В качестве объекта исследования выбран крупнейший в архипелаге Петра Великого – остров Русский (площадь 99 км2). Целью исследования является пространственный анализ ландшафтной структуры острова Русский и оценка перспектив создания экологически сбалансированной модели транспортной системы острова. Ландшафтный анализ острова Русский позволил определить природно-ресурсный потенциал территории, выявить устойчивость островных геосистем к антропогенным воздействиям (рис. 1).
В настоящее время природно-ресурсный потенциал островов залива Петра Великого изучен недостаточно полно, а в целом описание островных территорий носят фрагментарный характер. К тому же большинство имеющихся работ опубликовано в различных весьма разрозненных источниках, что затрудняет их поиск. Образцом ландшафтно-экологического исследования можно считать выпущенную в 1990 г. работу В.Д. Ралько с соавторами «Состояние и перспективы природопользования острова Рейнеке» [4]. Данный научный труд представляет большую практическую ценность для научных работников и лиц, заинтересованных в охране и рациональном использовании островных экосистем.
Началом исследования рекреационного потенциала островных территорий залива Петра Великого можно назвать работу В.И. Преловского и др. «Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья», опубликованную в 1996 году [3]. В ней изложены основные положения бассейнового принципа рекреационного природопользования. Особое внимание уделяется практической оценке рекреационных территорий и акваторий островов залива Петра Великого, определена их рекреационно-экологическая емкость. В.М. Урусов [6,7] в своих работах большое внимание уделяет созданию природно-рекреационного комплекса пригорода Владивостока, где особое место занимают исследования природных особенностей и рекреационных возможностей островов залива Петра Великого.
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, возможные угрозы и благоприятный возможности для развития транспортной инфраструктуры острова Русский (таблица 1).
С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (таблица 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).
С учетом островной изолированности рекомендуется использовать только освоенные ранее территории. Это позволит максимально сберечь земли, сохранившиеся в естественном состоянии. Из хозяйственного использования (в той или ной степени) следует изъять величины следующих категорий земель: скальные обрывы, болота, большинство лесных земель и др. (табл. 2). Общая рекреационная емкость острова составляет около 40 тыс. чел. (Гуремина, 2005).
Рисунок 1 – Ландшафтный анализ острова Русский [1].
Таблица 1 - SWOT-анализ развития транспортной инфраструктуры о. Русский [5]
Внешняя среда |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Opportunities (Возможности) |
Threats (Угрозы) |
|
развития острова - 1 |
|
|
Внутренняя среда |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Strenghts (Сильные стороны) |
Weaknesses (Слабые стороны) |
|
объектов - 8
географическое положение - 4
6. Возможность смешанного использования (туризм/инновации) -1 |
|
Таблица 2 - Допустимые рекреационные нагрузки для различных категорий земель и типов растительности острова Русский [1]
Тип растительности или категория земель |
Площадь, га |
Допустимая рекреационная нагрузка, чел/га |
Рекреационная емкость, чел |
||
1* |
2* |
1* |
2* |
||
Скальные обрывы |
207 |
100.0 |
90 |
20 700 |
18 630 |
Песчано-галечные пляжи |
12 |
100.0 |
90 |
1 200 |
1 080 |
Сенокосы |
259 |
5.0 |
4.5 |
1 295 |
1 165.5 |
Пашни |
58 |
2.0 |
1.8 |
116 |
104.4 |
Пастбища и выгоны |
65 |
3.5 |
3.15 |
227.5 |
204.8 |
Болота |
83 |
0.5 |
0.45 |
41.5 |
37.4 |
Луга, прогалины и пустыри |
1208 |
3.5 |
3.15 |
4 228 |
3 805.2 |
Дороги, просеки |
123 |
2.5 |
2.25 |
307.5 |
276.8 |
Прочие нелесные земли |
926 |
2.0 |
1.8 |
1 852 |
1 666.8 |
ИТОГО: нелесные земли |
2 941 |
29 967.5 |
26 970.0 |
||
Дубовые леса |
4655 |
2.44 |
2.2 |
11 358.2 |
10 241 |
Липовые леса |
1395 |
1.93 |
1.74 |
2 692.4 |
2 427.3 |
Ясеневые леса |
721 |
1.25 |
1.13 |
901.3 |
814.7 |
Ольховые леса |
498 |
0.96 |
0.86 |
478.1 |
428.3 |
Леса из прочих пород (береза, граб, ильм и др.) |
88 |
1.81 |
1.63 |
159.3 |
143.4 |
ИТОГО: лесные земли |
7 357 |
15 589.3 |
14 054.7 |
||
ВСЕГО |
10 298 |
45 556.8 |
41 024.7 |
||
1* - по методике В.И. Преловского (1996) 2* - с поправкой на коэффициент изолированности |
По своему рекреационному потенциалу Русский остров представляет собой объект не только регионального и национального значения, но не уступает в сравнительном аспекте рекреационным островным центрам высокого мирового ранга и может стать центром международного туризма и привлечения иностранных инвесторов, что дает возможность создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон (таблица 3).
Таблица 3 – Условия для создания кластера из туристско-рекреационной и технико-внедренической зон на о. Русский [5]
Условия для создания ОЭЗ |
Тип особой экономической зоны (ОЭЗ) |
|
Туристско-рекреационного типа |
Технико-внедренческого типа |
|
Ограничения по площади участка |
Нет ограничений |
Не более чем на 3 участках территории, общая площадь не более 4 км2 |
Ограничения по теврри-ториальной принадлеж-ности |
Нет ограничений, возможно нахождение на землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и национальных парков |
Не может находиться на территории нескольких муниципальных образований, не может включать целиком какое-либо административно-территориальное образование |
Существо-вание жилищного фонда |
Да |
Нет |
Целевое использование участка |
Строительство, реконструкция, эксплуатация объектов туристской инфраструктуры, объектов для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, туристская деятельность, разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, из добыче и использованию |
Создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию |
Основа соглашения |
Арендные отношения земельного участка, муниципального или государственного имущества. Ведение деятельности в соответствии с согласованным бизнем-планом. |
Кинфраструктурным и градостроительным ограничениям можно отнести следующие:
- ограниченная рекреационная емкость (недостаток пляжей и т.д.);
- транспортные ограничения (мост на о. Русский и паром – зависимость от погоды, ограниченная пропускная способность; необходимость строительства моста через бухту Новик);
- короткий летний сезон;
- проблемы водоснабжения (нет водовода с материка, низкий дебет скважин);
- необходимость рекультивации загрязненных земель и ландшафтной реконструкции;
- разделение акваторий по специализациям (дайвинг, парусный спорт, пляжный туризм и т.д.);
- санитарно-защитные зоны вокруг военных радаров;
- опасные объекты наземной и морской фауны (змеи, клещи, медузы, акулы).
Вместе с тем, активная урбанизация о. Русский и создание на нём крупных объектов (таких как кампус ДВФУ, инженерный центр, океанариум, объекты «Особой экономической туристической зоны» и другие) требуют организации самой современной транспортно-логистической системы для связи территорий острова и с другими районами Владивостока. После окончания Саммита АТЭС на п-ов Сапёрный в рабочем режиме будет приезжать около 15 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников ДВФУ (с дальнейшим ростом до 20-25 и более тыс. чел.), кроме того, посетители океанариума, жители острова и т.д. Также будет перемещаться различный грузовой и специализированный транспорт и т.д. Пассажиропоток будет характерен пиковыми режимами перемещения, поскольку значительное количество людей должно утром в течение 2 часов проехать из основных районов города для работы и учёбы в кампус Университета, а вечером вернуться обратно.
С расширением ДВФУ (с учетом строительства общежитий для студентов и жилья для преподавателей), с открытием на о. Русский новых объектов, созданием «Особой экономической туристической зоны» нагрузка на транспортные коммуникации ещё увеличится. Интенсивное сообщение между о. Русский и другими районами Владивостока ожидается в течение всего календарного года. Если в летний период снижаются объёмы перевозок в Университет, то увеличиваются пассажиропотоки отдыхающих. Этот факт говорит о необходимости создания устойчивого (современного, надежного, с дублированием маршрутов и видов транспорта) круглогодичного сообщения между о. Русский и другими районами Владивостока.
Безусловно, транспортная система должна быть удобной (комфортной), надёжной и обеспечивать быструю доставку людей, удовлетворять самым современным требованиям по экологии и управлению (должна быть интеллектуальной – т.е. функционировать с использованием системы «умный транспорт»). Далее, система должна обеспечить достаточно интенсивное движение по мостовому переходу с учётом мероприятий, связанных с антитеррористической деятельностью (что требуется федеральным законодательством), возможных ограничений при сложных погодных условиях (сильный ветер, снег, обледенение и др.), авариях и т.д.
Мостовой переход на о. Русский сам по себе является современным, крайне необходимым объектом транспорта, он формирует основу транспортной системы связи острова с городом, но в полном объеме обеспечить все режимы перевозок он не в состоянии. Не имеющая резервов система не может быть абсолютно надежной. Это означает необходимость создания дублирующей связи, которой может стать: для ряда задач - авиационное (вертолеты), а в основном - морское сообщение.
Для решения всех возможных транспортных задач необходимо приобретение новых автобусов и морских судов (паромов), открытие новых автобусных маршрутов и морских пассажирских линий, а также строительство автостанций, автостоянок и авторазвязок, причалов и морских вокзалов по обе стороны моста.
Таким образом, предлагается создать следующую схему автобусного сообщения о. Русский с другими районами города (рис. 2):
- организуются новые городские маршруты из основных районов города в режиме «Экспресс» до остановки «Мост» (условно, или «Мыс Назимова»), расположенной в районе пересечения федеральных трасс от моста через бухту «Золотой Рог» и от моста с полуострова Де-Фриз. Производительность данных маршрутов в «часы пик» должна составлять первоначально около 5 - 6 тыс. чел/час [2].
- от остановки «Мост» организуется движение специальных автобусов через мост до остановки «ДВФУ» (условно, или «Кампус»). Количество таких автобусов может составить до 50 и более единиц (уточняется расчётами).
- в районах остановок «Мост» и «ДВФУ» должны быть построены транспортные узлы, включающие:
- автовокзалы для пересадки пассажиров, продажи билетов, накопления автобусных партий пассажиров, их посадки, размещения диспетчерских служб и т.д.;
- разворотные кольца для автобусов приходящих из районов города (районов о. Русский) и от моста;
- площадки для отстоя автобусов;
- автопарковки для частных автомобилей.
- автозаправки и т.д.
Автобусы, курсирующие через мост между остановками «Мост» и «ДВФУ» по челночной схеме «Шатл», должны иметь вместимость 70-80 пассажиров, три широкие двери для быстрой посадки и высадки пассажиров, ограниченное количество сидячих мест.
Организация автобусных пассажирских перевозок через мост должна сопровождаться чёткой системой диспетчеризации, контролем за движением по маршруту и ситуацией на маршруте в реальном времени с использованием современных систем видеонаблюдения и связи (система «Умный транспорт»).
Рисунок 2 - Схема пассажирских автоперевозок на о.Русский
На рисунке 3 представлена схема морских пассажирских линий на о. Русский.
Комплексный подход к решению транспортной проблемы о. Русский должен предусматривать выполнения следующих основных мероприятий:
Выполнить разработку (исследование) «Предложения по обеспечению устойчивой транспортной связи о. Русский с районами г. Владивосток на период до 2020 г.». В рамках данной работы уточнить прогнозные пассажиро и машинопотоки на о. Русский (и обратно), разработать схемы организации пассажирского и грузового движения автомобильным и морским транспортом, выполнить предпроектные проработки по строительству транспортных развязок, авто и морвокзалов, методов и средств регулирования дорожного движения в районе мостового перехода, определить потребность в автобусах и морских паромах, стоимость объектов транспорта и т.д.
Рисунок 3 - Схема морских пассажирских линий на о. Русский [2]
Решить земельные вопросы по отводу участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры;
Спроектировать и построить объекты транспортной инфраструктуры (автовокзалы, разворотные кольца, автопарковки, причалы, морвокзалы и т.д.).
Организовать муниципальное (или смешанной формы собственности) предприятие для организации автоперевозок (возможно и морских) на о. Русский через мост. Закупить для этого предприятия необходимое количество автобусов.
Спроектировать и построить необходимое количество паромов для морских переправ.
Обеспечить организацию перевозок на о. Русский с использованием современных средств контроля и связи («Умный транспорт»).
По мере развития (урбанизации) о. Русский транспортная схема его связи с другими районами города будет меняться. Появится потребность в новых морских линиях не только на п-ов Казакевича, но и на другие территории острова. Возможно, появится потребность в строительстве новых транспортных связей. Особенно сильное влияние на транспортную схему может оказать создание туристической ОЭЗ. Окончательно транспортная схема будет определена, когда будут установлены план и сроки застройки острова Русский.
Ключевые слова: остров Русский, ландшафтная структура, туризм, транспортная инфраструктура
Список литературы
1. Гуремина Н.В. Ландшафтная характеристика и рекреационное освоение островов залива Петра Великого (Японское море). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. - Владивосток: Изд-во ТИГ ДВО РАН, 2005. – 28 с.
2. О транспортном обеспечении о. Русский и путях его совершенствования// Аналитическая записка ОАО ДННИМФ – Владимвосток, 2011. – 8 с.
3. Преловский В.И., Короткий А.М., Пузанова И.Ю., Саболдашев С.А. Бассейновый принцип формирования рекреационных систем юга Приморья.- Владивосток: Дальнаука, 1996. - 136 с.
4. Ралько В.Д., Бровкин А.Я., Чебоксарова И.Г. Состояние и перспективы природопользования о. Рейнеке. - Владивосток: Дальнаука, 1990. – 34 с.
5. Столяров Б. Проект концепции создания особой экономической зоны «Остров Русский»// Стратегическая сессия по разработке концепции создания и развития туристско-рекреационной ОЭЗ на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края 20-21 января 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.irpgroup.ru/zcms_files/5_tolyarov.pdf (дата обращения 20.08.2012)
6. Урусов В.М. Природный комплекс район Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 1996.- 76 с.
7. Урусов В.М. Экологу о природном комплексе района Владивостока. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 86 с.