г.Н. Высказывания об ученом. http://libr.s-vfu.ru/lib_old/posobiya/port/port2.htm

  5. Куликова Л.Н. Высказывания об ученом. http://libr.s-vfu.ru/lib_old/posobiya/port/port2.htm

  6. Иосиф Семенович Портнягин. Библиографический указатель. Якутск, 2006.

5. Портнягин И. С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогические воззрения народа саха. M.: Academia, 1998.

Просмотров работы: 1505