Одним из важнейших факторов формирования национальной инновационной системы является создание эффективной инновационной инфраструктуры, оказывающей содействие субъектам инновационной деятельности, активно способствующей формированию в России инновационной экономики и переходу ее на инновационный путь развития. Сердцевиной инновационной экономики является получение новых знаний (научная деятельность), трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, материалы, имеющие высокую социально-экономическую ценность (научно-техническая деятельность), обеспечение практического освоения новых наукоемких производств (продукции и услуг) и включение их в жизнедеятельность общества (инновационная деятельность). Соответственно, научная, научно-техническая и инновационная деятельность чем дальше, тем больше становятся уже не просто одной из составных частей общей экономической жизни, а ее решающей частью.
Таким образом, развитие инновационной деятельности в Приморском крае служит решению актуальных задач устойчивого социально-экономического развития Приморья, обеспечению динамичного экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения.
Основными проблемами развития инновационной деятельности в Приморском крае являются:
- катастрофическое отставание регионов Дальнего Востока и Забайкалья в развитии инновационной инфраструктуры, а также инновационной активности от развитых и динамично развивающихся стран АТР;
- низкий уровень использования научных разработок и слабая инновационная активность предприятий и организаций реального сектора экономики, технологическое отставание ведущих секторов экономики края. Слабый уровень использования инновационного потенциала объясняется структурой экономики региона (в ней практически отсутствуют высокотехнологичные сектора).
В соответствии с международной классификацией видов деятельности, применяемой в организации экономического сотрудничества и развития, сектора экономики по степени технологичности разделяются следующим образом:
- высокотехнологичные: космическая и авиастроение, фармацевтика, производство вычислительной техники и оборудования средств связи, производство медицинского инструмента;
- относительно высокотехнологичные: автомобильная, электротехническая, химическая промышленность, общее машиностроение;
- относительно низкотехнологичные: судостроение, производство пластмасс, нефтепереработка, металлургия и металлообработка;
- низкотехнологичные: прочая обрабатывающая промышленность, деревообработка, пищевая, легкая и текстильная.
Именно поэтому по результатам проведенного исследования Центром стратегических разработок «Северо-Запад» [1], Приморский край попал в третий кластер, который характеризуется достаточно высоким уровнем развития человеческого потенциала, относительно высоким показателем индекса создания знаний, но имеет существенные ограничения, связанные с выходом на рынок. Данная проблема также выражается в структуре затрат исследования и разработки: доля средств организаций предпринимательского сектора крайне незначительна (таблица 1). Другой проблемой является низкий уровень поддержки инновационной деятельности со стороны органов власти.
Таблица 1 - Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, млн. руб.
Статьи затрат |
Годы |
||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Внутренние затраты на исследования и разработки |
1688,9 |
2161,4 |
3015,0 |
В том числе: |
|||
собственные средства |
335,6 |
408,7 |
523,2 |
средства бюджета |
1114,9 |
1506,9 |
2107,2 |
из них: |
|||
федерального бюджета |
1100,2 |
1504,8 |
2097,7 |
средства внебюджетных фондов |
9,8 |
26,1 |
25,5 |
бюджетные ассигнования но содержание ВУЗов |
1,1 |
- |
4,5 |
средства организаций высшего образования |
6,4 |
8,9 |
19,0 |
средства иностранных источников |
14,8 |
9,4 |
25,9 |
средства организаций государственного сектора |
49,1 |
44,0 |
53,1 |
средства частных некоммерческих организаций |
- |
0,2 |
0,8 |
средства организаций предпринимательского сектора |
157,1 |
157,3 |
255,8 |
Источник: [2]
По мнению участников инновационной деятельности, основным фактором, препятствующем развитию инновационной сферы в Приморском крае, является недостаток финансовой поддержки со стороны государства. К другим основным проблемам можно относятся:
- отсутствие сформированного комплекса нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности;
- отсутствие программы (стратегии) поддержки развития инновационной деятельности на территории края;
- отсутствие развитой модели инновационной инфраструктуры: существующие элементы инновационной инфраструктуры (ЦТТ, ИТЦ и т.д.) являются разрозненными элементами, не подчиненными общей концепции развития инфраструктуры, что не позволяет, в свою очередь, оказывать комплексную поддержку инновациям в Приморском крае. Также отдельные элементы инфраструктуры не отвечают современным мировым требованиям;
- нехватка реального венчурного капитала;
- отсутствие квалифицированных кадров в сфере инновационного менеджмента.
Несмотря на имеющийся инновационный потенциал, в крае пока отсутствуют полноценная инновационная инфраструктура развития инновационной деятельности, поддержка инновационной деятельности органами власти, низкий уровень использования инновационного потенциала.
С учетом обозначенных проблем, развитие и становление инновационной деятельности как базового элемента сектора экономики в Приморском крае является крайне проблематичным. Но не использование имеющегося потенциала будет означать постепенную его утрату и окончательную потерю технологического лидерства. С учетом перспектив развития Приморского края основной целью развития инновационной деятельности будет создание кластера инновационных технологий конкурентоспособного и макрорегиональном и мировом масштабе.
Основными задачами развития инновационной деятельности на территории Приморского края будут:
- формирование производственной и финансовой инфраструктуры;
- развитие системы поддержки со стороны региональных и муниципальных органов власти;
- формирование информационных инфраструктур развития инновационной деятельности на Дальнем Востоке и Забайкалье и обеспечение его управляющей позиции в данном процессе.
Для развития инновационной системы Приморского края необходимо провести комплекс мероприятий, который должен включать формирование перечня приоритетных отраслей и наукоемких технологий с учетом местной географической (сырьевой) специфики и проведение долгосрочного прогноза научно-технического развития Приморского края на их основе (к примеру, до 2025 года).
Целью прогноза является определение основных условий реализации главных направлений развития перспективных отраслей края и разработка методов перехода от прогноза к перспективному планированию отраслевых НИОКР (в т.ч. с внешним финансированием). При прогнозировании необходимо обосновать ответы на следующие вопросы:
Каковы возможные результаты будущего развития науки и техники?
Каковы результаты из (множества возможных) желательны и необходимы?
Каковы пути достижения этих результатов?
Какой промежуток времени займет реализация каждого из возможных вариантов?
Какова степень уверенности в успешном достижении некоторого результата?
Какие кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы потребуются для реализации каждого из возможных вариантов?
Каков необходимый комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту?
Какие пути (из возможных) являются более рациональными?
Этапы прогнозного исследования: предпрогнозная ориентировка (проведение патентных исследований и информационного поиска); краткосрочный прогноз развития основных направлений НИОКР методами экстраполяции (по результатам патентного и информационного поиска); проведение массового опроса экспертов (отраслевых и внешних) по определению перспективных направлений развития технологий, построение прогнозных трендов; подготовка рекомендаций для составления перспективных планов научных исследований.
К другим основным этапам можно отнести:
- формирование инфраструктуры для поддержки и развития региональной инновационной системы, один из ее вариантов будет предложен дальше в работе;
- создание информационно-коммуникационной среды, способствующей взаимодействию инвесторов и разработчиков, ее создание можно предложить на базе Дальневосточного научно-исследовательского центра интеллектуальной собственности Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности;
- поддержка проведения международных и российских форумов, выставок, ярмарок, посвященных инновационной тематике (подобных Тихоокеанской венчурной ярмарке), в регионе должны проводиться мероприятия международного уровня, посвященные биотехнологиям, технологиям сохранения и очистки окружающей среды и др. секторам, способным оказать существенное влияние на развитие региона и стран АТР;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование внедрения инноваций на предприятиях реального сектора, а также на «доращивание» перспективных технологий до новых секторов экономики, стимулирование создание консорциумов малых предприятий для совместного проведения НИОКР (в формате некоммерческих партнерств, частно-государственного партнерства, товариществ);
- стимулирование и организация взаимодействия научных, образовательных, НИИ организаций края с соответствующими организациями в АТР.
Таким образом, при успешной реализации указанных мероприятий и постоянном контроле с помощью системы индикаторов и целевых показателей в Приморском крае будет создана региональная инновационная система с новой экономикой, основанной на знаниях.
Литература
Заусаев В.К., Быстрицкий С.П. Инновационный потенциал восточных регионов России: проблемы и перспективы роста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.dvcongress.ru (дата обращения: 11.02.2013)
Наука, инновации, информационные и коммуникационные технологии в Приморском крае/ Под ред. В.Ф. Шаповалова. Владивосток: Приморскстат, 2011. – 64 с.