ЭКОЛОГИЧЕСКИ СБАЛАНСИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСТРОВА РУССКИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭКОЛОГИЧЕСКИ СБАЛАНСИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСТРОВА РУССКИЙ

Гуремина Н.В., Животов В.А., Романцова Д.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На территории юга Приморья и прилегающих акваториях залива Петра Великого сложилась своеобразная и во многом уникальная система природных комплексов. Географическое положение островов залива Петра Великого с их мягким климатом, сравнительно невысокая степень освоенности территории, теплое море, особая эстетическая ценность разнообразных приморских и лесных ландшафтов, наличие историко-культурных памятников - все эти факторы способствуют развитию региональной экономики, в частности, таких ее ключевых отраслей, как туризм и транспорт. Внутренний туризм является основой для развития туристической отрасли в Приморском крае, причем потребность в его организации будет возрастать, так как для большинства россиян поездки за границу становятся проблематичными из-за высокой стоимости. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала островов залива Петра Великого возможно после всестороннего изучения физико-географических условий и разработки схемы строительства и развития транспортной сети островов, размещения объектов инфраструктуры с учетом социальных, природно-экологических и экономических аспектов, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

В качестве объекта исследования выбран крупнейший в архипелаге Петра Великого – остров Русский (площадь 99 км2). Целью исследования является пространственный анализ ландшафтной структуры острова Русский и оценка перспектив создания экологически сбалансированной модели транспортной системы острова. Ландшафтный анализ острова Русский позволил определить природно-ресурсный потенциал территории, выявить устойчивость островных геосистем к антропогенным воздействиям (рис. 1).

В настоящее время природно-ресурсный потенциал островов залива Петра Великого изучен недостаточно полно, а в целом описание островных территорий носят фрагментарный характер. К тому же большинство имеющихся работ опубликовано в различных весьма разрозненных источниках, что затрудняет их поиск. Образцом ландшафтно-экологического исследования можно считать выпущенную в 1990 г. работу В.Д. Ралько с соавторами «Состояние и перспективы природопользования острова Рейнеке» [4]. Данный научный труд представляет большую практическую ценность для научных работников и лиц, заинтересованных в охране и рациональном использовании островных экосистем.

Началом исследования рекреационного потенциала островных территорий залива Петра Великого можно назвать работу В.И. Преловского и др. «Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья», опубликованную в 1996 году [3]. В ней изложены основные положения бассейнового принципа рекреационного природопользования. Особое внимание уделяется практической оценке рекреационных территорий и акваторий островов залива Петра Великого, определена их рекреационно-экологическая емкость. В.М. Урусов [6,7] в своих работах большое внимание уделяет созданию природно-рекреационного комплекса пригорода Владивостока, где особое место занимают исследования природных особенностей и рекреационных возможностей островов залива Петра Великого.

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, возможные угрозы и благоприятный возможности для развития транспортной инфраструктуры острова Русский (таблица 1).

С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (таблица 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).

С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (табл. 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).

Рисунок 1 – Ландшафтный анализ острова Русский [1].

Таблица 1 - SWOT-анализ развития транспортной инфраструктуры о. Русский [5]

Внешняя среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Opportunities (Возможности)

Threats (Угрозы)

  1. Внимание, поддержка властей - 7

  2. Кросс-культурный обмен - 7

  3. Развитие Владивостокской агломерации - 6

  4. Геополитический интерес - 2

  5. Текущая активность в регионе - 1

  6. Диверсификация направлений

развития острова - 1

  1. Волюнтаризм при принятии решений - 8

  2. Слабый интерес со стороны инвесторов -7

  3. Коррупция - 4

  4. Транспортный коллапс - 2

  5. Отсутствие поддержки местных властей - 1

  6. Изменение законодательства - 1

Внутренняя среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Strenghts (Сильные стороны)

Weaknesses (Слабые стороны)

  1. Природный потенциал - 12

  2. Наличие историко-культурных

объектов - 8

  1. Выгодное экономико-

географическое положение - 4

  1. Наличие стартовой инфраструктуры (мост, кампус ДВФУ) - 3

  2. Наличие генплана города – 2

6. Возможность смешанного использования (туризм/инновации) -1

  1. Транспортная доступность - 9

  2. Отсутствие комплексного проекта, включающего «Большой Владивосток» - 5

  3. Климатические особенности - 4

  4. Экология - 3

  5. Инженерная инфраструктура- 2

Таблица 2 - Допустимые рекреационные нагрузки для различных категорий земель и типов растительности острова Русский [1]

Тип растительности или категория земель

Площадь,

га

Допустимая рекреационная нагрузка, чел/га

Рекреационная емкость, чел

1*

2*

1*

2*

Скальные обрывы

207

100.0

90

20 700

18 630

Песчано-галечные пляжи

12

100.0

90

1 200

1 080

Сенокосы

259

5.0

4.5

1 295

1 165.5

Пашни

58

2.0

1.8

116

104.4

Пастбища и выгоны

65

3.5

3.15

227.5

204.8

Болота

83

0.5

0.45

41.5

37.4

Луга, прогалины и пустыри

1208

3.5

3.15

4 228

3 805.2

Дороги, просеки

123

2.5

2.25

307.5

276.8

Прочие нелесные земли

926

2.0

1.8

1 852

1 666.8

ИТОГО: нелесные земли

2 941

 

29 967.5

26 970.0

Дубовые леса

4655

2.44

2.2

11 358.2

10 241

Липовые леса

1395

1.93

1.74

2 692.4

2 427.3

Ясеневые леса

721

1.25

1.13

901.3

814.7

Ольховые леса

498

0.96

0.86

478.1

428.3

Леса из прочих пород (береза, граб, ильм и др.)

88

1.81

1.63

159.3

143.4

ИТОГО: лесные земли

7 357

 

15 589.3

14 054.7

ВСЕГО

10 298

 

45 556.8

41 024.7

1* - по методике В.И. Преловского (1996)

2* - с поправкой на коэффициент изолированности

По своему рекреационному потенциалу Русский остров представляет собой объект не только регионального и национального значения, но не уступает в сравнительном аспекте рекреационным островным центрам высокого мирового ранга и может стать центром международного туризма и привлечения иностранных инвесторов, что дает возможность создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон (таблица 3).

Таблица 3 – Условия для создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон на о. Русский [5]

Условия для создания

ОЭЗ

Тип особой экономической зоны (ОЭЗ)

Туристско-рекреационного типа

Технико-внедренческого типа

Ограничения по площади участка

Нет ограничений

Не более чем на 3 участках территории, общая площадь не более 4 км2

Ограничения по теврри-ториальной

принадлеж-ности

Нет ограничений, возможно нахождение на землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и национальных парков

Не может находиться на территории нескольких муниципальных образований, не может включать целиком какое-либо административно-территориальное образование

Существо-вание жилищного фонда

Да

Нет

Целевое использование участка

Строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской инфраструктуры, объектов для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, туристская деятельность, разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, из добыче и использованию

Создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию

Основа соглашения

Арендные отношения земельного участка, муниципального или государственного имущества. Ведение деятельности в соответствии с согласованным бизнем-планом.

Кинфраструктурным и градостроительным ограничениям можно отнести следующие:

- ограниченная рекреационная емкость (недостаток пляжей и т.д.);

- транспортные ограничения (мост на о. Русский и паром – зависимость от погоды, ограниченная пропускная способность; необходимость строительства моста через бухту Новик);

- короткий летний сезон;

- проблемы водоснабжения (нет водовода с материка, низкий дебет скважин);

- необходимость рекультивации загрязненных земель и ландшафтной реконструкции;

- разделение акваторий по специализациям (дайвинг, парусный спорт, пляжный туризм и т.д.);

- санитарно-защитные зоны вокруг военных радаров;

- опасные объекты наземной и морской фауны (змеи, клещи, медузы, акулы).

Вместе с тем, активная урбанизация о. Русский и создание на нём крупных объектов (таких как кампус ДВФУ, инженерный центр, океанариум, объекты «Особой экономической туристической зоны» и другие) требуют организации самой современной транспортно-логистической системы для связи территорий острова и с другими районами Владивостока. После окончания Саммита АТЭС на п-ов Сапёрный в рабочем режиме будет приезжать около 15 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников ДВФУ (с дальнейшим ростом до 20-25 и более тыс. чел.), кроме того, посетители океанариума, жители острова и т.д. Также будет перемещаться различный грузовой и специализированный транспорт и т.д. Пассажиропоток будет характерен пиковыми режимами перемещения, поскольку значительное количество людей должно утром в течение 2 часов проехать из основных районов города для работы и учёбы в кампус Университета, а вечером вернуться обратно.

С расширением ДВФУ (с учетом строительства общежитий для студентов и жилья для преподавателей), с открытием на о. Русский новых объектов, созданием «Особой экономической туристической зоны» нагрузка на транспортные коммуникации ещё увеличится. Интенсивное сообщение между о. Русский и другими районами Владивостока ожидается в течение всего календарного года. Если в летний период снижаются объёмы перевозок в Университет, то увеличиваются пассажиропотоки отдыхающих. Этот факт говорит о необходимости создания устойчивого (современного, надежного, с дублированием маршрутов и видов транспорта) круглогодичного сообщения между о. Русский и другими районами Владивостока.

Безусловно, транспортная система должна быть удобной (комфортной), надёжной и обеспечивать быструю доставку людей, удовлетворять самым современным требованиям по экологии и управлению (должна быть интеллектуальной – т.е. функционировать с использованием системы «умный транспорт»). Далее, система должна обеспечить достаточно интенсивное движение по мостовому переходу с учётом мероприятий, связанных с антитеррористической деятельностью (что требуется федеральным законодательством), возможных ограничений при сложных погодных условиях (сильный ветер, снег, обледенение и др.), авариях и т.д.

Мостовой переход на о. Русский сам по себе является современным, крайне необходимым объектом транспорта, он формирует основу транспортной системы связи острова с городом, но в полном объеме обеспечить все режимы перевозок он не в состоянии. Не имеющая резервов система не может быть абсолютно надежной. Это означает необходимость создания дублирующей связи, которой может стать: для ряда задач - авиационное (вертолеты), а в основном - морское сообщение.

Для решения всех возможных транспортных задач необходимо приобретение новых автобусов и морских судов (паромов), открытие новых автобусных маршрутов и морских пассажирских линий, а также строительство автостанций, автостоянок и авторазвязок, причалов и морских вокзалов по обе стороны моста.

Таким образом, предлагается создать следующую схему автобусного сообщения о. Русский с другими районами города (рис. 2):

- организуются новые городские маршруты из основных районов города в режиме «Экспресс» до остановки «Мост» (условно, или «Мыс Назимова»), расположенной в районе пересечения федеральных трасс от моста через бухту «Золотой Рог» и от моста с полуострова Де-Фриз. Производительность данных маршрутов в «часы пик» должна составлять первоначально около 5 - 6 тыс. чел/час [2].

- от остановки «Мост» организуется движение специальных автобусов через мост до остановки «ДВФУ» (условно, или «Кампус»). Количество таких автобусов может составить до 50 и более единиц (уточняется расчётами).

- в районах остановок «Мост» и «ДВФУ» должны быть построены транспортные узлы, включающие:

- автовокзалы для пересадки пассажиров, продажи билетов, накопления автобусных партий пассажиров, их посадки, размещения диспетчерских служб и т.д.;

- разворотные кольца для автобусов приходящих из районов города (районов о. Русский) и от моста;

- площадки для отстоя автобусов;

- автопарковки для частных автомобилей.

- автозаправки и т.д.

Автобусы, курсирующие через мост между остановками «Мост» и «ДВФУ» по челночной схеме «Шатл», должны иметь вместимость 70-80 пассажиров, три широкие двери для быстрой посадки и высадки пассажиров, ограниченное количество сидячих мест.

Организация автобусных пассажирских перевозок через мост должна сопровождаться чёткой системой диспетчеризации, контролем за движением по маршруту и ситуацией на маршруте в реальном времени с использованием современных систем видеонаблюдения и связи (система «Умный транспорт»).

Рисунок 2 - Схема пассажирских автоперевозок на о.Русский

На рисунке 3 представлена схема морских пассажирских линий на о. Русский.

Комплексный подход к решению транспортной проблемы о. Русский должен предусматривать выполнения следующих основных мероприятий:

  1. Выполнить разработку (исследование) «Предложения по обеспечению устойчивой транспортной связи о. Русский с районами г. Владивосток на период до 2020 г.». В рамках данной работы уточнить прогнозные пассажиро и машинопотоки на о. Русский (и обратно), разработать схемы организации пассажирского и грузового движения автомобильным и морским транспортом, выполнить предпроектные проработки по строительству транспортных развязок, авто и морвокзалов, методов и средств регулирования дорожного движения в районе мостового перехода, определить потребность в автобусах и морских паромах, стоимость объектов транспорта и т.д.

Рисунок 3 - Схема морских пассажирских линий на о. Русский [2]

  1. Решить земельные вопросы по отводу участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры;

  2. Спроектировать и построить объекты транспортной инфраструктуры (автовокзалы, разворотные кольца, автопарковки, причалы, морвокзалы и т.д.).

  3. Организовать муниципальное (или смешанной формы собственности) предприятие для организации автоперевозок (возможно и морских) на о. Русский через мост. Закупить для этого предприятия необходимое количество автобусов.

  4. Спроектировать и построить необходимое количество паромов для морских переправ.

  5. Обеспечить организацию перевозок на о. Русский с использованием современных средств контроля и связи («Умный транспорт»).

По мере развития (урбанизации) о. Русский транспортная схема его связи с другими районами города будет меняться. Появится потребность в новых морских линиях не только на п-ов Казакевича, но и на другие территории острова. Возможно, появится потребность в строительстве новых транспортных связей. Особенно сильное влияние на транспортную схему может оказать создание туристической ОЭЗ. Окончательно транспортная схема будет определена, когда будут установлены план и сроки застройки острова Русский.

Ключевые слова: остров Русский, ландшафтная структура, туризм, транспортная инфраструктура

Список литературы

1. Гуремина Н.В. Ландшафтная характеристика и рекреационное освоение островов залива Петра Великого (Японское море). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. - Владивосток: Изд-во ТИГ ДВО РАН, 2005. – 28 с.

2. О транспортном обеспечении о. Русский и путях его совершенствования// Аналитическая записка ОАО ДННИМФ – Владимвосток, 2011. – 8 с.

3. Преловский В.И., Короткий А.М., Пузанова И.Ю., Саболдашев С.А. Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья.- Владивосток: Дальнаука, 1996. - 136 с.

4. Ралько В.Д., Бровкин А.Я., Чебоксарова И.Г. Состояние и перспективы природопользования о. Рейнеке. - Владивосток: Дальнаука, 1990. – 34 с.

5. Столяров Б. Проект концепции создания особой экономической зоны «Остров Русский»// Стратегическая сессия по разработке концепции создания и развития туристско-рекреационной ОЭЗ на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края 20-21 января 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.irpgroup.ru/zcms_files/5_tolyarov.pdf (дата обращения 20.08.2012)

6. Урусов В.М. Природный комплекс район Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 1996.- 76 с.

7. Урусов В.М. Экологу о природном комплексе района Владивостока. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 86 с.

Просмотров работы: 881