АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Следствием социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, является непрерывное и глубокое реформирование образования. Консервативное функционирование образовательной системы в недалеком прошлом заменяется инновационным, потому что традиционные образовательные технологии не отвечают новым функциям образования (рис. 1). К инновационным трендам российского образования сегодня можно отнести:

- систему формирования интеллектуального капитала нации;

- сферу производства инноваций;

- систему образования глобального инновационного уклада;

- место становления культуры поиска, исследования, дискуссии,

социальной активности и развития.

Рынок образовательных услуг является одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Активизируются дидактические процессы и, как следствие, растёт спрос на активные методы обучения. Меняются цели образования: требуется выпуск конкурентоспособных специалистов, меняются и приоритеты в обучении: нужно обыгрывать сложные профессиональные ситуации - возникает потребность во внедрении в учебный процесс профессионального образования профессиональных игр.

А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы студентов, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности преподавателя и студентов, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" – отношений [3].

Рис.1 - Новое институциональное ядро образования

Рассматривая различные определения, можно дать определение, что активные методы обучения (АМО) – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Преподаватель изначально не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя заключается в самостоятельном овладении студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. АМО направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Особое место в ряду педагогических технологий занимают технологии проектного обучения. Возникшее на рубеже XIX–XX вв. проектное обучение успешно зарекомендовало себя в образовательной практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Многие идеи, заложенные в этом методе, использовали в своих педагогических системах С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко. Педагогическая деятельность этих ученых убедительно показала, что с помощью проектного обучения можно реализовывать как принципы личностно-ориентированного, так и коллективного обучения [1].

В проекте задействованы следующие методы активного обучения [2]:

  1. Решение ситуационных задач. Имитация реального события, реальной проблемы. Учебный материал подается в виде реальной проблемной ситуации, а знания приобретаются в результате активной и творческой работы (индивидуально или в группах).

  2. Тренинговые технологии. Обучение направлено на формирование и совершенствование ограниченного набора компетенций. Например, студенты всегда очень активно участвуют в тренингах, построенных на стыке психологии и менеджмента.

  3. Творческие задания. Они требуют не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку они содержат элемент неизвестности и имеют несколько подходов.

  4. Работа в малых группах. Одна из самых популярных стратегий, потому что она дает возможность всем студентам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия и т.д.). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе хорошо сочетается с интерактивными методами обучения.

  5. Развивающая кооперация. Для данного метода характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе (индивидуальное и коллективное выдвижение целей, коллективное планирование работы, самостоятельный подбор информации и учебного материала, игровые формы организации учебного процесса и т.д.).

Суть АМО заключается в формировании у студентов компетенций (а не академических знаний), которые очень пригодились бы им в будущем, после окончания университета. При этом ведущий преподаватель выступает как тьютор (наставник и мотиватор), который ориентирован не столько на передачу конкретных знаний, сколько на выработку способностей и мотивации самостоятельно находить необходимую информацию, а также на формирование таких профессиональных компетенций, которые позволяют творчески решать нестандартные ситуации и генерировать уникальные идеи для достижения желаемых результатов (рис. 2).

Рис. 2 - Фокусировка методов активного обучения на индивидуализации

К сожалению, классическое образование ограничивает свободу мысли, творчества и действий будущих специалистов, приучившихся подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно. Чтобы в жизни добиться успеха, очень важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода, что напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Активные методы обучения как раз и позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько разэффективность и качество обучения. Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося, отвечающие современным потребностям общества.

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности педагога, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.

Таким образом, использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности педагога, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Но также необходимо помнить и о том, что некомпетентность педагога и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам.

Ключевые слова: методы активного обучения, инновации, образование, индивидуализация

Список литература

  1. Волченкова Т.Г. Управление образовательными проектами в инновационной общеобразовательной школе (На материалах города Екатеринбурга): автоф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://proekta.ru/d3.html

  2. Гуремина Н.В. О внедрении образовательных проектов в сфере креативного менеджмента// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №3. Ч. 2. 2014. С. 95-97.

  3. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980

Просмотров работы: 1838