ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРИОРИЕТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО СЕКТОРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРИОРИЕТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО СЕКТОРА

Гуремина Н.В., Гордиенко Л.В., Асташенко П.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. В этом заключается актуальность данной темы.

В развитых государствах от 80 до 95 % прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в высокотехнологичной продукции и технологиях, методах организации производства и в повышении уровня образования населения, то есть на то, что современным языком называется инновационной экономикой. России до этого показателя, к сожалению, еще далеко.

В период формирования основ рыночной экономики государственная политика в сфере науки и инноваций была направлена, в основном, на сохранение научно-технического потенциала страны. На тот момент это была действительно важная задача. В последние годы экономическая ситуация в стране изменилась к лучшему. Тем не менее, научно-технический потенциал пока используется не очень эффективно. Число предприятий, осуществляющих инновации, увеличивается недостаточно высокими темпами. Из-за низкой динамики этого процесса российская промышленность остается во многом неконкурентоспособной. Необходимо всеми мерами государственного влияния стимулировать увеличение ВВП страны и благосостояния населения на основе роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологической продукции. Реализация этой задачи требует от нас энергичных мер в области научно-технической политики, формирование которой дает обществу и бизнесу ориентиры на долгосрочную стабильную перспективу.

Какая роль отводится государству в процессе перехода к инновационному пути развития? Государство должно способствовать развитию инновационной экономики. Надо создавать необходимую инфраструктуру и правовую среду, урегулировать вопросы использования результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, необходимо способствовать тому, чтобы российские предприятия могли бы эффективно использовать научно-технические достижения для производства коммерческого продукта. При этом государство должно думать в первую очередь не о получении прямых дивидендов, а о том, что деньги вернутся в виде налоговых поступлений, будут созданы новые рабочие места.

Современный механизм государственной финансовой поддержки иннова­ционной деятельности нуждается в совершенствовании, но он наращивает опыт практического использования. Инструментарий распределения государственных финансовых средств на конкурсных началах через федерально-целевые программы можно назвать приемлемым. Общая система этих программ призва­на отражать целостность дерева целей государственной инновационной полити­ки. В области научно-технических преобразований производственного аппарата России: программы значительно отличаются по целям, объекту и качеству разра­ботанных документов, но имеют общую методологическую основу. До некоторых пор через годовой бюджет страны, утверждаемый как Федеральный закон, финанси­рование каждой программы предусматривало разделение сферы прикладной науки и мероприятий технологических преобразований производства как капи­таловложения. Естественно, что и конкурсы проводились раздельно по НИОКР и капитальным вложениям, и не было никакой уверенности, что выигрывают конкурс одни и те же цели и инновационные проекты. В феде­ральном бюджете рационально по федерально-целевым программам финанси­ровать инновационные проекты целостно, т. е. в них должны включаться как маркетинговые целевые установки, так и технологические преобразования по достижению поставленных целей. Первый практический шаг в этом направлении уже сделан. Бюджетная классификация и государственные бюджеты 2003, 2004 и 2005 гг. уже содержат новую целевую статью расходов «Финансирование научного сопровождения инноваци­онных проектов особой государственной важности» [3].

Основой динамичного развития инновационного рынка являются венчур­ные предприятия и фонды. В данной области сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, Россия имеет определенный венчурный потенци­ал: в стране функционируют 70 технологических парков и около 50 тыс. малых технологических фирм, в которых занято 200 тыс. человек, а объем реализации - 30 млрд. руб. Создается сеть региональных инновационно-технологических центров. В настоящее время уже действует 18 таких центров, включающих 250 малых фирм, а в процессе создания находится еще 17. С другой стороны, как свидетельствуют данные компании «РостИнвест», все малые инновационные предприятия России создают всего лишь 2% ВВП страны [4]. Кроме того, налого­вое законодательство мало приспособлено к нуждам венчурного бизнеса. Так, если в развитых странах венчурный фонд выступает в форме ограниченного партнерства, все налоги которого выплачиваются самими вкладчиками только один раз, то в России венчурный фонд принимает форму коммандитного товарищества, являющегося полноценным налогоплательщиком с вытекающей отсюда необходимостью ведения текущей налоговой отчетности, что во многом обесценивает преимущества венчурного фонда.

С целью выявления инновационной активности в регионах РФ были проанализированы данные о распределение регионов России по рейтинговым классам инновационной активности (таблица 1). В Российской Федерации имеются значительные различия в уровне социально-экономического развития территорий, которые могут достигать существенных различий как по величине валового регионального продукта, так и по инвестициям на исследования и разработки.

Таблица 1 – Федеральные округа в структуре рейтинга инновационного развития

Параметр

Зона

ЦФО

СЗФО

ЮФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Доля инновационной продукции в ФО, %

A*

-

-

-

-

-

-

-

B*

23,4

-

-

34,5

8,9

-

-

C*

74,9

99,4

94,1

64,8

88,3

90,7

59,2

D*

1,7

0,6

5,9

0,7

2,8

9,3

40,8

Доля затрат на исследования и разработки в ФО, %

A

-

-

-

-

-

-

-

 

67,4

-

-

22,2

8,8

-

-

C

32,1

99,9

89,3

76,5

90,4

99,1

97,3

D

0,5

0,1

10,7

1,3

0,8

0,9

2,7

Доля численности занятых в ФО, %

A

-

-

-

-

-

-

-

 

33,8

-

-

10,9

14,5

-

-

C

59,2

95,1

82,0

82,0

78,4

91,8

84,6

D

7,0

4,9

18,0

7,1

7,1

8,2

15,4

Доля ВРП в ФО, %

A

-

-

-

-

-

-

-

 

65,5

-

-

13,9

43,3

-

-

C

32,1

97,7

85,2

82,2

54,9

94,1

88,9

D

2,4

2,3

14,8

3,9

1,8

5,9

11,1

*Зона A - высокий уровень, Зона B - средний уровень, Зона C - низкий уровень,

Зона D - неудовлетворительный уровень

Источник: [4, с. 17]

Как видно из таблицы, среди федеральных округов проблематично выявить лидера по уровню инновационного развития. В настоящее время ни один из субъектов федерации РФ не демонстрирует высоких показателей инновационного развития: ни один из регионов не смог попасть в зону «А». Зона «В» (средний уровень инновационного развития) представлена пятью субъектами России, в которых произведено почти 43% инновационной продукции и сконцентрировано 52,7% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки: Самарская область, Республика Татарстан, Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург. Уровень инновационного развития остальных субъектов Российской Федерации квалифицируются как низкий (51 регион, включая Приморский край) и неудовлетворительный (17 регионов). К очевидным аутсайдерам инновационного развития относятся ЮФО, ДФО, СФО, СЗФО [1, 2].

Основные функции государственных органов в инновационной сфере:1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2. Координация инновационной деятельности;

3. Стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;

4. Создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5. Кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7. Обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

8. Повышение общественного статуса инновационной деятельности;

9. Региональное регулирование инновационных процессов;

10. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

Основные задачи Совета:

1. Информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;

2. Разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;

3. Анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;

4. Подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;

5. Участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. Министерство промышленности, науки и технологий РФ ставит целью государственной инновационной политики увеличение валового внутреннего продукта страны и благосостояния населения на основе активизации инновационной деятельности в экономике, поощрения роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологической продукции и занятия видного места в международной кооперации и разделении труда.

Основные задачи данного органа исполнительной власти:

1) Организация научно-технического прогнозирования;

2) Выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;

3) Разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

4) Разработка государственных научно-технических программ и проектов;

5) Создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

6) Создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;

7) Обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.

Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.

Госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики. Комитет участвует в разработке структурной и научно-технической политики в промышленности, разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию предпринимательства, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе России.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Государственная инновационная политика способствует созданию и обеспечению эффективного функционирования в России целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на производственно-технологическую сферу с высокими переделами и большой добавленной стоимостью и на сферу высококвалифицированных услуг, т.е. на экономику, основанную на знаниях, на рост на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и занятие видного места в международной кооперации и разделении труда.

Направления развития инновационного сектора

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г., определяют цель государственной политики в области науки и технологий - переход к инновационному пути развития экономики на основе избранных приоритетов [5]. Институциональной основой, обеспечивающей достижение поставленной цели, является национальная инновационная система.

Особая роль в ее создании принадлежит административно-территориальным образованиям с высоким научно-техническим, образовательным и производственным потенциалом, прежде всего наукоградам.

Созданная с активной государственной поддержкой инновационная инфраструктура – инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента - позволяет расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая в них все новых и новых участников.

К государственным научным центрам относятся различные технопарковые структуры. Можно выделить основные три группы технопарковых структур [7]:

1. Бизнес-инкубаторы – это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления, и предназначены для оказания им помощи путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

2. Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов. Спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями.

3. Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, «городом мозгов», представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой. Целью строительства наукоградов, технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники в наукограде осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время статус наукограда имеют 5 муниципальных образований: Обнинск, Дубна, Королёв, Кольцово, Мичуринск.

Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, в Минпромнауки России проведен отбор и сформирован перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение:

1. Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

2. Космические и авиационные технологии;

3. Новые материалы и химические технологии;

4. Новые транспортные технологи;

5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;

6. Технологии живых систем;

7. Экология и рациональное природопользование;

8. Энергосберегающие технологии [23].

Реализация государственной инновационной политики является достаточно сложной задачей и ее решение зависит от согласованной работы всех заинтересованных структур и их политической воли. Если говорить о конкретных шагах в этом направлении, то, необходимо осуществить меры по укреплению и развитию имеющихся структурных звеньев и созданию недостающих элементов национальной инновационной системы и содействовать укреплению связей между этими звеньями. Успех государственной инновационной политики обеспечивается только при условии работы национальной инновационной системы как единого целого.

Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской экономики является развитие предпринимательства в научно-технической и производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки конкурентоспособную продукцию. Таким образом они становятся необходимым элементом технологии продвижения результатов научных исследований и разработок в производство.

Переход на инновационное развитие России требует наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций. Такое развитие невозможно без массового появления новой для России категории специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. Минпромнауки России совместно с Минобразованием и Минтрудом России разработана и начала реализовываться программа по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. В рамках ее выполнения создано первое в России высшее учебное заведение такого профиля - Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства [6].

В научной сфере необходимо осуществить следующие основные мероприятия:

- увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;

- перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли средств, распределяемых на конкурсной основе;

- более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;

- радикальное улучшение информационного обеспечения, в том числе за счет привлечения коммерческих структур к развитию российской части Internet в интересах научно-образовательных и инновационных организаций;

- улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере;

- стимулирование привлечения молодежи в науку;

- углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных направлений.

В сфере же коммерциализации результатов исследований и разработок можно провести следующие действия:

- развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

- освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;

- вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного использования;

Среди механизмов государственного воздействия на развитие промышленности определяющую роль будут, как и в предыдущие периоды, играть программно-целевые методы. Основным механизмом практической реализации приоритетных направлений и перечня критических технологий Российской Федерации, а также мер по стимулированию инновационной активности и внедрению в производство наукоемких технологий является федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы [5].

Необходимо внести изменения в законодательство и правоприменительную практику, связанную с созданием действенного механизма правовой защиты инвестиций, обеспечить разработку, внесение изменений и дополнений, принятие законов, направленных на стимулирование инвестиционной активности в сфере инновационной деятельности. Принять поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике», чтобы учесть и уточнить концептуальные проблемы инновационного процесса и его составляющих, субъектов и объектов инновационной деятельности и решить концептуальные вопросы инновационной и научно-технической политики. Ввести в него механизм отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научно-технологической продукции, которыми являются промышленные предприятия различных форм собственности.

В целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности были приняты Федеральные законы: от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [3].

В том случае, если все вышеперечисленные меры будут своевременно и последовательно реализованы, это приведет к тому, что начнет эффективно функционировать целостная, способная к воспроизводству и саморазвитию национальная инновационная система. Это, как раз, то недостающее звено, необходимый "мостик" между научно-технической, производственно-технологической сферами экономики и современным рынком, которое позволит создать эффективную систему трансформации результатов научно-технических исследований и разработок в высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, имеющую устойчивый платежеспособный спрос и конкурентоспособную на отечественном и мировом рынках.

Другим важным результатом станет повышение инвестиционной привлекательности российской промышленности, что приведет к увеличению объемов вложения в нее финансовых средств. А также повысится приток молодых квалифицированных кадров в сферу исследований и разработок.

В структуре ВВП значительно вырастет доля продукции высоких переделов и высококвалифицированных услуг, что позволит нашей экономике избавиться от топливно-сырьевой зависимости.

Основные усилия на государственном уровне в данный период сосредоточены на решении трех задач: использовании бюджетного финансирования в качестве катализатора для привлечения частного капитала в научно-инновационную сферу; структурной реорганизации научно-технологической сферы через инвентаризацию государственной собственности и передачи ее на определенных условиях более эффективным собственникам; подготовке кадров для наукоемкого сектора. Специальное внимание уделяется поддержке венчурной деятельности, как одного из механизмов инновационного развития. После принятия 30 марта президентом Основ политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства в направлении развития инновационного сектора экономики.

Выводы: 1. Главной целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.

2. Российская фундаментальная наука находится в зоне так называемого провала рынка. Основными препятствиями на пути развития инновационного сектора остаются недостаточное финансирование и неэффективное законодательство.

3. На фоне почти неправдоподобного инновационного задела Россия имеет совершенно неэффективный механизм его использования.

4. Роль государства в инновационном процессе заключается в защите прав участников этого процесса и финансовом регулировании тех экономи­ческих участков, где рынок не справляется или срабатывает неэффективно. Если этого не делать, то подъема инновационной активнос­ти ждать не приходится.

5. Для стимулирования развития инновационной деятельности нужно способствовать массовому созданию малых фирм, обеспе­чивающих разработку и передачу новых технологий, а также центров передачи технологий в научно-исследовательских институтах и вузах, в том числе путем предоставле­ния им стартового капитала и налоговых льгот, оказания правовой и информационной поддержки. Важную роль в этом процессе должна сыграть государственная программа подготовки менеджеров для сферы науки и инноваций.

6. Государство также должно обеспечить правовые и экономические стимулы для активизации участия российских научных организаций и компаний в глобальных технологических альянсах и международных программах (особенно инновационных) на равноправных финансовых условиях, устранив при этом существующие барьеры (налоговые, таможенные и т.п.).

Список литературы

  1. Гуремина Н.В. Анализ создания научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ// В мире научных открытий. – 2011. – Т. 15.– № 3.1. – С. 604-609.

  2. Гуремина Н.В. Исследование инновационной активности организаций Приморского края: анализ и перспективы развития // Инновационная деятельность. – 2012. – №4 (22). – С. 20-28.

  3. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12168685/#ixzz3PFBdFL20 (дата обращения 12.01.2015).

  4. Чернявский Д.А. Инновационное развитие региона как основа повышения его конкурентного преимущества: Автореф. дис. канд. экон. наук. – М: Изд-во МЭИ (ТУ), 2011. – 24 с.

  5. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010г. Письмо Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр – 756 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.

  6. Dudin M. N., Lyasnikov N.V. Strategic Management of Innovation Development of Russian Business Structures Through the Use of Foresight// European Journal of Natural History. 2012. №6. P. 30-31.

  7. Korshenko I.F. Governmental Support of Innovative Entrepreneurship: Approach through Prism of Innovative System// Innovation Development. 2008. №1. P. 7-13.

Просмотров работы: 3761