РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За последние годы произошла огромная поляризация общества в материальном плане, в основе которой лежит возможность реализовать свои способности в тех или иных сферах и получить за это соразмерное этому вознаграждение. Это побудило многих людей (чьи способности до поры до времени были не реализованы) испытать свои силы в том или ином направлении. Такое развитие творческого потенциала человека в самых различных направлениях  в экономике, в финансах, в праве, в литературе, в искусстве, в предпринимательской деятельности, в иных сферах, произвело значительные изменения в общественных отношениях. Постепенно на первый план вместо безликой массы, которая называлась народ, выходит отдельная личность, со своими ценностными установками, индивидуальными чертами и суждениями о различных предметах бытия.

Развитые зарубежные страны переходят в стадию инновационного развития, когда инновационные процессы пронизывают все сферы общества: экономику, социальную сферу, политику, образование, науку, технику, производство, бизнес и др.

В настоящее время считается, что экономика стран (и общество в целом) в своем развитии проходят шесть стадий (эпох), которые определяются главными отраслями, ресурсами и товарами, предрешающими экономический рост. Этими стадиями являются [1]:

  1. Доиндустриальная (главная роль принадлежит сельскому хозяйству).

  2. Индустриальная (главная роль принадлежит промышленности).

  3. Постиндустриальная (на первое место выходит сфера услуг).

  4. Информационная экономика (экономическое развитие обеспечивается в первую очередь информационными системами и технологиями).

  5. Экономика знаний (ведущую роль в экономике начинают играть нематериальные активы и интеллектуальная собственность).

  6. Креативное или инновационное общество (главную роль в развитии общества играют новые идеи и инновации).

Творчество в сфере осуществления каких-либо проектов, приносящих не только духовное наслаждение, но и экономическую выгоду, получило название предпринимательство. А наиболее творчески активную часть предпринимателей на Западе в настоящее время начинают называть "антрепренерами", вкладывая в это понятие обозначение яркой предпринимательской деятельности высшего уровня и качества.

Что понимают под предпринимательской деятельностью сегодня в России? Ответом может быть определение предпринимательства, зафиксированное в Гражданском кодексе РФ. «Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [4]. Главной ошибкой этого определения является приравнивание предпринимательства к любой хозяйственной деятельности. В нем полностью отсутствует представление об экономической сущности предпринимательства. Именно поэтому возникает недопонимание и содержательной стороны предпринимательской деятельности, его качественного наполнения.

Именно благодаря активности предпринимателей отдельные государства с небольшой численностью населения реализуют на внешнем рынке большое количество научно-технической продукции. Следовательно, государство должно позаботиться о том, чтобы весь громадный государственный аппарат, который сегодня существует за счет налогов и сборов от действий предпринимателей, в первую очередь проявлял основную заботу и создавал максимально благоприятные условия для работы по выявлению, развитию этих предпринимательских способностей, их законодательному закреплению, а также стимулированию деловой активности граждан. Для этого должны быть созданы все механизмы, которые каждое министерство, ведомство, отраслевые и территориальные органы управления должны разработать и внедрить в рамках своей компетенции.

Запреты и ограничения на предпринимательскую деятельность, которые существуют в России, свидетельствуют о том, что мировоззрение чиновников не претерпело существенных изменений. Законодательство развивается скачкообразно с переменным резким движением на некоторое время вперед, затем снова в отдельных направлениях возвращается к первоначальному положению. А сколько незаконно принятых постановлений, тормозящих процесс развития предпринимательства, отменено Верховным и Конституционным судами.

Если молодой предприниматель не имеет возможностей внести деньги за регистрационный сбор, оплатить часть уставного капитала, аренду помещения и первоначальную закупку материалов, он вынужден порой прибегать к незаконной предпринимательской деятельностью. Нет бесплатных курсов обучения начальным основам предпринимательства.

Прежде всего, должны быть созданы такие условия, когда государство вместо мер ответственности и принуждения должно освободить любого начинающего предпринимателя от всех регистрационных сборов, предоставить ему возможность аренды помещения и регистрации юридического (почтового адреса), а также оказывать безвозмездную консультативную помощь на первых порах.

Все, кто решается сегодня вступить на предпринимательскую ниву, вступают в нее в большинстве случаев без начального стартового капитала, надеясь на авось, помощь близких либо, пытаясь заработать стартовый капитал в теневых условиях. Отечественный предприниматель находится на стадии становления и "восстановления" (в 1917-18 годах было расстреляно более 100 тысяч самых активных российских предпринимателей) [4]. Если государство действительно заинтересовано в возрождении предпринимательства, оно должно предоставить ему первоначальный минимальный оборотный (венчурный) капитал, который он мог бы использовать для начала деятельности, старта своей предпринимательской деятельности.На деле предприниматель видит лишь “бурную деятельность” всяческих комитетов государственной поддержки, которая на поверку оказывается очередной пустышкой.

Полностью лишенный на первом этапе государственной поддержки предприниматель вынужден идти на начало предпринимательской деятельности незаконно, не зарегистрировавшись в качестве предпринимателя либо коммерческой организации. Такая “самодеятельность” жестко и даже жестоко карается действующим законодательством.

Если раньше в этой части законодательство более лояльно относилась к подобного рода нарушениям, то есть предусматривала за первое нарушение административную ответственность, то в настоящее время сразу же следует уголовная. Причем статья УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет, а при заключении сделки на сумму более 20 тысяч рублей - от 3 до10 лет. Таким образом, предприниматель, впервые в жизни совершивший сделку и получивший прибыли 2-4 тысячи рублей, или не получивший ее вообще, подлежит строгой уголовной ответственности и должен провести за решеткой свыше трех жизни [4].

Аналогичным образом можно заметить, что существует огромное количество ограничений, которые препятствуют главному действующему лицу – креативному предпринимателю. Тому, кто направляет свою творческую энергию в сферу осуществления коммерческой деятельности, пытаясь создать свою собственную экономическую независимость и частью этой независимости в виде налогов поделиться с государством, которое, к сожалению, в лице своих органов не смогло еще переосмыслить и оценить значимость деятельности предпринимателя, и пойти ему навстречу.

В основе креативного предпринимательства лежит систематическая инновационная деятельность, позволяющая периодически осуществлять те или иные предпринимательские проекты, приводящие к определенным экономическим эффектам. Но как возникают инновации? Как из множества новшеств выбрать те, которые действительно могут стать инновациями, приносящими предпринимательский доход, покрывающий все издержки предпринимательского процесса и обеспечивающий повышенную прибыль? К сожалению, общей теории нововведений на сегодняшний день еще не создано, но существуют различные рекомендации, позволяющие повысить вероятность предпринимательского успеха.

Так Питер Друкер выделяет семь источников инновационных идей [2]:

  1. Неожиданное событие - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

  2. Неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле и нашими представлениями о ней;

  3. Нововведения, основанные на существующих недостатках и «слабых местах» действующих процессов;

  4. Внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

  5. Демографические изменения;

  6. Изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

  7. Новые знания (как научные, так и ненаучные).

Первые четыре источника возникают внутри предпринимательской структуры, а следующие три являются внешними. Систематическое отслеживание всех изменений, естественно, повышает вероятность нахождения новшества, которое должно стать основой удачного предпринимательского проекта. Можно сказать, что это систематизированный анализ практического опыта, но который не может лежать в основе теории нововведений.

Итак, креативное предпринимательство – работа на себя или создание бизнеса в какой-либо творческой сфере. Креативный предприниматель отличается от типичного предпринимателя тем, что занимается созданием или эксплуатацией творческого или интеллектуального капитала. Креативные предприниматели инвестируют в развитие талантов, своих собственных или других людей. В таблице 1 представлен сравнительный аналитический портрет креативного предпринимателя.

Таблица 1 – Сравнительный портрет креативного предпринимателя [3]

Инвестор

Бизнесмен

Предприниматель

Креативный предприниматель

Наименее креативная роль в бизнесе. Инвестор вкладывает деньги в бизнес, который создан другими и другими же управляется. Поэтому инвестор может рассчитывать только на невысокую прибыль по отношению к вложенным средствам

Более креативная роль. Задача бизнесмена – развивать существующий бизнес или создавать новый бизнес, следуя четким и отработанным правилам. Настоящий бизнесмен – это не тот, кто придумал гениальную идею, а тот, кто смог построить на этой идее сильную компанию и захватить рынок.

Настоящий творец. Он придумывает новые продукты, открывает новые ниши, знает, как заработать там, где другие проходят мимо. Предпринимательству нельзя научиться в школах менеджмента, а тем более в экономических вузах. Это такой же талант, как и талант художника или музыканта.

Человек, который одержим своими творческими идеями. Его уникальность в том, что он сочетает в своем деле талант и деньги. Он рождает продукты или открывает ниши, которые не дают спать по ночам инвесторам и бизнесменам. Он заставляет капитал «плясать под дудку таланта»

Литература

  1. Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества // Креативная экономика. 2008. № 4 (16). С. 3-8. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/3019/ (дата обращения: 16.01.2015)

  2. Колоколов В.А., Титов В.А. Креативное предпринимательство// Современные наукоемкие технологии. 2007. № 5 С. 89-91. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2372 (дата обращения: 16.01.2015).

  3. Кто такой креативный предприниматель? [Электронный образовательный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://rukrasnov.ru/post/creative-entrepreneur/ (дата обращения: 16.01.2015).

  4. Орлов А.И., ОрловаО.А. Креативный предприниматель // Российское предпринимательство. 2001. № 11 (23). С. 8-14. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/9476/ (дата обращения: 16.01.2015).

Просмотров работы: 1774