В. Ф. АФАНАСЬЕВ О ПОМОЩИ РУССКОГО НАРОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

В. Ф. АФАНАСЬЕВ О ПОМОЩИ РУССКОГО НАРОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Иванова К.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Видный теоретик и историк педагогики, выходец из Якутии, доктор педагогических наук, профессор Виктор Федорович Афанасьев (1917-1993) внес весомый вклад в развитие педагогической мысли в России. Уже тот факт, что он был Заслуженным деятелем науки Республики Саха (Якутия), полным кавалером педагогической медали имени К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской и А.С.Макаренко, говорит о его беспредельной преданности педагогике, о глубине его знаний о практике школьной жизни [2]. Его труды, в частности, фундаментальная монография «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» [1] и «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» [4], имеют непреходящую ценность для развития современного образования. Многие научные идеи Виктора Федоровича в настоящее время легли в основу модернизации российского образования.

Большое место в творческом наследии ученого занимает тема интернациональных связей в истории образования Якутии. Так Виктор Федорович Афанасьев подробно изучил культурно-просветительную и педагогическую деятельность политических ссыльных, представителей разных национальностей, в своей монографии «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» [1]. В этой книге он охватил важный период в истории народного образования Якутии – с 1825 по 1945 гг. Сосланные в Якутию декабристы стремились принести жителям «неприглядной глуши» хоть какую-нибудь пользу, взявшись за обучение детей местных жителей. Изучая архивные документы и периодику тех лет, Виктор Федорович нашел удивительные факты, подтверждающие задушевность взаимоотношений местных жителей и ссыльных декабристов: «М.И.Муравьев-Апостол в своих письмах отмечал простоту нравов якутов и их положительные качества. Он писал, что якуты «крайне правдивы и честны, лукавства в них нет и воровства они не знают» [1, с. 45]. М.И. Муравьев-Апостол, в 1828 году попав в Вилюйск, стремился принести пользу местному населению. Он первый, кто бескорыстно нес знания в темную народную массу. Его обучение состояло из трех элементов: чтение, письмо и рассказ. Сам составлял учебники и пособия. Занятие это доставляло для него большое удовольствие. Его школа являлась светской. Он ставил перед собой задачу - вооружить учащихся знаниями по русскому языку и арифметике, чтобы дать возможность им дальше продолжить образование.

По мнению В.Ф.Афанасьева, А.А.Бестужев-Марлинский впервые представил русскому читателю широкую картину Якутии с ее величавой природой и замечательными обычаями и нравами местных жителей. Значение педагогической деятельности декабристов В.Ф.Афанасьев видел в том, что они «положили начало светскому образованию в Якутии – начало, которое развили и углубили последующие поколения ссыльных русских революционеров» [1, с. 46], которые основали многочисленные школы в разных уголках республики: Вилюйске, Верхоянске, Амге, Боотурусском улусе (ныне Алексеевский район), Мегинском, Олекминске, Верхне-Колымске, Средне-Колымске. Для коренных народов и народностей ссыльные марксисты-ленинцы явились просветителями. Ссыльные революционеры, большевики были подлинными проводниками культуры и просвещения, пропагандистами революционных идей среди якутской бедноты. Многие ссыльные обучали детей и взрослое население грамоте, распространяли среди них газеты и массовую литературу.

Особенный интерес в работе В.Ф.Афанасьева вызвали тексты о просветительской деятельности политических ссыльных В.Г Короленко, В.М. Ионова и П.П. Подбельского.

Владимир Галактионович Короленко был сослан 1881 году в Якутию из-за отказа отдать присягу Александру 3. Он был направлен в далекую Амгинскую слободу. Там он изучал жизнь и культуру якутского народа, создавая о нем прекрасные произведения. Короленко в то же время занимался педагогической работой. Несмотря на запреты царских властей, в 1882 г. в обыкновенной юрте он открывает начальную школу для детей села Амги, где обучал учеников совершенно бесплатно. Замечательный педагог давал детям прочные знания и навыки русской речи, прививал любовь к отечественной литературе, истории и географии. Качество обучения в его школе оказалось намного выше, чем в церковноприходских школах и улусных училищах. И поэтому к нему враждебно относились учителя Амгинской школы. Но, несмотря на травлю, Владимир Галактионович с большим интересом и любовью продолжал обучение детей. Бывшие ученики В.Г. Короленко, получив хорошую первоначальную подготовку, успешно учились в дальнейшем. Один из его учеников, Н.Е. Афанасьев, стал впоследствии одним из видных организаторов народного образования Якутии и достиг огромных успехов. Владимир Галактионович в 1884 году возвратился в центральную Россию, но даже там не забывал о своих учениках и поддерживал с ними связь долгое время. Любовь к Якутии он сохранил на всю жизнь.

Литературная и педагогическая деятельность В.Г. Короленко имеет большое значение в подготовке педагогов. Как педагог, он воспитал первых деятелей народного образования в Якутии, а как писатель – оставил классические художественные произведения, такие, как «Сон Макара», «Марусина заимка», «Огонек», «Ат-Даван», по которым молодежь изучает культуру и историю якутского народа.

Значительную роль в истории народного образования в Якутии сыграл политический ссыльный Всеволод Михайлович Ионов. Первую школу он создал 1897 г. в первом Жехсогонском наслеге Ботурусского улуса (ныне Алексеевского района) в усадьбе богатого якута А.И. Слепцова. За трехлетнее существование эта школа получила широкую известность образцовой постановкой учебно-воспитательной работы. «Ионов создал прекрасную школу,- писал М.А. Брагинский,- которая выпустила не одно поколение грамотных якутов, обучавшихся по букварю, им же самим специально составленному для якутских ребят. Память об этой школе и ее славном учителе надолго сохранилась среди якутского народа и после того, как Ионов вернулся из Якутии в Европейскую Россию.

Лучшими учениками Таттинской школы В.М. Ионова были: Пантелеймон Попов. Михаил Слепцов, Афанасий Давыдов, Виктор и Мария Николаевы. Впоследствии они получили высшее образование и принимали активное участие в строительстве новой жизни в Якутии.

В.М. Ионов – талантливый ученый–этнограф. За 27 лет пребывания в Якутской области, участвуя в различных научно-исследовательских экспедициях, В.М. Ионов собрал большой материал о материальной и духовной культуре якутов и написал ряд ценных трудов. Важнейшие из них: «К вопросу о скотоводстве у якутов», «К вопросу об изучении дохристианской верований у якутов», «Дух-хозяин леса у якутов», «Образ литературы по верованиям якутов». Эти труды не потеряли ценности и в наши дни.

Большой знаток якутского языка, В.М. Ионов принимал ближайшее и активное участие в составлении «Словаря якутского языка» Э.К. Пекарского. В.М. Ионов является одним из организаторов в Якутии легальных печатных органов при участии демократически настроенных народных учителей В.В Жарова и Н.Е. Афанасьева. Позже он принимал активное участие в создании газет «Якутский край» и «Якутская жизнь», издававшихся на русском и якутском языках.

П.П. Подбельский был сослан в Якутскую область в 1883 г. за революционную работу среди студенчества и рабочих. В 1887 г. по окончании срока ссылки его оставили здесь еще на два года и поселили в Алтанском наслеге Мегинского улуса, где он изучал философию и психологию. В Алтанском наслеге ссыльный студент П.П. Подбельский организует частную школу повышенного типа. Он ставил своей целью подготовку учащихся-якутов для поступления в средние и высшие учебные заведения. При этом учитель особенно стремился повысить и углубить теоретические познания учащихся, прежде всего по истории, философии, политэкономии, географии, литературе и русскому языку.

В школе П.П. Подбельского учились дети состоятельных якутов Дюпсинского и Мегинского улусов: Афанасьевы, Слепцовы и Поповы. Его учащиеся поступали даже в Московские университеты. Это М.П. Афанасьев и П.Н. Сокольников. Впоследствии П.Н. Сокольников стал одним из первых врачей из якутов. За обучение детей богатых родителей П.П. Подбельский брал определенную плату, а детей бедняков обучал бесплатно. В 1889 г. ссыльные в Якутске организовали протест, известный в истории под именем «Моностыревского», против незаконных действий царской администрации. Протест вылился в вооруженную борьбу, где и погиб от полицейской пули П.П. Подбельский.

Школа П.П. Подбельского впервые открыла для якутской молодежи двери не только в средние, но и, что особенно важно, в высшие школы страны.

Изучение истории педагогики в Якутии 19-20 веков позволяет нам сделать вывод о том, что люди разных национальностей по воле судьбы сосланные на Север, внесли огромный вклад в развитие народного образования Якутии. Рассмотренные нами факты, изложенные в трудах В.Ф.Афанасьева, раскрывают огромную роль политических ссыльных в развитии образования Якутии. Они несли свет знаний и надежды в народ, бескорыстно помогая людям стать образованными. Они не брали ни копейки за обучение и даже находили деньги для пособия детям бедняков. Благодаря им многие молодые люди стали видными личностями в Якутии и достигли огромных успехов в разных сферах жизни.

Историческое значение политических ссыльных в просвещении северных народов нельзя переоценить. Значение дореволюционной школы в формировании национальной интеллигенции, практически легальную работу политических ссыльных на протяжении столетия по просвещению населения обширного края в условиях Крайнего Севера подробно изучил и изложил В.Ф.Афанасьев, который высоко оценил помощь русского народа в развитии культуры народов Крайнего Севера: «Русские просветители впервые внесли в гущу народных масс зачатки грамоты, передовую русскую культуру, научные воззрения на природу и общественные отношения. Под благотворным влиянием русской культуры и при активном участии русских учителей Якутия имеет большие сдвиги в экономическом и культурном развитии» [1, с.328].

Список литературы:

1. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1966. – 344 с.

2. Виктор Федорович Афанасьев: Биобиблиография докторов наук ЯГУ – Якутск : ЯГУ, 1994. - 142 с.

3. Афанасьев В.Ф. Культурно–просветительная, педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири: Учебное пособие. – Якутск: ЯГУ, 1989. - 44 с.

4. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. – 182 с.

Просмотров работы: 2098