Предпринимательская деятельность должна решать следующие задачи:
- улавливать и удовлетворять потребности общества;
- создавать рабочие места;
- способствовать развитию культуры и заниматься благотворительной
деятельностью;
- создавать возможности для реализации способностей человека.
Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано вознаграждением за затраченное им время и результатом деятельности может оказаться как прибыль, так и убытки.
Возникновение предпринимательского риска – это оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. По мере развития рыночных отношений в нашей стране будут усиливаться неопределенность и предпринимательский риск. Таким образом, устранить неопределенность в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительности, поэтому риск присущ предпринимательству в любой сфере экономики.
Большинство исследователей проблемы о личностных качествах предпринимателей приходит к выводу, что это люди, обладающие склонностью к поиску и внедрению новых идей, изобретений, технологий; это люди постоянной инициативы и творчества, неуемной энергии. Они готовы на разумный, строго рассчитанный риск, ибо без риска нет предпринимательства.
Предпринимательский риск можно понимать как экономическую категорию, количественно и качественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражающую степень неуспеха (или успеха) деятельности предпринимателя (организации) по сравнению с заранее планируемыми результатами. Это возможная потеря ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и, следовательно, недостижение ранее намеченных конечных результатов (прибыли, дохода).
Социологический опрос предпринимателей показал, что опасными для ведения цивилизованного бизнеса являются следующие факторы (таблица 1).
Таблица 1 - Факторы риска ведения предпринимательской активности [2, c. 51]
Возможные факторы риска |
% к числу опрошенных |
Недобросовестность российских деловых партнеров |
61 |
Вымогательство со стороны государственных чиновников |
57 |
Политическая нестабильность |
55 |
Финансовая нестабильность |
53 |
Ущемление прав предпринимателей государственными и должностными лицами |
44 |
Вымогательство со стороны криминальных структур |
23 |
Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут быть следствием внутренних для фирмы решений или следствием воздействия внешней предпринимательской среды. Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков: экономический кризис, рост криминализации общества, высокие темпы инфляции, политическая нестабильность, необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов, нечеткость и непрерывные изменения нормативно-правовой базы, отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, зависимость предпринимателя от уголовного мира и неспособность правоохранительных органов защитить его, безграничное вмешательство политиков в экономику, резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях; неустойчивое налоговое законодательство, недобросовестная конкуренция, низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решений самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской организации следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. В таблице 2 приведены основные внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Трудно установить приоритетность этих факторов, так как они взаимосвязаны друг с другом: изменение одного фактора может вызвать изменение других и, следовательно, взаимоотношения их влияния на уровень риска. Так, например, политические изменения, произошедшие в середине 80-х годов в России, вызвали крупные перемены в экономической деятельности, как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.
Внешние факторы (таблица 2), влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.
Таблица 2 – Система внешних факторов предпринимательского риска [2, с. 52]
Факторы прямого воздействия |
Факторы косвенного воздействия |
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность |
Политические условия |
Налоговая система |
Экономическая обстановка в стране |
Взаимоотношения с партнерами |
Экономическое положение отрасли |
Конкуренция предпринимателей |
Международные события |
Коррупция и рэкет |
Культурные приоритеты |
Непредвиденные действия государственных органов и учреждений |
Стихийные бедствия |
К внутренним факторам предпринимательского риска относятся:
- сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний;
- личностные характеристики предпринимателя как собственника организации;
- состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;
- состав наемных работников, их квалификация и материальное стимулирование;
- уровень предпринимательской культуры;
- защита предпринимательской тайны;
- организация управления и производства;
- проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;
- уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;
- качество продукции (работ, услуг);
- строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др.
В современных условиях хозяйствования любая организация неизбежно сталкивается с различными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести вызванные этими явлениями убытки или, наоборот, умело воспользоваться неожиданными преимуществами. Управляя экономическими рисками, предприниматель обычно осознает и пытается просчитать ту степень риска, которая возможно повлияет на исход принимаемого решения. Возрастает число и разнообразие факторов риска, ослабляющих условия стабильной работы фирмы, поэтому функция управления риском приобретает все большую роль и становится одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности организации.
Управление экономическими рисками включает разработку и реализацию экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого конечного уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования организации, анализ действующей нормативной базы ведения бизнеса, а также на применение экономико-математических методов анализа и управления.
Управление риском позволяет предпринимательской организации:
- выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий для нее, т.е. ситуации, связанные с риском, результатом которых может быть недостижение поставленных целей;
- получать количественные характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;
- заблаговременно при подготовке решения планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению риска до приемлемого уровня;
- учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском.
Процесс управления предпринимательским риском можно представить в виде определенной последовательности действий:
1. Выявление всех потенциальных рисков и анализ возможных потерь.
2. Выявление факторов, влияющих на уровень риска.
3. Оценка и ранжирование потенциальных рисков.
4. Выбор методов и определение путей снижения рисков.
5. Применение выбранных методов.
6. Оценка результатов и применение корректирующих воздействий.
Пока риск не определен, невозможно предпринять какие-либо меры по его минимизации, поэтому первой стадией в управлении риском является идентификация вероятных рисков. Выявление рисков и факторов может осуществляться различными способами: от чисто интуитивных догадок до сложного вероятностного анализа моделей исследования операции.
Для того, чтобы разработать программу минимизации предпринимательских рисков, необходимо первоначально выявить потенциально возможные риски и оценить их уровень. Классифицировать риски, возникающие в процессе производственной деятельности, можно на основе различных признаков. Наибольшие затруднения, как правило, возникают при классификации именно внутренних предпринимательских рисков, так как внешние риски затрагивают почти все организации.
Степень готовности к риску очень важна для развития предпринимательского института. Проведенные социально-психологические исследования по методике Шуберта показали следующие результаты:
- с возрастом человека готовность к риску падает;
- более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
- у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
- у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
- с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
- в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и, зачастую, зависит от групповых ожиданий [1, с. 101].
Таким образом, современный предприниматель в своей коммерческой деятельности может своевременно корректировать программу минимизации рисков и избежать возникновения дополнительных рисков, которые могут в конечном итоге привести к кризисным процессам.
Список литературы
Горчакова, Е.Б. Индивидуально-типологические и мотивационные особенности личности. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. 107 с.
Личность предпринимателя / Третьяк Г.Е., Гуремина Н.В., Цыпленкова М.В., Султанова А.А., Лаптенок А.В. М.: Издательский Дом «Академия Естествозания», 2014. 120 с.