ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Гуремина Н.В., Кузнецов А.В., Гордиенко Л.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений высшая школа раньше других осознала необходимость формирования при университетах научных и технологических парков, инкубаторов технологий, которые должны выполнять роль интерфейса между вузом, экономикой, и социальной сферой. Интеграция университетов в реальный сектор экономики регионов России, обеспечение качественно нового уровня подготовки специалистов, активизация и развитие научных исследований и инновационной деятельности, превращение университетов в центры подъема и стабилизации экономики страны, духовного и культурного развития регионов является актуальной и главной на сегодня целью системы высшего профессионального образования.

Целью данного исследования является анализ создания и развития малых инновационных предприятий – хозяйственных обществ при вузах и научных организациях, согласно новому Федеральному закону №217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ (ХО) в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [5], с учетом региональных особенностей и специфики деятельности организаций.

Реализация данного Федерального закона дает неоспоримые преимущества для экономики, поскольку учитывает интересы образования, науки, бизнеса. Прежде всего, коллективы образовательных и научных учреждений получают возможность внедрять в производство новые технологии. Рынок наполнится продукцией, в том числе высокотехнологичной, необходимой для региона. Создание малых инновационных предприятий при вузах – это новые рабочие места, точка приложения результатов интеллектуальной деятельности для студентов и выпускников, преподавателей и аспирантов. Отметим, что для российских промышленных предприятий и вузов в настоящее время характерно некоторое отставание доли научно-технических исследований и разработок по сравнению с другими ведущими развитыми странами (рис. 1).

Рисунок 1 – Структура сектора исследований и разработок по видам организаций, %

В случае привлечения соучредителей при создании хозяйственных обществ доля научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25% для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью [5]. В течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации создаваемого хозяйственного общества научное или образовательное учреждение обязано направить уведомление о создании хозяйственного общества в Министерство образования и науки российской Федерации.

В качестве источника исследований была использована обобщенная информация из базы данных по учету уведомлений о создании ХО Министерства образования науки [1].

В базу данных занесено 1202 малых предприятий, из которых 1149 создано в 206 вузах, а в 41 научно-исследовательских институтах создано 53 ХО. Большинство предприятий (1053, или 87%) созданы в учреждениях, относящихся к ведомству Министерства образования и науки (172). Однако, далеко не все вновь созданные ХО в полной мере соответствуют принятому федеральному закону (рис. 2). Согласно предоставленной информации о вновь созданном малом предприятии по приказу Минобрнауки от 08.12.2009 и по результатам проверки Роспатента, полным правовым нормативам соответствуют только 41% зарегистрированных ХО (493 из 1202).

Распределение малых предприятий при вузах по федеральным округам РФ показано в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение зарегистрированных ХО по Федеральным округам [1].

Федеральные округа

Кол-во созданных ХО

Кол-во НИИ, организовавших ХО

Кол-во ХО, организованных НИИ

Кол-во ХО, соответствующих 217-ФЗ

1

2

3

4

5

6

1

Центральный

344

14

16

135

2

Сибирский

274

15

22

115

3

Приволжский

209

6

9

83

4

Уральский

95

1

1

30

5

Южный

126

2

2

65

6

Северо-Западный

90

3

3

46

7

Северо-Кавказский

41

-

-

14

8

Дальневосточный

23

-

-

13

 

ИТОГО

1202

41

53

493

Хочется отметить, что лидирующие позиции занимают Сибирский ФО и Центральный ФО, в которых сформировались крупнейшие ведущих научные школы и накоплен большой практический опыт, – их доля составляет более 50% от общего числа зарегистрированных ХО. Наименьшее количество малых предприятий при вузах отмечается в Дальневосточном ФО – 23 (7%).

Из 206 вузов, создавших ХО, доля вузов гуманитарного профиля составляет всего 9 % (23 предприятия). Большинство вузов, создавших ХО, имеют технический или технологический профиль деятельности – 101 ХО (42%). На долю классических университетов (например, в области сервиса, туризма, транспорта, государственной службы и т.д.) приходится 19%, экономических и аграрных – по 5%, медицинских – 3%, военных – 2%. (рисунок 2).

В 7 ведущих вузах РФ создано 161 новое предприятие, что составляет 14 % от общего числа зарегистрированных ХО (таблица 1).

В технических вузах пытаются вывести на рынок уже существующие разработки. В классических и гуманитарных университетах разрабатывается новый тип ХО, не связанный с точными науками, поскольку инновационным продуктом могут быть и также услуги – социологические исследования, консалтинг, оценочная деятельность, экспертиза и т.д Заказчиком таких исследований могут выступать государственные и коммерческие структуры или органы местного самоуправления.

Рисунок 2 – Распределение зарегистрированных ХО по профилю деятельности вузов

Таблица 2 - Вузы, создавшие малые и средние инновационные предприятия в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ [3]

№ п/п

Название учреждения

Кол-во созданных ХО

Из них соответствует

ФЗ от 02.08.2009

№ 217-ФЗ

1

Сибирский федеральный университет

(г. Новосибирск)

31

0

2

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (г. Белгород)

29

6

3

Казанский государственный технологический университет (г. Казань)

22

11

4

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

(г. Томск)

20

20

5

Астраханский государственный университет (г. Астрахань)

19

18

6

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень)

21

8

7

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (г. Томск)

19

17

Несмотря на ряд сложностей, на первоначальном этапе создания и функционирования нового предприятия происходит активное вовлечение сотрудников университетов в востребованную научно-техническую деятельность, возможность находиться в своем профессиональном поле и постоянно повышать квалификацию. Инновационные предприятия помогут удержать в системе вуза перспективных выпускников и их научных руководителей. Это реальный шанс привлечь в систему высшего образования молодых специалистов и сформировать сильный профессорско-преподавательский состав.

Предметом деятельности создаваемых хозяйственных обществ является практические применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат соответствующим учреждениям. В уставный капитал создаваемого хозяйственного общества должно вносится право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями. При этом право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным и образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в единый государственный реестр юридических лиц.

Перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ, базы данных, топологические и интегральные микросхемы, секреты производства (ноу-хау). Под воздействием тенденций интеллектуализации и глобализации экономики происходит радикальная переоценка интеллектуальной собственности и системы ее правовой охраны как одного из основных факторов поддержки бизнеса. При этом права на ИС становятся одним из важнейших факторов обеспечения устойчивых финансовых и рыночных позиций компаний, а надежная охрана и эффективное использование этих прав - неотъемлемым условием их дальнейшего преуспевания.

В настоящее время в России планируется создание более 2,5 тысяч научных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут порядка 100 тысяч новых рабочих мест. По сообщению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, уже в январе 2010 г. в России было создано около двухсот малых предприятий при вузах [2] .

Реализации данного Федерального закона имеет огромное значение не только для государственных учреждений образования и науки, но и для российской экономики в целом. Закон должен стать одним из важнейших элементов новой законодательной базы национальной инновационной системы. Именно разработки, полученные в российских вузах и НИИ, могут стать основным средством модернизации отечественной экономики. Данный закон, позволяющий государственным вузам и НИИ учреждать малые инновационные предприятия, внося в качестве вклада в их уставной капитал результаты научно-технической деятельности, правообладателями которых они являются, снимет множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики.

Важна и социальная значимость принятого закона, благодаря которому в России при вузах и НИИ должны появиться сотни малых инновационных предприятий, в которых начнут работать тысячи выпускников, причем по полученной в вузе специальности.

По мнению члена бюро Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке, технологиями и образованию Бориса Коробца, изначально коммерциализация инновационных разработок вузов и НИИ затруднена в силу многих проблем,главной из которых является несовершенство российского законодательства, регламентирующего инновационную деятельность. Можно говорить и о непростом менталитете научного сообщества, о недоверии инвесторов к инновационным технологическим проектам, о неразвитости венчурного бизнеса в России, об отсутствии квалифицированных специалистов – юристов и менеджеров, работающих в сфере интеллектуальной собственности [4].

Ранее государственные вузы и НИИ не могли являться учредителями инновационных компаний, более того коммерциализация объектов интеллектуальной собственности была крайне затруднена из-за непроработанного механизма заключения лицензионных договоров и получения государственными учреждениями вознаграждения по ним. Все это сильно тормозило инновационную деятельность вузов и НИИ, не позволяло молодым ученым заниматься внедрением научно-технических разработок в реальный сектор экономики.

Как отмечает Б. Коробец [4], отечественные предприниматели до сих пор крайне мало внимания уделяют инновационному бизнесу. Наоборот, большие деньги по-прежнему инвестируются в сырьевые месторождения. Без помощи бизнес-сообщества эффективное функционирование малых инновационных предприятий невозможно, поэтому крайне важно и необходимо, чтобы бизнес, наконец, пришел в инновационную сферу.

Данный закон, позволяя государственным учреждениям образования и науки, учреждать малые инновационные предприятия, создает необходимые предпосылки для формирования «хребта» экономики знаний – инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно, поскольку за высокотехнологичными предприятиями стоит будущее российской инновационной экономики.

В целях обеспечения более оптимального механизма коммерциализации возможно создание на базе вуза или НИИ специальных структурных подразделений, осуществляющих исследовательскую деятельность по обеспечению правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, развития научно-инновационной деятельности в сфере образования и высоких технологий, а также последующего эффективного внедрения результатов научных разработок в региональную экономику.

В задачи такого подразделения должно входить [3]:

- активизация исследовательской деятельности по обеспечению правовой защиты объектов интеллектуальной собственности (ИС);

- обеспечение высокого технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты научно-технических и инновационных разработок;

- регистрация и поддержание в силе объектов ИС;

- содействие практическому применению и РИД, исключительные права на которые принадлежат вузу;

- юридическое сопровождение и разработка типового пакета учредительных документов для создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузе, использующих объекты интеллектуальной собственности;

- проведение бюджетного учета РИД;

- создание патентного фонда вуза (включая МИП) и контроль его объёма и содержания;

- проведение оценки права использования РИД, которое является вкладом в уставной капитал МИП, а также оценки иного имущества, вносимого в уставной капитал МИП;

- содействие государственной регистрации МИП при вузе;

- заключение лицензионных договоров и регистрация лицензионных договоров в Роспатенте;

- организация отбора и экспертизы перспективных проектов по созданию малых инновационных предприятий при вузе;

- организация ежегодных инновационных выставок и презентаций с целью привлечения внимания потенциальных партнеров к новым научным разработкам;

- организация и проведение тематических семинаров-тренингов по проблемам защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности в вузе.

Стимулирование и развитие малых инновационных предприятий при вузах должно стать ключевым звеном развития региональной вузовской инновационной инфраструктуры, развития консалтинговой и образовательной части региональной высшей школы, продвижения и внедрения результатов научных исследований в экономику и производство Дальневосточного региона.

К основным проблемам, связанным с созданием и функционированием новых малых предприятий, относятся:

  1. Низкая степень соответствия вновь созданных ХО принятому Федеральному закону.

  2. Попытка создать большое количество ХО в рамках одного вуза.

  3. Низкая инновационная активность вузов гуманитарного профиля.

  4. Слабо сформированный рынок интеллектуальных продуктов.

  5. Вновь созданные ХО не могут осуществлять финансовую деятельность по упрощенной системе налогообложения.

6. Слабая активность венчурных инвесторов.

7. Проблемный инвестиционный климат, сложившийся в традиционной вузовской среде.

Возможные пути решения проблем:

  1. Проведение внутреннего мониторинга и отбор перспективных инновационных проектов для создания ХО.

  2. Активизация исследовательской деятельности по обеспечению правовой защиты объектов интеллектуальной собственности (ИС).

  3. Создание патентного фонда вуза и контроль его объёма и содержания.

  4. Обеспечение своевременной постановке на баланс и бюджетный учет результатов интеллектуальной деятельности.

  5. Развитие имеющегося потенциала и доведение уже созданных предприятий до стадии стабильных продаж.

  6. Организация ежегодных инновационных выставок и презентаций с целью привлечения внимания потенциальных партнеров к новым научным разработкам.

  7. Организация и проведение тематических семинаров-тренингов по проблемам защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности в вузе.

Стимулирование и развитие малых инновационных предприятий при вузах должно стать ключевым звеном развития региональной вузовской инновационной инфраструктуры, развития консалтинговой и образовательной части региональной высшей школы, продвижения и внедрения результатов научных исследований в региональную экономику и производство.

Литература

  1. Хозяйственные общества, созданные вузами и НИИ в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 ФЗ-217 (на 01.11.2011 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfe.ru/upload/iblock/38d/38dc48e92c555e9cf5ac278a8bdd17f1.ppt (дата обращения 10.03.2014)

  2. В РФ уже создано около 200 малых инновационных предприятий при вузах// Национально-деловое партнерство «АЛЬЯНС-МЕДИА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=867869 (дата обращения 18.02.2014)

  3. Гуремина Н.В. Опыт создания хозяйственных обществ при вузах: региональный аспект, проблемы и перспективы развития// Наука и экономика, 2011. №1-5. № С.64-66.

  4. Коробец Б. При вузах и НИИ должны появиться сотни малых инновационных предприятий, в которых начнут работать тысячи выпускников// Президент России. Молодым ученым и специалистам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://www.youngscience.ru/752/1381/1388/index.shtml?id=2297 (дата обращения 30.07.2013)

  5. Федеральный закон №217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания хозяйственных обществ»: Информационный сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90201 (дата обращения 01.03.2014)

Просмотров работы: 3880