ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема мотивации трудовой деятельности выпускников российских вузов на фоне отсутствия государственных рычагов стимулирования профессиональной адаптации и низкой производительности труда молодых специалистов на сегодняшний день является довольно актуальной. В связи с этим большое значение приобретает поиск эффективных методов, способов и направлений работы с молодыми специалистами в процессе их трудоустройства и закрепления в организации. Но привлечь перспективных выпускников вузов недостаточно, необходимо также удерживать ценные кадры и проводить мероприятия, направленные на закрепление ценных кадров в организации с раскрытием их трудового и творческого потенциала.

Отсутствие комплексного подхода к анализу различных аспектов трудовой мотивации выпускников высших учебных заведений обусловлено несоответствием требований работодателей и высших учебных заведений к компетенциям и потребностям выпускников. При этом главным условием успешной карьеры будущего специалиста является профессиональная направленность, которая представляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения [3].

В современном мире для большинства студентов последний курс в университете – это возможность найти дело «по душе», выбрать сферу деятельности, в которой в дальнейшем хотелось бы развиваться. Для самоопределения после окончания университета необходимо четко понимать, что движет человеком заниматься той или иной деятельностью, иными словами какова мотивация сегодняшнего студента.

Данное исследование, объектом которого является система мотивационных предпочтений выпускников Дальневосточного федерального университета, было проведено авторами в марте-апреле 2014 г. Всего были опрошены 146 студентов старших курсов экономических специальностей Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ШЭМ ДВФУ). Методологической базой исследования является тест, разработанный специалистами по подготовке персонала Шейлой Ричи и Питером Мартином [4], который позволяет количественно оценить относительную значимость потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль. Для сравнительного анализа в описании каждой индивидуальной потребности (мотивационного фактора) авторы методики приводят наиболее часто встречающееся значение (мода), среднее значение (медиана) и диапазон – самое низкое и самое высокое значения [6]. Эти данные дают возможность оценить, насколько высока значимость той или иной потребности в целом в социуме (мода), а также значимость каждой потребности для конкретного человека, сравнивая данные его мотивационного профиля со средним значением (медианой). Данные опроса представлены на рисунке 1 и в таблице 1 (колонка №8).

Таблица 1 – Анализ мотивационных потребностей по методике Ричи-Мартина

Потребности

Диапазон

Мода

Медиана

Значение

от

до

1

2

4

5

6

7

8

1

Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении

0

96

27

19

42,5

2

Потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке

0

83

17

17

37,3

3

Потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, Потребность в снижении неопределённости

0

81

26

25

33,4

4

Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами

0

81

27

25

29,4

5

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, степень близости взаимоотношений, доверительности

0

45

18

19

24,1

6

Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума

0

88

35

36

32,0

7

Потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их, следовать поставленным целям и быть самомотивированным

2

81

36

36

22,2

8

Потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности

0

79

31

31

27,0

9

Потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; стремление избегать рутины и скуки

0

78

34

35

27,6

10

Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей

5

81

32

33

31,2

11

Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности

7

84

35

32

31,0

12

Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе

15

17

41

43

33,7

Рисунок1 – Групповой мотивационный профиль студентов ШЭМ ДВФУ

Из рисунка видно, что в настоящее время для студентов наиболее актуальна потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок (42,5%), на втором месте – потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке (37,3%), на третьем месте – потребность в ощущении востребованности в интересной и общественно полезной работе (33,7%). Таким образом, помимо достойной заработной платы решающими факторами при выборе будущего места работы молодые специалисты при поиске «идеального места работы» обращают внимание и на такие нематериальные факторы, как комфортные условия труда и ощущение востребованности и полезности своего дела. Возможность работы по специальности также не является главным мотивирующим фактором.

В этом случае наши данные несколько расходятся с результатами, полученными в 2013 году в Томском государственном университете [1, с.182]. В структуре мотивационных предпочтений студентов примерно равную выраженность имеют 3 показателя: возможность карьерного роста (1 место), возможность самореализации (2 место) и высокая заработная плата (3 место).

В 2008 г. было проведено аналогичное исследование на базе Южно-Уральского государственного университета. 73% респондентов заявили о желании получать хорошую базовую заработную плату. Одновременно с этим каждый выпускник при выборе будущего места работы ориентируется на четкие пути карьерного роста и ожидает премии за достижение в работе. Каждый третий ждем оплаты сверхурочного времени, технически оснащенного рабочего места, финансовой поддержки повышения квалификации, а также дополнительных льгот и привилегий [5, с. 28].

В процессе исследования данной проблематики авторами из Томского государственного университета была разработана типология выпускников вузов, позволяющая рассмотреть различные типы выпускников, их ориентации на трудоустройство по специальности, карьерные планы и разработать программу мероприятий, направленных на формирование определенных мотивационных предпочтений, в частности работу по специальности. Основная цель вуза заключается в формировании выпускников первого и второго типов (табл. 2).

Таблица 2 - Типология выпускников высших учебных заведений [5, с. 30]

Тип выпускника

Опыт работы

Цель получения высшего образования, отношение к учебе

Ориентация на трудоустройство, карьерные планы

Выпускники с высоким уровнем профессиональной подготовки

Имеют опыт работы по специальности

Цель – получение конкретной профессии. Высокая мотивация к обучению и высокая успеваемость развивают свои конкурентные преимущества в процессе обучения в вузе через участие в семинарах, стажировках, научно-исследовательской работе и др.

Ориентация на работу по специальности, четкие

карьерные планы, активная жизненная позиция

Выпускники со средним уровнем профессиональной

подготовки

Имеют опыт работы по специальности

Цель – получение конкретной профессии, средняя мотивация к обучению, хорошая успеваемость в вузе, возможен формальный подход к обучению в вузе

Ориентация на работу по специальности

Не имеют опыт работы по специальности, но имеют опыт трудовой деятельности в других сферах

Отсутствует ориентация на работу по специальности, отсутствуют карьерные планы

Не имеют опыт работы

Выпускники

с низким

уровнем профессиональной подготовки

Не имеют опыт работы по специальности, но обладают опытом трудовой деятельности в других сферах

Цель не имеет четко выраженной профессиональной направленности. Средняя или ниже среднего успеваемость в вузе, слабая мотивация к обучению, отсутствие интереса к получаемой специальности

Ориентация на работу по специальности, отсутствуют четкие карьерные планы

Не имеют опыт

работы

Отсутствует или слабая ориентация на работу по специальности, отсутствуют карьерные

планы

Профессионально

непригодные выпускники

Не имеют опыт работы по специальности, но обладают опытом

трудовой деятельности в других сферах

Цель – получение диплома о

высшем образовании.

Низкая мотивация к обучению,

удовлетворительная успеваемость

Отсутствует ориентация на работу по специальности, отсутствуют карьерные планы

Не имеют опыт

работы

К основным проблемам адаптации выпускников вузов относятся: недостаточная активность при поиске рабочего места, низкая самооценка, слабая мотивация на достижение цели, негативное эмоциональное состояние в связи с ограничением возможности удовлетворения собственных потребностей, отсутствие навыков самостоятельного поиска работы и самопрезентации. Как отмечают эксперты, студенты инженерно-технической специальностей на рынке труда более адаптированы (и как следствие, востребованы), чем гуманитарных [2].

В рамках обозначенной темы также было проведен анализ требований к компетенциям «идеального» выпускника с точки зрения преподавателей Дальневосточного федерального университета и членов бизнес-сообщества – представителей реального сектора экономики (табл. 3).

Таблица 3 - Портрет идеального выпускника с точки зрения представителей вуза и реального сектора экономики

Университет

Работодатель, бизнес

1. Исполнительность

2. Обучаемость, стремление к профессиональному росту

3. Профессионализм

4. Ответственность

5. Умение работать в команде

6. Адекватная самооценка

  1. Коммуникативная эффективность

  2. Сформированное понимание своей специальности

  3. Исполнительность

  4. Умение работать с информацией

  5. Адекватная самооценка

  6. Ориентированность на результат

В результате сравнительного анализа было установлено, что по ряду позиций взгляды экспертов совпадают (в частности, «исполнительность» и «адекватная самооценка»), но большинство требований различается. Кроме того, было выявлены противоречивые требования именно к ключевым профессионально важным компетенциям выпускников вузов. Результат данного сравнительного анализа позволяет сделать вывод, что в процессе обучения в вузе у студентов не в полной мере формируются соответствующие мотивационные установки, что может существенно снижать уровень их будущей профессиональной успешности.

В Школе экономики и менеджмента ДВФУ осуществляется планомерная работа по созданию благоприятных условий для развития профессиональной ориентации будущих выпускников. Разработан ряд образовательных стандартов и учебных программ, характеризующиеся высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работы. Реализуются мероприятия, направленные на становление профессиональных компетенций и адаптированности студентов-менеджеров на региональном рынке труда.

Например, с 2013 года на базе ШЭМ ДВФУ реализуются экспериментальный образовательный курс «Школа управления проектами», в течение которого участники работают с реальными технологическими проектами, нарабатывая практические навыки в предпринимательской сфере, а также компетентностная олимпиада как нестандартный формат обучения, который подразумевает глубокое изучение предмета и «погружение» в реальный рынок. В отличие от предметных олимпиад и конкурсов готовых проектов, в компетентностной олимпиаде оценивается не только результат (полученные ранее знания, умения, навыки и готовый проект), но и организация процесса его получения, где ключевыми оказываются качества (компетентности), связанные с самоорганизацией, командной работой, удержанием целей и темы на протяжении всех этапов олимпиады [7].

Данные форматы обучения представляют собой состязание команд студентов, решающих последовательность творческих, аналитических и управленческих задач по инициации, разработке и презентации реальных проектов. Пройдя компетентностную олимпиаду, студенты получат практические навыки подготовки коммерческого предложения стартап-проекта, опыт защиты проекта перед экспертами и инвесторами, а также возможность научных публикаций. После пройденного обучения в рамках олимпиады выпускникам не составит труда выполнить аналогичные проекты уже в коммерческом режиме.

Таким образом, в современном университете важно не только выявлять и формировать адекватные мотивационные установки у самих студентов, но и своевременно приводить в соответствие требования работодателей и представителей вузов к ключевым компетенциям выпускников, что в совокупности позволит выпускникам стать более успешными в своей будущей профессиональной деятельности и построить успешную карьеру.

Список литературы

1. Багирова И.Х. Мотивационные предпочтения выпускников вузов в процессе трудоустройства// Вестник Томского государственного университета, Экономика. 2013. №3 (23). С. 180-186.

2. Гаврилова М.А. Проблемы мотивации выпускников на трудоустройство. Мероприятия ГАУ НПО «СРПК», направленные на повышение мотивации – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.labourmarket.ru/conf10/reports/gavrilova.doc (дата обращения 19.12.2014).

3. Гуремина Н.В., Дроздов И.Н. Условия и методы формирования профессиональной успешности выпускников высших учебных заведений// European Social Science Journal. 2014. Т. 1. № 1. С. 103-108.

4. Информационный сервер «Коллоквиум». Тренинги, деловые игры, бизнес-кейсы, тестирование. Тест «Мотивационный профиль» online. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.colloquium.ru/test/motivation/discr.html (дата обращения 23.12.2014).

5. Коваль С., Молочкова И. Профессиональные предпочтения выпускников современного вуза// Служба занятости. 2010. №2. С. 24-30.

6. Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/673-2009-10-07-20-40-41(дата обращения 20.12.2014)

7. Школа экономики и менеджмента ДВФУ. Компетентностная олимпиада. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.dvfu.ru/web/em/vse-novosti/-/asset_publisher/2GEv6kpHUd2Z/content/kompetentnostnaa-olimpia-1 (дата обращения 14.12.2014).

Просмотров работы: 1191