КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ «ЛОГОСТЕП» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ «ЛОГОСТЕП»

Пестрякова С.Д. 1, Андреева Л.Д. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

ухудшение экологической обстановки;

увеличение числа патологий беременности;

увеличение количества родовых травм;

ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

различные социальные причины.

В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря ( не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности. Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логостеп – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Логостеп определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».

Виды упражнений логостепа:

ходьба, прыжки;

упражнения на развитие дыхания, голоса;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание и память;

счетные упражнения;

упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;

речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Развитие речи и движений взаимосвязано напрямую.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. В свою очередь, формирование движений происходит при активном участии речи. Учет этого факта особенно важен при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, выполнение дошкольниками упражнений под музыку с проговариванием при этом незатейливых стихотворных строчек позволит шаг за шагом достичь целей коррекционно-развивающей работы.

Не секрет, что в движении - жизнь, в нем заложено не только здоровье, но и огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. у дошкольников, имеющих речевые нарушения, зачастую наблюдаются изменения в психофизическом развитии. Для таких детей характерны общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, недостаточно развитое чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Все это требует специальной работы с нарушениями в двигательной сфере. Скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность дошкольников становится возможным благодаря применению новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии.

По мнению специалистов, степ-платформа в комплексе с другими закаливающими и укрепляющими мероприятиями дает очень хороший эффект. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию с использованием степа способствует:

  • формированию осанки, костно-мышечного корсета;

  • развитию подвижности в суставах;

  • укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • развитию координации движений;

  • тренировке равновесия;

  • формированию умения ритмически и согласованно выполнять простые движения.

Суть логостепа состоит в триединстве воздействия движения, музыки и слова на развитие ребенка. Компонент "движение" включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. "Музыка"доступна восприятию и способствует воспроизведению с помощью движений ее характера и ритма. Компонент "слово" подразумевает использование стихотворной формы сюжета, правильное произношение лексических единиц, различные операции по словоизменению и словообразованию.

Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.

Логостеп - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта:

развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов логостепа.

Задачи:

Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логостепа.

Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.

Преодолеть речевой негативизм.

Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логостепа.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.

Проверить эффективность влияния элементов логостепа на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Участниками проекта являются:

дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

педагоги;

родители.

Тип проекта – долгосрочный.

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логостеп - интегрированная система компонентов «слово», «движение», «музыка» в сотрудничестве педагогов и родителей; мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Практическая значимость.

Работа над проектом будет вестись на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

Содержание работы

В рамках оздоровительного и коррекционного направлений деятельности специалисты МБДОУ ЦРР детский сад «Туллукчаан» разработали речедвигательную гимнастику использованием степов. Степ-платформы, которые представляют собой ступеньки высотой не более 8 см, шириной 25 см и длиной 40 см, обтянутые мягким дерматином.

Суть речедвигательной гимнастики состоит в триединстве воздействия движения, музыки и слова на развитие ребенка. Компонент "движение" включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. "Музыка"доступна восприятию и способствует воспроизведению с помощью движений ее характера и ритма. Компонент "слово" подразумевает использование стихотворной формы сюжета, правильное произношение лексических единиц, различные операции по словоизменению и словообразованию.

Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.

Речедвигательная гимнастика состоит из трех комплексов для разных возрастных групп: средней, старшей и подготовительной ("Ножки", "Словечко" и "Волна" для детей 4, 5 и б лет соответственно). По содержанию она включает в себя элементы степаэробики, пластико-ритмической гимнастики, которые сопровождаются словом, что важно в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Гимнастика позволяет четко, ритмично, в определенном темпе выполнять движения по показу и на основе словесного описания, координировать шаг и слово, развивать умение владеть своим телом и речевым дыханием. Наличие в ней танцевальных элементов способствует повышению функциональных способностей детского организма.

Комплексы речедвигательной гимнастики, в свою очередь, также состоят из трех частей. Подготовительная часть - это разминка, включающая в себя базовые шаги и упражнения для растягивания мышц конечностей, повороты и наклоны туловища со сгибанием и прогибанием спины. Дети четырех лет во время разминки учатся шагать согласно инструкции.

Основная часть предусматривает выполнение ритмического рисунка шагов со словом (четверостишием, чистоговоркой, поговоркой), а также спортивного танца с использованием степов. Речевой материал подбирается в соответствии с темой комплекса и музыкой. Движения спортивного танца разрабатываются с учетом возрастных возможностей детей.

В релаксационную часть входят упражнения, способствующие развитию образности движений детей, в музыкальном, визуальном и словесном сопровождении. Это упражнения на растягивание, гибкость, выполняемые в положениях лежа, сидя, стоя.

Работа по одному комплексу проводится в три этапа. В октябре - ноябре педагоги разучивают с детьми слова, шаги и движения. На втором этапе в декабре январе отрабатываются танцевальные движения на степах под музыку. В феврале - марте организуется работа над синхронностью выполнения движений.

В апреле после освоения детьми комплекса речедвигательной гимнастики педагоги ДОУ проводят показательные выступления на праздниках День здоровья, День открытых дверей, гостевых встречах.

Комплексы речедвигательной гимнастики с использованием степов проводятся с группой или подгруппой детей (4-6 лет) в физкультурном зале раз в неделю по 20-25 мин. Затем дошкольники принимают участие в играх. Ритмичность и темп подбираемой музыки зависят от физических и возрастных особенностей детей, а также от темы комплекса. Каждый специалист (инструктор по физической культуре, учитель- логопед) в соответствии со своей профессиональной направленностью создает условия для организации и проведения комплекса.

В качестве примера в приложении 1 представлен один из комплексов речедвигательной гимнастики "Ножки" с использованием степов. Исходя из возможностей детей его можно видоизменять или усложнять, используя гантели, мячи, палки, "султанчики" и т. д.

Методы и приемы:

Организационные;

Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

Словесные (убеждение, беседа, объяснение, художественное слово);

Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);

Логические;

Мотивационные (убеждение, похвала).

Этапы реализации проекта

Этапы

 

Задачи

Деятельность проектной группы

Подготовительный

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Основной

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Заключительный

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Проект будет реализован в три этапа.

I.Подготовительный:

определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме; создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

II. Основной.

1. Содержание деятельности логопеда:

проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;

составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;

проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логостепа;

консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;

проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

2. Содержание деятельности воспитателей:

проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

закрепление изученного материала.

3.Содержание деятельности инструктора физвоспитани и музыкального руководителя:

составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;

разучивание музыкально ритмических движений на платформе степ

проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

4. Содержание деятельности родителей:

участие в занятиях по развитию лексического строя речи;

закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;

проведение упражнений, речевых подвижных игр в домашних условиях.

III. Заключительный:

проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;

подведение итогов реализации проекта;

презентация проекта.

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

3.Степ-платформы

Методическое обеспечение:

1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.

2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3. Сборник упражнений на степ-платформе

4. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Предполагаемые результаты.

Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

6.Укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

7. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

8.Развитию личности в целом.

Критерии оценки предполагаемых результатов

Для отслеживания результатов применения речедвигательной гимнастики специалистами ДОУ была разработана диагностическая таблица, отражающая в баллах (от О до З) динамику показателей по дыханию, ритмичности и координации до и после внедрения комплекса на начало и конец учебного года (приложение 2).

Диагностическое наблюдение осуществляется за каждым ребенком индивидуально по следующей схеме. Учитель-логопед предлагает дошкольнику прочесть знакомое (ранее заученное) четверостишие и внимательно следит за речевым вдохом и выдохом. Наивысший балл начисляется, если в процессе чтения ребенок делает от двух до четырех вдохов, 2 балла - в случае сбоя дыхания в конце четверостишия, 1 балл - если ребенок читает в ускоренном темпе, учащенно дышит и О баллов - за многочисленные запинки и паузы.

Инструктор по физической культуре показывает четыре ритмических рисунка, которые ребенку нужно повторить хлопками и притопами. Высший балл ставится за выполнение всех ритмических рисунков руками и ногами, 2 балла - за выполнение трех, 1 балл - за один-два ритмических рисунка, О баллов за невыполнение ритмических рисунков.

Затем учитель-логопед показывает движения на степе, сопровождая их стихотворным текстом (знакомым ребенку или заранее разученным). Три балла ставится за скоординированность шага и слова, 2 балла - если дошкольник продемонстрировал менее трех несовпадений шага и слова, 1 балл - более трех несовпадений, за нескоординированность всех шагов и слов ребенок не заслуживает баллов.

Последнее упражнение проходит под музыку: ребенок выполняет произвольный рисунок движений на степе согласно темпу и ритму музыки в течение одной минуты. Оцениваются действия дошкольника в аналогичном порядке. 3а скоординированность движений и музыки ставится 3 балла, за нарушение ритма и темпа музыки: от одного до трех раз - 2 балла, оттрехдо пяти раз - 1 балл, и за нескоординированность движений и музыки ребенок не заслуживает баллов. Показатели каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу.

Итогом работы является гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в речевом общении и сенсорных представлениях, движениях детей, успешная адаптация детей к условиям детского сада.

Просмотров работы: 2759