Креативный класс не имеет таких отчетливых признаков, какие отличали промышленный рабочий класс в период его расцвета. В основе принадлежности к креативному классу Р. Флорида выделяет следующие признаки: способы к самоорганизации людей в социальные группы; идентичность, основанная преимущественно на экономически функциях; собственность, не имеющая физической формы, проистекающая из творческих способностей; общие вкусы, желания и предпочтения.
Креативный класс по Р. Флориде распадается на две составляющие: а) ядро креативного класса; б) креативные профессионалы (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура креативного класса
Суперкреативное ядро нового класса включает ученых и инженеров, поэтов и писателей, художников и актеров, дизайнеров и архитекторов, публицистов, редакторов, крупных деятелей культуры, экспертов аналитических центров, обозревателей и других людей, чьи взгляды формируют общественное мнение. Помимо этой группы к креативному классу относятся «креативные специалисты», работающие в отраслях экономики знаний, таких как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение, управление.
Как правило, это подразумевает высокий уровень образования и человеческого капитала.
Из всех направлений креативной экономики концепция креативного класса вызывает больше всего споров и критики. При всей очевидности того, что число профессий, требующих творческих навыков растет, существуют серьезные трудности в идентификации креативного класса.
Пространственные концепции креативной экономики. Понимание креативной экономики выходит за рамки исследования отдельных секторов, а концепция получает пространственную интерпретацию в виде концепции креативного города «Креативный город» [2], в основе которой, по Ч.Лэндри, лежит принцип новаторского видения и творческого изменения окружающего пространства. Ч. Лэндри исходит из того, что динамика городов и мировой урбанистической системы претерпела радикальные перемены и решать проблемы городов XXI века, пользуясь подходами и сознанием XIX-XX века нельзя. Он отмечает, что главным жизненно важным ресурсом города являются люди, а их творческий потенциал определяет будущий успех городов. Облик современных городов активно изменяют люди, а городское пространство – это отражение человеческого капитала. Точку зрения Ч. Лэндри отражает формула «Скажи мне, в каком ты городе живешь, я скажу кто ты».
Ч. Лэндри и его коллега Дж. Хокинс [5] разработали индекс креативности городов, используя 10 индикаторов: политическая и общественная структура; разнообразие и жизнеспособность; открытость, доверие, толерантность, доступность; предпринимательство, исследования и инновации; стратегическое лидерство; таланты и образовательная среда; коммуникации, организация сетей; городские места; жизнеобеспечение и благосостояние; профессионализм и эффективность.
Культурному контексту развития современных городов Ч. Лэндри отводит первостепенное место. Рассмотрение культуры города как ресурса позволяет пересмотреть отношение к активам города. В каждой детали городского ландшафта скрыта своя история, которая может быть использована для позитивного обновления его активов, и каждый город имеет свою уникальную нишу. Препятствия креативности Ч. Лэндри видит в бюрократическом мышлении городских чиновников, злоупотреблении в узких интересах (слабость систем контроля над новым строительством, использование рекламы в торговых точках для получения скидок производителей), бездумном копировании, слабом использовании городских активов.
Безусловно, с этим нельзя не согласиться. Примеры и практики, препятствующих развитию уникальной среды отечественных городов можно встретить сегодня повсеместно, начиная от простого копирования и штамповки стереотипных взглядов на городское развитие, результатом чего становится появление похожих друг на друга городов, до разрушения уникального стиля городских объектов и самих объектов и т.д.
Идеи креативной экономики получили развитие и воплощение в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, а позднее и Восточной Европы. В последние годы в России активно начали практиковать принципы креативной экономики.
Исследование креативного пространства и географии креативности занимает большое место в исследованиях Р. Флориды. Эта проблема рассматривается им с точки зрения размещения креативного класса, исходя из чего, он выделил две тенденции:
1) Отдельные регионы становятся центрами притяжения креативного
класса;
2) Креативные центры становятся лидерами экономического развития.
Для оценки уровня креативности регионов Р. Флорида предложил использовать индекс креативности, объединяющий четыре равнозначимых фактора:
1) Доля креативного класса в занятом населении;
2) Инновационность (количество патентов на душу населения);
3) Высокотехнологичные индустрии (индекс TechPole - "индекс высоких технологий");
4) Разнообразие, открытость региона по отношению к новым людям и идеям.
Индекс креативности Р. Флориды, особенно его радикальные подходы к измерению разнообразия и открытости, вызвали много критики. В первую очередь из-за того, что в расчет были включены социальные аутсайдеры, в числе которых иммигранты или приезжие из других регионов страны, люди, выросшие с ярлыком «ботаника», люди с необычными привычками и стилем, социальные и сексуальные меньшинства.
Индекс креативности Р. Флориды не является единственным, хотя и считается одним из самых успешных. Процесс разработки индексов креативности продолжается. Сегодня используется несколько различных индексов измерения креативности [1]. Центральными темами в измерении городской креативности выступают: культура, отдых и туризм; креативная продукция и занятость; культурный капитал; места, ресурсы и средства проведения массовых мероприятий; жизнеобеспечение; транспорт и его доступность; глобализация и сети; открытость, терпимость и разнообразие; человеческий капитал, таланты, образование; социальный капитал, обязательства и поддержка; правительство и регулирование; деловая активность и экономика; предпринимательство; инновации и НИОКР (научно-исследовательские и опытноконструкторские работы); технологии и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии); окружающая среда и экология.
Особая роль отводится креативным кластерам, которые развиваются в рамках программ креативных городов, разрабатываемых ЮНЕСКО. Креативные кластеры – это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Они отличаются от традиционных бизнес-парков, расположенных рядом с университетами. Идеальными местами для создания креативных кластеров сегодня становятся заброшенные заводы в центре города. Художники и дизайнеры, нуждающиеся в организации творческого пространства, наиболее вероятно, преобразуют их в места современного искусства. Поэтому креативные кластеры рассматриваются как важная часть модернизации городского пространства. При этом стимулирование их развития не должны рассматриваться исключительно как средство развития городской среды, а как возможность развития собственно креативных индустрий.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) к креативным индустриям относит отрасли, требующие творческих навыков, возникающие на пересечении искусства, культуры, бизнеса и технологии (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура креативных индустрий
По классификации ЮНКТАД креативные индустрии объединены в 4 группы.
Первая группа – наследие. Культурное наследие является источником всех формы искусства, культурных и творческих индустрий. Наследие несет в себе культурные аспекты исторического, антропологического, этнического, эстетического и социального развития каждой страны. Эта группа разделена на две подгруппы:
- отрасли, выражающие традиционную культуру: художественные ремесла, фестивали и праздники;
- культурные достопримечательности: культурные и исторические памятники, места раскопок, музеи, библиотеки, выставки и т.д.
Вторая группа – искусство – объединяет творческие индустрии, базирующиеся на искусстве и культуре (культурные индустрии, арт-рынок); эта группа представлена двумя подгруппами:
- изобразительное искусство: живопись, скульптура, фотография и
старинные вещи;
- исполнительское искусство: вокал, живая музыка, драматическое искусство и театр, балетное искусство, современный танец, опера, цирк и т.д.
Третья группа – медиа – объединяет две подгруппы отраслей, которые
производят творческий контент для широкой аудитории:
- публикации и печатные издания, в том числе книги (художественная
и учебная литература), пресса и другие публикации;
- аудиовизуальные средства: фильмы, телевидение, радио, сети широ-
кого вещания.
Четвертая группа – функциональный креатив – включает отрасли, создающие товары и услуги функционального характера:
- дизайн: дизайн интерьера, графический дизайн, мода, ювелирные изделия, игрушки;
- новые медиа: программное обеспечение, видеоигры и цифровой творческий контент;
- креативные услуги: архитектура, реклама, культурные и рекреационные услуги, исследования и разработки, цифровые и другие смежные креативные услуги.
Во многих странах, креативная экономика признается в качестве ведущего сектора в обеспечении экономического роста, занятости и торговли. Занятость в европейский креативном секторе в целом растет быстрее, чем в других секторах экономики. Креативная экономика стала приоритетным и стратегическим сектором в Европейской Повестке 2020.
В структуре экспорта и импорта креативной продукции наибольшая доля приходится на сектор дизайна, моду и предметы интерьера. Растет доля «новых медиа» (табл. 1)
Таблица 1 – Структура мирового экспорта и импорта креативной продукции, 2002-2010 гг. (в процентах к общему итогу)
Таблица 2 – Географическая структура мировой торговли креативной
продукцией, 2002-2008 гг. (в процентах к общему итогу)
Анализ показывает, что в течение последних 15 лет доля развитых стран в структуре мировой торговли креативной продукцией заметно сократилась: в экспорте с 71,1% до 59,7%, в импорте – с 69,4% до 60,8%. Соответственно в этих показателях выросла доля развивающихся стран. Среди отдельных стран в первую тройку лидеров США, Великобритания и Япония. Но их доля в мировой торговле креативной продукцией заметно сократилась.
Список литературы
Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-2/vanurihin.shtml (дата обращения 19.01.2015).
Лэндри Ч. Креативный город. – М.: «Классика XXI», 2005.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
Хокинс Дж. Креативная экономика. – М.: «Классика XXI», 2011.