УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Савельев К.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дистанционное электронное образование, в настоящее время, является одним из важнейших информационных и образовательных ресурсов сети Internet, основным предназначением которой является возможность изучить материал удаленно.

Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. История дистанционного образования свидетельствует о возможности модернизации соответствия новым потребностям общества, связанные с образованием в самых разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий, вплоть до нашего времени. Дистанционное образование совершенствовалось, а с появлением компьютеров и интернета – вышло на новый уровень.

Актуальность

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г. в качестве приоритетной для всей системы образования и, в частности, высшего образования, ставит задачу обеспечения высокого качества подготовки специалистов, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решение этой задачи требует от высшего учебного заведения внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением Государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.

Вместе с тем, как отмечают многие исследователи и преподаватели, практика применения ИКТ в качестве средства обучения заметным образом отстает от достижений теории и финальных разработок. Несмотря на то, что при подготовке специалистов с высшим образованием все шире используются электронные учебные материалы, зачастую они только повторяют пособия на бумажных носителях, не развивая у студента творческую активность и самостоятельность. Одно из возможных направлений разрешения проблемы подготовки и образования, это введение и использования в образовательном процессе электронных курсов.

Цель данной курсовой работы – создать дистанционный электронный учебный курс по УИИОП с использованием современных средств.

Задачи курсовой работы:

- показать основные достоинства использования электронного курса;

- сравнить современные средства разработки электронных курсов и выбрать наиболее подходящий для реализации;

- создать учебный дистанционный электронный курс по УИИОП;

Объектом исследования данной курсовой работы является создание дистанционного электронного курса.

Предмет исследования – структура и содержание дистанционного электронного курса

Глава 1. Использование учебных курсов в образовании 1.1. Понятие учебного курса.

С традиционным обучением все более-менее понятно: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. В дистанционном обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися – этим и осложняется организация учебного процесса, поскольку каждый слушатель изучает материалы самостоятельно и можно ставить под сомнение отработку практических навыков, которые просто необходимы при получении, например, высшего образования. Эту проблему позволяет решить E-learning (электронное обучение), которое на сегодняшний день является революционным и наиболее перспективным направлением развития дистанционного обучения.

Электронная форма обучения становится всё более популярной и зрелой. Все больше Высших учебных заведений используют ее в процессе обучения.

Современный электронный учебный курс (ЭУК) — это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование. ЭУК позволяет выполнять все основные методические функции электронных изданий:

  • справочно-информационные;

  • контролирующие;

  • функции тренажера;

  • имитационные;

  • моделирующие;

  • демонстрационные;

Помимо решения своей первоочередной задачи – обучения на расстоянии – E-learning может стать отличным дополнением очной формы, поскольку технологии, применяемые при разработке дистанционных электронных учебных курсов, будут хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

Этапы разработки учебного пособия

При работе над созданием дистанционных электронных учебных курсов наиболее важное место занимает изначальное структурирование данного процесса, выделение определенных этапов деятельности. Можно выделить следующие основные этапы разработки современного дистанционного электронного курса.

  1. Постановка цели

На данном этапе идет определение и конкретизация целей использования компьютерного учебного курса, а также тех преимуществ, которые будут реализованы при его внедрении в процесс обучения (вопрос – «Зачем?»). Рекомендуется использовать содержание тех предметов и тем, которые имеют явно выраженные смысловые связи, позволяют использовать аудио-визуальные средства комплексной обработки информации.

  1. Отбор содержания учебного материала

Автору требуется отобрать из учебного материала (курса, темы, раздела) такие понятия, определения, примеры, иллюстрации, которые позволили бы учащимся увидеть, услышать, прочувствовать и понять основное смысловое содержание нового материала. Отобранный учебный материал должен обеспечить раскрытие сущности явлений и процессов, их взаимосвязи, должен ориентироваться на индивидуальные способности учащихся, опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки, стимулировать дальнейшую познавательную активность учащихся.

  1. Структурирование и логическая систематизация учебного материала

Определяется объем учебной информации, предъявляемой на каждом занятии. Важно определить объем знаний и умений, актуализировать основные понятия, подлежащие прочному усвоению. Изучаемый материал делится на части с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить логику, обоснованность и целесообразность предъявления учебной информации. Элементы учебного материала должны быть яркими, образными, соответствовать определенному уровню сложности, легко запоминаться. На основании анализа отобранного учебного материала разрабатывается система заданий, задач, вопросов, которые обеспечат активное участие учащегося в диалоговом режиме, поэтапное сопоставление результатов обучения и достигаемого уровня знаний с предъявляемыми требованиями. Целесообразно предусмотреть возможность продвижения учащегося по "траектории обучения", которая может располагаться на различных уровнях сложности учебной информации в зависимости от результатов его деятельности.

  1. Разработка сценариев объектов

Данный этап предполагает написание учебных текстов, создание сценариев проведения курса и представления материала.

  1. Визуальное представление

Данный этап делится на два больших блока: создание дизайна и создание медиа-компонентов.

Дизайн

Под дизайном понимаются подбор цветов, шрифтов, графики, общее оформление и стиль написания текста.

Как известно, цвета в дизайне играют огромную роль. Они оказывают сильное влияние на создание необходимой атмосферы и на восприятие материала. Цвета, используемые в дизайне электронных учебных курсов, в первую очередь, не должны раздражать взгляд пользователя и максимально снимать напряжение, возникающее при чтении текста с монитора компьютера.

Подбор шрифтов имеет не последнее место при проектировании электронных курсов. Проблема в том, что неправильно подобранный шрифт, так же как и цвет, может оказать негативное влияние на пользователя, а чтение теста с экрана превратится в мучительный процесс и отрицательно скажется на восприятии учебного материала.

Стиль написания текста подбирается непосредственно под целевую группу, которая будет обучаться с применением разрабатываемого курса. Очевидно, что материал для школьников и для взрослых учащихся не может быть изложен в одном и том же стиле.

Графика

Графика, а именно: изображения, графики, схемы, в электронном учебном курсе призваны разбавить сухой текст и способствовать пониманию и восприятию информации. Графические компоненты должны быть подобраны таким образом, чтобы не отвлекать пользователя от основного занятия – изучения учебного материала.

Под общим оформлением электронного курса понимается выбор цветовых гамм, разработка навигационной системы курса, создание системы меню и размещение графических элементов в тексте и на панелях управления курсом. Грамотно разработанная навигация упрощает пользователю поиск необходимой информации. Меню курса также должно быть понятным, не вводящим пользователя в заблуждение по поводу его местонахождения в курсе. Позиционирование графических объектов в электронном учебном курсе – задача не из простых. Необходимо размещать графику таким образом, чтобы она не перегружала страницу, не отвлекала внимание пользователя и не мешала работать с учебными материалами. Помимо всего прочего, графические элементы не должны выбиваться из общей цветовой схемы курса.

Медиа-компоненты

Создание медиа-компонентов – еще один большой блок, составляющий разработку электронного учебного курса. Основные медиа-компоненты, применяемые в учебных целях: видео, аудио, презентации, анимация и симуляторы (основанные на технологии Macromedia Flash®), схемы, графики, рисунки, автоматические тесты.

В видео формате могут быть представлены лекции, которые слушатель не имеет возможности посещать, обучаясь дистанционно. Помимо лекций в online обучении зачастую используются видеоролики, поясняющие материал, изложенный в текстовой форме.

Презентации и анимация, чаще всего с аудио комментариями, могут использоваться вместо видеолекций, так как наглядно отображают лекционный материал. Flash® активно используются сегодня в учебных целях. Эта технология позволяет создавать интерактивные симуляторы и тренажеры, дающие возможность пользователям на практических примерах разбирать теоретический материал учебного пособия.

Тесты для самопроверки можно также отнести к медиа-компонентам, поскольку они являются интерактивным обучающим элементом, дающим слушателям представление об уровне и глубине знаний, полученных в процессе изучения дисциплины. Тесты для самопроверки не предполагают выставления оценок, а служат исключительно для самостоятельной оценки учащихся.

  1. Техническое воплощение проекта

Заключительный этап разработки электронного учебника. На данном этапе требуется создать описанные ранее объекты и включить их в единый программный продукт.

  1. Тестирование учебника, устранение ошибок

Как показывает практика, в каждом созданном программном продукте есть ошибки. Важно на этапе тестирования электронного учебника выявить большинство из них. Обязательно пробуются все варианты переходов по гиперссылкам, использования интерактивных элементов (тестов, упражнений), отслеживаются ошибки в текстах.

  1. Апробация учебника в учебной деятельности

Только использование учебника в реальной работе способно показать, правильно ли проработаны сценарии занятий, верны ли расчеты времени на выполнение заданий и т.д. Как правило, только после 4-5 уроков с использованием каждой темы и следующей за этим коррекции материалов учебник становится по-настоящему рабочим инструментом преподавателя.

1.3. Обзор программных средств для разработки дистанционных электронных курсов

На сегодняшний день существует большое количество программных средств, используемых для создания электронных учебных курсов онлайн. Разнообразие используемых технологий и их взаимопроникновение не позволяют строго и однозначно классифицировать программные средства. Но к наиболее популярным можно отнести программные продукты : Moodle, TopClass, Прометей, Learning Server 3000 и т.д. ….

TopClass(http://www.wbtsystems.com)рисунок 1.1

Система поддержки, предлагающая структурированную обучающую среду, в которой студенты вовлечены в групповую работу в классах, руководимых экспертами. TopClass предлагает различные варианты доставки курсов обучающимся. Это может быть решение, полностью построенное на Web технологиях, но система может использоваться и как дополняющая очное обучение.

Используя стандартный Web-браузер, пользователь получает доступ к курсу и разнообразные инструменты для коммуникаций для того, чтобы получить консультации у преподавателей или включиться в коллективную работу с другими студентами. Интерфейс программы может быть настроен индивидуально для целевого и более эффективного обучения. Курсы в этой среде могут включать любые Web-совместимые материалы, способствующие лучшему усвоению программы курса, такие, как потоковое видео- и аудио, компьютерные симуляторы.

TopClass поддерживает технологии встроенных аппретов Java, так же как и ActiveX. Инструкторы ДО могут выбрать в различного вида встроенные тесты, которые потом будут автоматически обработаны и оценены сервером TopClass с выдачей структурированной информации по различным аспектам успеваемости обучаемых.

Возможности TopClass для проведения дискуссий включают моделируемые дискуссии, многопотоковые телеконференции и возможности присоединения к сообщениям дополнительных файлов. Навигация легко осуществляется при помощи специальной клавиши интерфейса, имеющейся на каждой странице. Студенты могут посылать сообщения для своих преподавателей из любого места.

Прометей(http://www.prometeus.ru/)рисунок 1.2

Продукт отечественного производителя. Система "Прометей" объединила в себе передовые Интернет-технологии и традиционную методику образования. "Прометей" - это программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение (ДО) и тестирование слушателей, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения, что способствует переходу от одиночных экспериментов в области ДО к реальному его внедрению и широкому коммерческому использованию.

Она позволяет осуществить полный цикл обучения по любым отраслям знаний на любом уровне (среднее образование, вуз, аспирантура, курсы по повышению квалификации, любые специальные курсы, обучение сотрудников компаний и государственных ведомств).

Для эксплуатации СДО «Прометей» необходим сервер под управлением Microsoft Windows Server 2003, а также Microsoft SQL Server 2005.

В настоящее время СДО "Прометей" используется различными учебными заведениями и корпорациями из России и стран СНГ. Интерфейс переведен на несколько национальных языков, среди которых русский, украинский, казахский, английский и испанский.

Чтоб получить доступ к тестированию и просмотру демоверсии, необходимо заполнить форму заявки и отправить ее в компанию. На основании официального письма с печатью от Вашей организации «Прометей». развернет для Вас на своем сервере индивидуальную копию СДО «Прометей». После чего, можно протестировать работу системы в полнофункциональном режиме через интернет.

Learning Server 3000(http://elearning.rsue.ru/)рисунок 1.3

Еще один продукт отечественного производителя. Обучение в eLearning Server выглядит как прохождение учащимся серии курсов, состоящих из модулей, разбиваемых на более мелкие специализированные задачи. Каждая из них может быть самостоятельным занятием, чтением подготовленного автором курса, обсуждением изученной темы в форуме, формулировкой вопросов по теме или ответом на вопросы задания. Все данные о пройденных тестах хранятся в базе данных и доступны для просмотра всем заинтересованным сторонам учебного процесса. Прохождение курса определяется расписанием, которое может быть общим или индивидуальным.

Курсы подготавливаются авторами курсов и преподавателями (преподаватели не могут изменять исходящие авторские материалы, но могут добавлять новые). Курсы могут содержать документы любых типов, но наиболее удобно использование HTML-документов. В самом eLearning Server имеется развитая система формирования преподавателем заданий, причем допускаются самые разные варианты тестирования (с выбором одного или нескольких правильных ответов из предлагаемого набора, с заполнением пропущенных фрагментов, выбором ответа по карте или выбором соответствий между парой наборов значений).

Есть в eLearning Server одна интересная возможность — трансляция обучаемым образа экрана компьютера преподавателя, что может оказаться полезным при обучении работе с той или иной программой. Впрочем, возможен и обратный вариант — передача экрана компьютера ученика учителю, что может помочь в разрешении возникшей у обучаемого проблемы. Наконец, возможна организация и «живых» трансляций, например передачи в прямом эфире читаемой перед аудиторией лекции.

Кроме учащихся и преподавателей, в eLearning Server вводятся понятия Администратора и Декана. Первый отвечает за технические аспекты конфигурирования и обслуживания системы, второй — за организацию процесса обучения как такового (в частности, он принимает на работу и увольняет преподавателей, назначает их на курсы, утверждает курсы, зачисляет и отчисляет студентов, формирует группы и т. д.).

Весь eLearning Server 3000 v2.0 представляет собой платформно-независимый продукт, созданный на базе технологии PHP и использующий базу данных MySQL; роль Web-сервера может играть Apache или Microsoft IIS.

Требования к серверной системе достаточно скромны: необходим относительно быстрый процессор (в случае Pentium-совместимой архитектуры — с частотой не менее 600 МГц) и не менее 64 Мбайт оперативной памяти (рекомендуется 256 Мбайт). На жестком диске сам продукт (без учета курсов) занимает около 150 Мбайт. Операционная система может быть почти любой, рекомендуются различные версии Windows (98, NT, 2000, XP), Linux и FreeBSD.

Требования к рабочим станциям минимальны — там должен работать один из современных браузеров.

eLearning Server 3000 v2.0 поставляется в нескольких вариантах. Выделяются «Корпоративная» (для коммерческого использования) и «Академическая» (для учебных заведений) версии. «Корпоративная» версия имеет несколько иной интерфейс и дополнительный модуль передачи данных о сотрудниках из программы «1С:Предприятие». Каждая из версий поставляется в одном из двух вариантов — «Базовом» или «Профессиональном»; в последнем предусмотрены дополнительные модули и услуги по установке eLearning Server и начальному обучению персонала работе с системой. Есть еще и пакет «Start-Up», включающий более подробное обучение и модификацию стиля сайта под задачи заказчика.

Moodle(https://moodle.org)рисунок 1.4

Open Source СДО Moodle широко известна в мире.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.

Элементы дистанционного курса

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

1)глоссарий;

2)ресурс;

3)задание;

4)форум;

5)wiki;

6)лекция;

7)тест и др;

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.

Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими студентами.

Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить).

Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио.

Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса «Wiki»).

Элемент курса «Лекция» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за лекцию оценку, заносит ее в ведомость.

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

  • вопросы в закрытой форме (множественный выбор);

  • да/нет;

  • короткий ответ;

  • числовой;

  • соответствие;

  • случайный вопрос;

  • вложенный ответ и др.;

Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.

Для более полный картины в сравнения СДО систем, приведу сравнительную таблицу 1

Сравнение продуктов. Таблица - 1.

 

TopClass

Прометей

Learning Server 3000

Moodle

Язык

Английский

Русский, Английский

Русский, Английский, Украинский, Испанский

Английский, Русский и т.д

Доступность демо-версии

Платная демо-версия на 7 дней

Предоставления демо-версии на основании официального запроса учебного заведения.(необходимы персональные данные)

Демо-версия в свободном доступе

Отсутствует

Цена

Для каждого клиента, пакет ПО собирается индивидуально. Платная

От 250.000 руб.

От 120 000 руб.

Бесплатно

Функциональность

Нет базового пакета. Пакет CMS собирается исходя из требований заказчика и высылается ему персонально

Поддержка статей, видеокурсов, тестов, наличие личного кабинета для преподавателя и студента.

Поддержка статей, видеокурсов,онлайн трансляций , тестов, наличие личного кабинета для преподавателя и студента.

Поддержка статей, видеокурсов, , тестов, наличие личного кабинета для преподавателя и студента, форум, глоссарий.

Наличие системы контроля о прохождении курсов

По требованию

Присутствует

Присутствует

Устанавливается отдельным пакетом(расширение)

Дизайн (возможность самостоятельно изменить дизайн, без участия компании)

Нет

Да

Нет

Да

Доступ к коду

Нет

Нет

Да

Да

1.4. Преимущества и недостатки дистанционного электронного курса

Несмотря на то, что E-learning в чистом виде подразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционном обучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:

1) большая свобода доступа – учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть

2) возможность разделения содержания электронного курса на модули небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов

3) гибкость обучения – продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности

4) возможность обучения на рабочем месте – учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы, а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета

5)возможность развиваться в ногу со временем – пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами

6) электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы

7)возможность определять критерии оценки знаний – в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения. Это позволяет исключить необъективность и предвзятость.

Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и технические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры.

Недостатки, связанные с психологическими факторами

Во-первых, дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между обучаемыми. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Однако развитие каналов коммуникации, позволяет частично нивелировать данный недостаток за счет применения видеоконференцсвязи, интернет-пейджеров и электронной почты;

залогом успешного прохождения программ дистанционно обучения является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе. Если дистанционное обучение является обдуманным и взвешенным решением, к тому же еще и требующим финансовых вложений (большинство дистанционных программ платные), то отчасти уже это является достаточным мотивирующим фактором для того, чтобы доучиться до конца. В случае, когда за дистанционное обучение платит компания, которая повышает квалификацию своего специалиста, то роль «надзирателя» выполняет уже она.

Во-вторых ,недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. В нашей стране многие преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

Недостатки, связанные с несовершенством технологий

Для того чтобы обучаться дистанционно необходимо иметь соответствующее техническое оснащение. Это, как минимум, персональный компьютер с выходом в Интернет, базовые навыки пользователя персонального компьютера и умение ориентироваться в сети Internet. Одной из ключевых проблем интернет обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

Кроме того, разработка электронного учебного контента требует специфических знаний от всех участников этого процесса. Здесь не достаточно усилий одного преподавателя, который по старинке формирует конспект лекции. В процессе создания качественных учебных курсов должны быть задействованы специалисты самых разных профессий: преподаватели, педагогические дизайнеры, программисты, специалисты по созданию виртуальных пространств, видеомонтажу, анимации и т.д. Это накладывает определенные ограничения на возможность создания учебного контента.

Выводы по главе 1

Дистанционный электронные учебные курс – высокотехнологичный продукт, создаваемый на основе и с применением самых современных IT-решений.

Наиболее подходящим продуктом для создания дистанционного электронного курса, для представляется CMS Moodle, так как она бесплатная и находится в свободным доступе, кроме того включает в себя пакет различных возможностей, необходимых в реализации дистанционного учебного курса.

Глава 2. Разработка дистанционного электронного курса по УИИОП 2.1. Краткий обзор курса Управления информационной инфраструктурой образовательного процесса

В задачи курса входит:

  1. Определить понятия инфраструктуры, понятия информационной инфраструктуры.

  2. Определить место управления информационной инфраструктурой в общей структуре управления предприятием.

  3. Ознакомить с методологиями ITIL и ITSM.

  4. Рассмотреть методы и средства управления информационной инфраструктурой.

Курс УИИОП относится к блоку ДПП.Р.01 “Дисциплины специализации. Национально-региональный компонент”, является составной частью курса по подготовке специалистов по специальности «050202» – Информатика. Дисциплина «Управление информационной инфраструктурой образовательного процесса» изучается на 4 курсе (7 семестр).

Для усвоения курса необходимо умения :

находить технические и программные средства сопровождения и безопасности информационной инфраструктуры,

  •  
    • выполнять анализ затрат в сфере информатизации;

    • формулировать экономически обоснованные предложения по развитию и сопровождению информационного обеспечения организации;

  • усвоение

терминологии и концепции управления информационной инфраструктурой;

  • знание

основных методологий и технологий управления инфраструктурой;

современного состояния уровня и направлений развития программных средств в области управления инфраструктурой;

перспектив развития информационных технологий и информационных систем;

особенностей организационной структуры в сфере обработки информации;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Информатизация в сфере образования.

  2. Рынок информационных продуктов и услуг.

  3. Информационная инфраструктура.

  4. Формирование организационной структуры в области информатизации.

  5. Стандарты управления ИТ.

  6. Управление капиталовложениями в сфере информатизации.

  7. Проектирование информационной инфраструктуры образовательного процесса.

2.2 Структура курса по УИИОП на базе Moodle

Следуя этапам разработки дистанционного электронного курса, рассмотренных в первой главе моей курсовой работы, приступаю к созданию дистанционного электронного курса.

Постановка цели

Предоставить возможность изучить курс по управлению

информационной инфраструктурой образовательного процесса удаленно.

Разработка сценариев объектов

Учебный курс по УИИОП реализованный в электронном варианте, с возможностью доступа и прохождения его в интернете. Интерфейс курса "дружественный" и "динамичный", очень удобный в общении с пользователем. Посетитель/пользователь может пройти различные курсы по УИИОП для повышению своей квалификации, найти нужную учебную литературу, узнать график сдачи работ и проведений лекций. Во время прохождения курсов, пользователь может получить дополнительную консультацию у автора курса (преподавателя), что позволит лучше понять обучающий.

Визуальное представление

Пользователи и описание их прав

Гость

Описание: человек, посетивший сайт для ознакомления с его содержанием.

Возможности: просмотр страниц с информацией об курсах, новостях. Возможность зарегистрироваться на сайте.

Получение статуса: вход на сайт.

Ученик

Описание: посетитель, прошедший регистрацию на сайте и выбравший, в поле доступных пользователей, статус ученик.

Возможности: получение доступа к ЛК, просмотр страниц с информацией , курсах, новостях. Возможность пройти курсы. Получить консультацию (через обратную связь) Просмотр информации о пройденных курсах и “урезанной” информации о пользователях (ФИО, возраст,пол). Отправка Личных Сообщений другим пользователям. Просмотр расписания занятий. Доступ к электронной библиотеке (режим “только чтение”)

Получение статуса: регистрация, с подтверждением заявки в получении этого статуса.

Преподаватель

Описание: преподаватель, участвующий в реализаии одного или нескольких учебных курсов.

Возможности: Получение доступа к личному кабинету. Возможность добавлять материал на сайт (обучающий контент). Создавать статьи. Загружать мультимедиа контент. Отправка ЛС другим пользователям. Возможность составлять расписание занятий.

Получения статуса: регистрация, с подтверждением заявки о получении этого статуса.

Администратор сайта

Описание: человек, поддерживующий функционал сайта.

Возможности: Full

Нефункциональные требования:

  1. удобство расположения информации ;

  2. язык сайта:русский/англ;

  3. внешняя привлекательность (дизайн);

  4. полнота информации (контент);

Возможные разделы сайта:

Главная

Описание: Первая страница, куда попадает человек посетивший сайт.(лицо сайта)

Путь: Отдельная вкладка.

Содержание: Приветствие пользователей. Очень краткое описание о сайте. Просмотр последних новостей.

Функциональные требования: Текст. Возможны мультимедиа вставки.

Доступность для просмотра : Все пользователи.

Новости

Описание: Раздел, содержащий информацию об изменениях в работе сайта, добавлении новых курсов и т.д.

Путь: Отдельная страница. Содержит кучу ссылок на изменения и поправки.

Содержание: Содержит список новостей, при их разворачивании дающий полную информацию об изменениях.

Функциональные требования: Текст. Возможны мультимедиа вставки. Ссылки на разделы(курсы) которых затронуло изменения.

Доступность для просмотра: Все пользователи

Курсы

Описание: Страница, содержащая список учебных курсов.

Путь: Отдельная вкладка

Содержание: Содержит список курсов с краткой информацией о них.

Функциональные требования: Текст. Мультимедиа вставки. Разграничения по правам доступа. Возможность добавлять новые курсы и редактировать старые (преподаватель, администратор сайта). Возможность перейти на страницу курса, где можно получить подробные сведения, в т.ч. узнать назначение курса, целевую аудиторию, входные требования, содержание и форму обучения. В перспективе, возможно, подать заявку на обучение.

Доступность для просмотра: Все пользователи.

Функциональные требования: Текст, мультимедиа вставки. Разграничения по правам доступа.

Регистрация

Описание: Страница регистрации

Путь: Отдельная вкладка

Содержание: Форма для заполнения регистрационных данных

Функциональные требования: Текст. Сохранение данных в БД.

Доступность для просмотра: Неавторизированные пользователи.(у авторизированных выводится сообщение: “Вы уже авторизированны на сайте”.)

Требования к Личным кабинетам

Общие требования

Описание: пространство на сайте, куда имеет доступ только авторизированный пользователь и где размещены его персональные данные.

Местоположение в интерфейсе: По усмотрению дизайнера сайта.

Содержание: Содержит меню личного кабинета.

Функциональные требования: Возможность восстанавливать пароль. При ответе отправки старого( или генерировать новый) на почту, которую использовали при регистрации. Возможность поменять пароль. Правка личных данных, которые вводились при регистрации, с заменой в БД старых данных на новые

Нефункциональные требования:

Удобство расположения пунктов меню. От более часто посещаемых, к менее посещаемым.Дружественный дизайн (неяркий шрифт, выдержанный размер и т.д).

Дизайн

На сайте должны быть использованы преимущественно светлые стили.

Основные разделы сайта должны быть доступны с первой страницы.

На первой странице не должно быть большого объема текстовой информации.

В дизайне сайта не должны присутствовать:

- мелькающие баннеры;

- много сливающегося текста;

- реклама;

Требования к внешним интерфейсам

Каждая страница сайта должна быть разбита на 6 частей: поле поиска, столбец меню, рабочая часть, столбец новостей, шапка сайта и статусная строка. Столбец меню должен быть вертикальным и прижатым к шапке сайта слева, статусная строка должна быть горизонтальной и прижатой к нижней части сайта, поле поиска должно быть прижато к шапке сайта справа, столбец новостей должен быть вертикальным и прижатым к полю поиска справа, рабочая область должна находиться между шапкой сайта и статусной строкой и занимать всю оставшуюся площадь окна.

Функциональные требования :

  1. представление различного уровня доступа различным категориям посетителей (гость, ученик, преподаватель, администратор сайта и др.);

Предполагается достигнуть с помощью авторизации и разделения прав.

  1. возможность поиска нужной информации по сайту;

  2. блоги учреждения, преподавателей, учеников, поддержка комментариев;

  3. публикация мультимедиа контента;

  4. наличие личного кабинета (наличие личной страницы), с информацией о пользователе(ФИО,возраст,почта( для обратной связи и рассылок,наличие образования(среднее/высшее и какое), место жительства,телефон*(по желанию));

  5. ведение статистики прохождения/выполнения курсов (в личном кабинете);

  6. возможность обратной связи с разработчиками, через личный кабинет;

  7. возможность рассылки оповещений по почте и ее настройка в лк;

  8. электронная библиотека;

Требования к форматам ввода

Текст должен быть фиксированного формата.

Формат изоображений: *.gif , *.png

Формат аудио: WAV-PCM, OGG-Vorbis

Формат видео: OGG-Theora

Технические требования

Тип сайта: “резинка”

Тип дизайна: контейнерный

Для реализации статических страниц и шаблонов должны использоваться языки HTML и CSS.

Для реализации интерактивных элементов клиентской части должны использоваться язык JavaScript

Для реализации динамических страниц должен использоваться язык PHP.

Требования к реализации

Кроссбраузерность.Сайт должен нормально работать в IE7+, FF3+, Opera9+, Safari4+, Chrome.

Требования к хранению данных

Все данные сайта должны храниться в структурированном виде под управлением СУБД. Исключения составляют файлы данных, предназначенные для просмотра и скачивания (изображения, видео, документы и т.п.). Эти файлы сохранять в файловой системе, а в БД размещать ссылки на них.

Техническое воплощение проекта

Рисунок 1 – Вид дистанционного электронного курса

Рисунок 2 – Аутентификация пользователя ДКО

Рисунок 3 – Список уроков в курсе УИИОП

Рисунок 4 – Урок по теме «Образовательные услуги»

2.3. Рекоментация к установки

Требования

Moodle прежде всего развит в Linux с использованием Apache, MySQL и PHP (также иногда именуемой платформой LAMP), но также регулярно опробывается с PostgreSQL и на операционных системах Windows XP, Mac OS и Netware 6.

Программное обеспечение Web-сервера. Большинство людей использует Apache, но Moodle прекрасно работает на любом веб-сервере, который поддерживает PHP, например Denver на платформе Windows.

PHP (версия 4.1.0 или выше).Moodle 1.4.и выше поддерживает PHP 5.

Сервер базы данных: MySQL или PostgreSQL полностью поддерживаются и рекомендованы для использования с Moodle. Большинство веб-хостов поддерживают все это по умолчанию.

1.Установка сервера

Сначала необходимо определиться, хотите вы использовать курс локально(на отдельном носители) или в сети интернет.

Если в сети Интернет, то вам необходимо выбрать оптимальный хостинг, который удовлетворяет всем условиям (см.пользовательская документация.требования)

При локальной установки, я использовал сервер Denver. Скачать данный продукт можно тут http://www.denwer.ru/.

Теперь определяемся, куда мы хотим установить сервер – на выносной носитель(флешкарту) или на локальный компьютер.

После установки заходим в папку denwer и запускаем Run.exe (см. приложение Рисунок С.1)

Если все работает правильно, то внизу можно будет увидеть «значки» символизуриющие о работе сервера. (см.приложение .Рисунок С.2)

2.Загрузка и распаковывание Moodle

Скачиваем дистрибутив CMS Moodle с официального сайта.

http: // moodle.org/download

После чего, распаковываем архив в папку home*название вашего сайта*www

Перезагружаем сервер, запуская restart.exe (см. приложение рисунок с.1)

3.Создание базы данных

Необходимо создать пустую базу данных (напр. « moodle «) в вашей системе баз данных наряду со специальным пользователем (напр. «moodleuser»), у которого есть доступ только к этой базе данных. Вы можете использовать пользователя «root» для тестового сервера.

Для этого наберите в браузерной строке localhostdenwer и выберите пункт, завести новую БД. Система предложит вам создать новую базу данных.(см.приложение рисунок С.3)

4.Установка Moodle

После загрузки и распаковки архива в браузере наберите http: // *yourwebserver*.com , и у вас запустится файл установочника install.php

Moodle обнаружит эту инсталляцию и будет пошагово помогать вам создать новый файл конфигурации, называемый config.php.

Попутно сценарий установки проверит конфигурацию вашего сервера и даст вам предложения, как устранить любые проблемы.

5.Создание нового курса

После установки Moodle, можно зайти на сайт от имени, там вы можете попробовать создать новый курс, чтобы поэкспериментировать с ним.

Выберите «Создать новый курс» на странице администрирования (или ссылку admin (Управление)на главной странице сайта).

Заполните форму, обращая особое внимание на формат курса. На данном этапе вы не должны беспокоиться о деталях, поскольку все может быть изменено позже учителем. Кроме того, ссылки «Вопросительный знак на желтом кружочке» могут всегда обеспечить вам контекстную помощь по любому вопросу.

Рисунок 5 – Создание Электронного курса

Нажмите «Сохранить и вы будете перемещены к новой форме, где вы можете назначить учителей курса. В этой форме вы можете добавить только существующие имена пользователей. Если вы хотите создать новую учетную запись учителя, тогда создайте ее, используя «Добавить нового пользователя» на странице Admin.

После этого курс готов к использованию и доступен через ссылку «Курсы» на главной странице.

Выводы по главе 2

В конце своей работы, я получил дистанционный курс по УИИОП, разработанный на базе Moodle. Курс включает в себя:

1) лекционный материал

2) презентации

3) тесты

4) возможность оценки по прохождению курса

Заключения

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  • существует огромное количество современных средств для создания дистанционных электронных курсов, каждый желающий может подобрать любую среду по своим требованиям для реализации своего курса;

  • для создания курса, необходимо иметь представления о работе сервера (Денвера) и уметь его настроить, или иметь базовые знания работы с каким-нибудь хостингом;

  • создание дистанционного электронного курса, очень трудоемкий и творческий процесс;

Список литературы
  1. Разумовский Д. Разработка электронных учебных курсов. – Режим доступа: http://e-learningcenter.ru/pdf/Chto_takoe_razrabotka_jelektronnyh_kursov.pdf

  2. Белоусова И.Д. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Управление информационной инфраструктурой образовательного процесса»: учеб. пособие / Белоусова И.Д.. – Магнитогорск : МаГУ, 2010.

  3. Академия ФСИН России ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОРИнтерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – Режим доступа: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html

  4. Федеральное агентство по образованию. Электронные образовательные ресурсы нового поколения – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692#q1

  5. Дистанционное обучение – Режим доступа: http://dl.nw.ru/software/review/index.shtml#oroks

  6. Открытые технологии.Преимущество Moodle. – Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd

Приложение

Продукты разработки дистанционных курсов

Раздел А

Рисунок А.1

Рисунок А.2

Рисунок А.3

Рисунок А.4

Рекомендация к установки

Раздел В

Рисунок В.1

Рисунок В.2

Рисунок В.3

Просмотров работы: 3192