«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

Желтякова М.В. 1, Варфоломеева Т.Н. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им.Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современное общество характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Однако, в основном дети знакомы с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки.

XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века, к ним относят: энергетический, экологический, демографический и социальный вызов.

Энергетический вызов – истощение ресурсов традиционных источников энергии в недрах земли, в то же время потребление энергии, особенно в индустриально развитых странах, продолжает расти.

Экологический вызов – осознание необходимости охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.

Демографический вызов – доля людских ресурсов экономически развитых стран в численности населения планеты продолжает уменьшаться, что не способствует повышению общего культурного уровня населения, которому и предстоит решать проблемы XXI века.

Социальный вызов – социальные проблемы обостряются в связи с неравенством в распределении ресурсов как между слоями населения в масштабах России, так и между «золотым миллиардом» и остальным человечеством в глобальном масштабе.

Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая тенденция – постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения Информационных технологий. Вторая тенденция – повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования, в том числе и информационных.

По данным Юнеско число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования – трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий. Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных ИТ. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно – образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов. Следовательно, информационные технологии и образование – эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

Таким образом, актуальность темы обуславливается противоречием между широким развитием отрасли Информационных Технологий в обществе и недостаточной готовностью их использования в образовании.

На основе вышесказанного, определим тему курсовой работы – «Перспективы развития отрасли Информационных Технологий в образовании».

Объект исследования – процесс использования Информационных технологий в образовании.

Цель исследования – повысить эффективность использования Информационных технологий в образовании за счет раскрытия перспектив развития отрасли.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Определить понятийный аппарат по теме исследования.

2. Рассмотреть классификацию Информационных технологий в образовании.

3. Раскрыть перспективы использования Информационных технологий в образовании.

§ 1. Понятийный аппарат

К настоящему времени Информационные технологии (ИТ) прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определяется, главным образом, развитием научно – технического прогресса, появлением новых технических средств передачи и обработки информации. Основным техническим средством технологии передачи и обработки информации является персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество информации, получаемой после обработки (16).

Отметим, что в последние годы термин «Информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», т.к. все ИТ в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «Информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. Рассмотрим как понятие «ИТ» трактуется различными авторами (1).

В.И. Левин определяет данное понятие следующим образом: «Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями» (2).

Информационные технологии состоят из трех основных компонентов:

  • комплекса технических средств – вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

  • системы программных средств – общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

  • системы организационно – методического обеспечения (2).

«Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления» – определяет Е.С. Полат (3).

С.В. Емельянов считает, что ИТ можно определить, как «совокупность состава информации, а также методов и средств, используемых для ее обработки» (17).

Определения различных авторов схожи в том, что ИТ понимаются ими, главным образом, как совокупность методов и средств обработки информации. Можно считать, что ИТ создают информационные ресурсы (накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная в какой – либо форме), требуемые для функционирования других систем.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационная технология — комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации. Это также комплекс дисциплин, изучающих вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы (8).

Информационные технологии нашли применение не только в сфере, связанной с техникой, но и во многих других, таких как: медицина, экономика, право, образование и др.

Информационные процессы в медицине рассматривает медицинская информатика. В настоящее время медицинская информатика признана как самостоятельная область науки, имеющая свой предмет, объект изучения и занимающая место в ряду медицинских дисциплин. Медицинская информатика – прикладная медико-техническая наука, являющаяся результатом перекрестного взаимодействия медицины и информатики. Предметом изучения медицинской информатики при этом будут являться информационные процессы, сопряженные с методико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами. Объектом изучения медицинской информатики являются ИТ, реализуемые в здравоохранении. Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающих повышение качества охраны здоровья населения (7).

В современной экономике ИТ играют огромную роль. Очень часто сегодня можно услышать такое понятие, как виртуальная или информационная экономика. Это связано с тем, что Информационные технологии и экономика – две связанные области, которые в совокупности дают положительный экономический эффект и положительный производственный результат. Без новейших ИТ экономика не может нормально развиваться, а государство окажется в списке отстающих. Современные ИТ в экономике применяются с целью эффективной и оперативной компьютерной обработки информационных ресурсов по отработанным алгоритмам хранения больших объемов экономически важной информации и передачу ее на любые расстояния в самые кротчайшие сроки. Информационная экономика изменила функцию денег, которые на современном этапе выступают в роли средства расчетов. Информационные технологии в экономике – комплекс действий над экономической информацией с помощью компьютера и другой техники с целью получения положительного оптимального результата (9).

В экономике ИТ необходимы для эффективной обработки, сортирования и выборки данных, для осуществления процесса взаимодействия человека и вычислительной техники, для удовлетворения потребности в информации, для осуществления оперативных связей и многого другого.

В правовой сфере, например, в основе судебного процесса, лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, методами, закрепленными в законодательной базе, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе – при исполнении судебного решения (18).

В России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших ИТ, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем. Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством которой должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить всю территорию России и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления (18).

В связи с обозначенной темой, рассмотрим, как ИТ проявляют себя в образовании.

В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться (1).

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность (1).

Внедрение современных ИТ в образование позволяет сократить время на разработку учебных планов, образовательных программ. С помощью ИТ эффективно решается проблема наглядности обучения, расширяется возможность визуализации учебного материала. Также можно отметить, что процесс организации обучения с использованием ИТ позволяет также свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях (11).

Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения;

  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения;

  • рассмотрение компьютераи других современных средств ИТ в качестве объектов изучения;

  • использование средств новых ИТ в качестве средства творческого развития обучаемого;

  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

  • организация коммуникаций на основе использования средств ИТ с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

  • использование средств современных ИТ для организации интеллектуального досуга (10).

Электронные библиотеки, мультимедиа, системы оперативного поиска, обработки и передачи информации, системы автоматизации различных форм деятельности контроля, учета и управления, электронная почта и Интернет – все эти средства сегодня достаточно эффективно используются учителями предметниками.

В последние годы в высших учебных заведениях России наблюдается тенденция к уменьшению числа аудиторных часов, отведенных на изучаемую дисциплину и к увеличению доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе. При этом требования к качеству обучения постоянно повышаются. Самостоятельное изучение студентами отдельных разделов учебной дисциплины ставит перед преподавателями задачу обеспечения учебного процесса подробно разработанными и доступными учебными методическими материалами. Кроме того, необходимым требованием времени является широкое внедрение в образовательный процесс современных пакетов прикладных программ. В этой связи особенно эффективными являются электронные учебные материалы, доступные через сеть Интернет.

Самостоятельная работа студента с электронным учебником дополняется разделом личного мониторинга, предназначенного для оценки качества полученных знаний по изученной теме и своевременного внесения необходимых корректив, а также для прогноза результатов последующих контрольных испытаний (1).

На сегодняшний день жизнь не представляется возможной без ИТ. Они являются важной частью многих учебных дисциплин, очень важны для науки и просто необходимы для дальнейшего развития человека во всех отраслях деятельности. С каждым днем ИТ занимают все больше места в жизни современного человека. Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, помогающих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в виртуальной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуальности за счет широкого использования ИТ.

§ 2. Классификация информационных технологий в образовании

Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Внедрение ПК в жизнедеятельность человека и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ, и изменения ее названия на новые ИТ. На сегодняшний день в научно – педагогической области существует большое количество различных классификаций ИТ. Рассмотрим некоторые из них в виде схемы.

Рисунок 1. Классификация ИТ

Колин К.К. предлагает разделить ИТ по применению в предметной области на предметные и прикладные приложения (12). Предметные приложения представляют собой типовые пакеты программ, предназначенные для решения конкретных задач. Примерами типовых программ могут послужить автоматизированные рабочие места работников организации (персональные компьютеры). Прикладные приложения реализуют ИТ общего назначения и имеют универсальный характер. Например: текстовые, табличные процессоры, электронная почта, Internet -для их изучения не требуется знание предметной области.

Кроме того, Колин К.К. предлагает другую классификацию ИТ, основанную на способе передачи данных: сетевые ИТ и несетевые ИТ. Сетевые ИТ обеспечиваются сетевой операционной системой, и к ним относятся: электронная почта, распределенная обработка данных, информационные хранилища, электронный документооборот, технологии Intranet, Intranet/Internet, видеоконференции, поддержки принятия решений. Несетевые ИТ – информационные технологии работающие под управлением операционной системы. К ним относятся: технологии электронного офиса (за исключением электронной почты), электронные таблицы и графические процессоры.

По способу объединения Векшин И.П. предлагает интегрированные информационные технологии и интегрированные информационные системы, а по типу интерактивности: технологии с избирательной интерактивностью и технологии с полной интерактивностью (6). Интегрированная ИТ – совокупность отдельных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, электронный офис). Интегрированная информационная система – слияние интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему (например, информационное хранилище). При этом происходит интеграция выполняемых функций, и трудно вычленить первоначальные технологии. К ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят: банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Данные технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В таком случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых. ИТ с полной интерактивностью содержат технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или на каких – либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять её. Сюда входят: автоматизированные информационные системы пользователя, базы данных пользователя и др.

По степени использования в ИТ компьютеров ученый Астахин Н.Ф. различает компьютерные и бескомпьютерные технологии (5). К числу бескомпьютерных ИТ относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия. К оптическим – эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки. К электронным – телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.

Теперь поговорим о том, как и для чего ИТ могут быть использованы в образовании (обучении). В обучении ИТ могут быть использованы, во– первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во – вторых, для контроля успешности ее усвоения. Покажем, как можно классифицировать ИТ в области образования в следующей схеме:

Рисунок 2. Классификация ИТ в образовании

Липунин С.П. распределяет ИТ по области методического назначения (14). Он выделяет: учебно-игровые, расчетные, обучающие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, демонстрационные, имитационные, информационно – поисковые и справочные ИТ. Учебно-игровые предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме (игры на уроках, с помощью которых можно заинтересовать учеников, например, разделить класс или группу на подгруппы и предложить выполнить задание на скорость, и подгруппе, которая справится быстрее с заданием, поставить более высокую оценку за урок). Расчетные средства автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции (всевозможные программы для каких-либо вычислительных процессов, например, онлайн – калькуляторы). Обучающие средства сообщают знания, умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения (всевозможные учебники и в печатном и в электронном виде, пособия, книги для чтения с дополнительным материалом). Контролирующие средства ведут контроль за успеваемостью обучающихся (электронный дневник, электронный журнал учеников). Моделирующие средства позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения (различные мультимедиа программы, например, Microsoft Office PowerPoint, 3DMax и т.д.). Тренажеры предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала (задания по пройденному материалу, схожие по содержанию, для лучшего усвоения темы). Демонстрационные средства визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения (макеты, опыты по естественнонаучным предметам). Имитационные средства представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик (различные модели чего – либо, например, модель Кремля в уменьшенном виде; по модели можно изучить некоторые свойства оригинала). Информационно – коммуникационные и справочные средства сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации (Microsoft Office Excel, электронный телефонный справочник).

Педагог Шолохович В.Ф. делит ИТ по области решаемых задач: мультимедиа технологии, телекоммуникационные технологии, CASE – технологии, технологии защиты информации, географические информационные технологии и технологии искусственного интеллекта (19). Термин "мультимедиа" в широком смысле обозначает спектр ИТ, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем (например, презентации Microsoft Office PowerPoint). Современные телекоммуникационные технологии основываются на использовании информационных сетей. Такие технологии характеризуются активным вовлечением в информационный процесс конечных пользователей-непрофессионалов, возможностью для рядового пользователя доступа к общим ресурсам компьютерных сетей (различные проекторы, интерактивные доски). CASE – технологиями называют технологические системы, реализованные в виде программных продуктов, ориентированные на создание сложных программных систем и поддержку их полного жизненного цикла. В настоящее время CASE – технологии прочно вошли в практику программной индустрии (ARIS – программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций; кроме того, в ARIS предусмотрена возможность создания сценариев автоматизации составления различных аналитических отчётов, нормативных документов). Основной задачей технологий защиты информации является предотвращение передачи информации за пределы информационной корпоративной системы. Подобная передача (утечка) бывает ненамеренной или преднамеренной. Как показывает практика, большая часть утечек происходит из-за ошибок, безалаберности, невнимательности, небрежности работников. Географическая информационная система – программно – технологическое средство накопления территориально – координированных данных, их системного анализа, интерпретации в виде картографических изображений на средствах машинной графики и реализации информационных запросов пользователя (электронные карты, атласы, системы навигации). Направление "искусственный интеллект" определено именно так в силу того, что основой всех его методов являются попытки копирования и моделирования существующих в природе интеллектуальных механизмов, таких как работа центральной нервной системы позвоночных, иммунитет, поведенческие реакции и т.д. (виртуальная реальность – новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире»).

По использованию в управлении образованием Мартыненко В.Ф. обозначает такие ИТ: вычислительные средства, обобщающие средства, мониторинг и моделирующие технологии (15). Вычислительные средства – машины, приборы, устройства, которые предназначены для быстродействия, автоматизации и оптимизации процесса вычислений, необходимых для решения математических задач по конкретному алгоритму (электронный калькулятор и различные вычислительные программы). Обобщающие средства создают некую иерархичность и систематизируют заданную им информацию (оглавления электронных учебников или книг, электронные рейтинги учащихся и рейтинги преподавательского состава, например). Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза (мониторинг используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании каких ‒ либо ресурсов; например на предприятии управление оборудованием – датчиками и приборами, которое позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей). Моделирующие технологии дают возможность создать модель какого ‒ либо предмета или явления с целью изучения интересуемых свойств (текстовые редакторы, видеоизображения, языки и системы программирования).

§ 3. Перспективы использования информационных технологий в образовании.

Рассуждая о создании средства образования, мы предполагаем, что каждое из средств будет играть свою роль в создании любой обучающей среды. Способность сетей интегрировать возможности других средств создает проблему в определении, какая роль отводится каждому из средств создании обучающих сред на основе компьютерных сетей (13)

Авторы различают средства по 4 группам параметров: 1) параметры передачи;

2) параметры записи;

3) параметры производства;

4)социальные параметры.

Параметры передачи

Параметры передачи подразумевают отношения между отправителем и получателем, а также способы передачи сообщений. Имеется 7 показателей:

1. Диапазон: Средства различаются по полноте сообщений. Чем шире диапазон сообщения, тем больше можно им выразить. Степень, до которой сообщение может быть сжато в битах, является способом измерения диапазона.

2. Взаимодействие: Сообщения могут быть односторонней связью, либо ретрансляцией (пересылкой) без какого-либо взаимодействия, либо они могут быть двухсторонними (или многосторонними) связями, предусматривающими взаимодействие участников.

3. Число получателей: Как односторонние, так и многосторонние средства подразумевают наличие одного или множества получателей.

4. Согласованность содержания: Перенос значений, взаимное определение содержания, или значение терминов в сообщении может стать наиважнейшим аспектом истинности передаваемых сообщений.

5. Контроль: Контроль определяет, к каким участникам обращены главная мысль и содержание сообщения.

6. Синхронность: Синхронность включает в себя степень присутствия отправителя и получателя в одно и то же время.

7. Расположение: Под расположением понимается наличие (или отсутствие) ограничений по нахождению отправителя и получателя в одном месте или возможность участия в общении, находясь в разных местах.

Параметры записи

Данные параметры относятся к записям, которые производятся большинством новых средств. Мы выделили шесть характеристик в отношении записи:

1. Долговременность: Средства различаются по степени их долгосрочности, или возможности их хранения и использования в более поздние сроки.

2.Воспроизведение: Воспроизведение включает в себя легкость изготовления копий продукта, произведенного в определенной среде.

3.Распространение: Латур (1986) подчеркивает важность мобильности записей, что вместе с воспроизведением делает возможным широкое распространение.

4.Модифицирование: Записи различаются по сложности их модификации после их производства.

5. Управляемость: Средства разнятся по способности людей ориентироваться с целью нахождения определенных мест в записях.

6. Обозреваемость: Непосредственно связана с управляемостью возможность обзора всей записи с целью выборки необходимых составляющих. Оглавление, заголовки и указатели разрабатываются для осуществления этой возможности.

Параметры производства

Три характеристики в отношении производства сообщений:

1.Удобство производства: Носители сильно различаются по мастерству и технике, используемым в их производстве.

2.Стоимость производства: Также как и удобство производства, стоимость различается для разных средств, хотя наблюдается тенденция к быстрому ее падению на новейшие средства.

3.Специализация: Некоторые средства дали жизнь множеству производственных функций, хотя это относится отнюдь не ко всем носителям.

Социальные параметры

4 различные характеристики согласно социальным аспектам различных средств:

1.Вовлечение/Эмоциональная дистанция: Средства различаются по степени благоприятствования вовлечению получателей в оппозиции к эмоциональной дистанции.

2.Видимость автора: В некоторых носителях автор сообщения находятся на виду, а в других автор присутствует частично или вовсе отсутствует.

3.Доверительность: Средства можно различать по тому, воспринимают ли получатели сообщение как истину или авторитарно.

4.Изоляция/Общность: Некоторые средства способствуют социальному взаимодействию, тогда как другие способствуют социальной изоляции (13).

В заключении авторы выделяют три основные причины, по которым важно понять достоинства и недостатки различных средств общения в формировании образовательных сред:

Изменение центра образования

Исследования в области обучения во второй половине века закрепили сдвиг от передаточной модели образования к модели, основанной на «социальном конструктивизме». Конструктивистский состоит в том. что люди учатся лучше, не пассивно усваивая то, что им говорят, а скорее при помощи процесса построения знания.

Необходимость цифровой грамотности

Одним из эффектов внедрения века информации является радикальное изменение того, что людям необходимо узнавать, чтобы преуспевать в новом обществе. Таким образом, решающим в образовании становятся усилия в обучении новой цифровой грамотности наряду с умением читать, писать, считать. По мере того, как новые технологии создают в обществе требования к овладению студентами новыми навыками, новые средства обеспечивают преподавание этих умений лучше, чем традиционные методы.

Ограничения выбора наиболее эффективного средства

В создании образовательных сред имеется тенденция возвращения к знакомым формам преподавания и обучения (13).

Современные технологии в Сетевом обучении. Сетевые адаптивные и интеллектуальные обучающие системы

Как считает Питер Брусиловски (Carnegie Mellon University), сетевое обучение на сегодняшний день является областью усиленного развития и исследования. Видны выгоды СО: аудиторная независимость и платформенная независимость.Проблема заключается в том, что большинство из них являются не более чем статичными гипертекстовыми страницами. Цель исследований - развитие продвинутых Сетевых образовательных приложений, которые смогли бы предложить некую адаптивность и интеллектуальность.Эти особенности стали важны для приложений СО с того момента, как дистанционные обучаемые в основном стали обучаться самостоятельно (20). С первых дней Сети небольшое число исследовательских групп применяло различные виды адаптивных и интеллектуальных систем для сайтового и дистанционного СО. Обзор сконцентрирован на различных адаптивных и интеллектуальных технологиях. Под адаптивными и интеллектуальными технологиями имеются в виду различные пути добавления адаптивной или интеллектуальной функциональности к обучающей системе. Технология обычно может быть разобрана на составляющие части: технические приемы и методы, связанные с различными вариантами функциональности и различными видами ее реализации (13).

Влияние ИКТ: что изучается?

Традиционное преподавание подчеркивало момент содержания. Многие годы учебные курсы строились на основе хрестоматий и учебников. Преподаватели обучали при помощи лекций и семинаров. Обстоятельства нынешнего времени требуют таких учебных планов, которые развивают компетентность и исполнительские навыки. Учебные программы начинают делать больший акцент на способностях, т.е. на том, как будет использоваться информация, а не на том, какова она. Переход к учебным планам, ориентирующимся на компетентность и исполнительские навыки, поддержан многими инструктивными технологиями. Такие учебные планы требуют:

– доступ ко множеству источников информации;

– доступ ко множеству форм и типов информации;

– студенто ‒ центрированные учебные среды, основывающиеся на доступе к информации и ее обработке;

– учебные среды, центрирующиеся на деятельности, связанной с решением проблем и проведением исследований;

– аутентичные ситуации и примеры;

– преподаватели как тренера и наставники, а не эксперты по содержанию.

Современные ИТ могут обеспечить выполнение всех этих требований. Еще один путь, которым ИТ оказывают влияние на содержание образовательных программ, вытекает из того, что ИТ доминируют в современной жизни и профессиональной деятельности. Перед образовательными институтами стоит задача обеспечения высокой информационной грамотности выпускника. Информационная грамотность — это способность находить, отбирать и оценивать информацию с целью ее обработки или решения проблем, связанных с ней. Традиционно образование ориентировалось на передачу таких навыков, как навыки логического мышления, решения проблем, эффективной коммуникации, оценивания результатов, распределения времени, управления проектами и сотрудничества, работы в группе. Однако быстрое распространение ИТ в качестве части повседневной жизни требует включения в этот список информационной грамотности (13).

Влияние ИКТ: когда и где студенты учатся?

В прошлом образовательные институты практически не давали студентам шансов самим выбирать метод и способ осуществления учебной программы. Студенты должны были подчиняться готовым решениям. Внедрение ИТ в образование позволяет изменить эту ситуацию за счет предоставления студентам свободы решать, когда и где им учиться.

Образовательные институты уже давно предлагают заочные учебные программы. Однако эксплуатация современных ИТ значительно расширила возможности обучения за стенами ВУЗов. Это видно из следующих примеров:

1.Во многих случаях традиционные аудиторные занятия уступили место обучению на рабочих местах. Студенты делают реальную работу и получают доступ к курсам и программам с рабочего места. Преимущество такого подхода состоит в том, что он не только удобен, но и позволяет снижать затраты, связанные с переездами и временем.

2.Коммуникативные возможности современных технологий позволяют многим учащимся записываться на курсы, предлагаемые не только местными образовательными учреждениями, но и удаленными. Это увеличивает диапазон доступных курсов, среди которых можно осуществлять выбор, а также позволяет создавать эклектические учебные группы с различным составом.

3.ИТ позволяют получать ту или иную степень на основе различных курсов, предоставляемых разными ВУЗами. Например, можно получить степень бакалавра, сдав необходимые курсы в разных университетах. Кроме того, помимо географической гибкости, опосредованные технологиями образовательные программы снимают многие традиционные временные ограничения. Студенты получают возможность получать образование не только везде, но и в любое время. Это отражается в следующем:

1.Благодаря онлайн – технологиям обучение больше не привязано к расписанию. Обучающиеся могут заниматься учебной деятельностью в любое удобное время и это позволяет получать образование гораздо большему числу студентов.

2.Так же, как и студенты получают возможность учиться в любое время, преподаватели тоже получают возможность учить в любое удобное время. Технологии мобильной и беспроводной связи обеспечивают возможность обучения 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Выбор того, какое количество времени следует посвятить обучению и насколько продолжительными должны быть его отрезки представляет собой ту задачу, которую должны будут решать преподаватели в будущем (13).

Процесс внедрения ИКТ в высшем образовании с позиций теории деятельности

Внедрение ИТ в высшем образовании представляет собой комплексную задачу, в решении которой участвуют не только преподаватели и студенты, но и административные работники и сотрудники аппарата управления. Чтобы данный процесс был наиболее эффективным, для начала необходимо определить, с какими проблемами сталкивается применение ИКТ в высшем образовании и как это влияет на образовательную практику. По мнению Тома Ниванга, основой для анализа процесса внедрения ИТ в практику обучения является теория деятельности, более полно разработанная в советской психологической традиции. Данная теория позволяет описывать отношения, устанавливаемые между отдельным индивидом и его контекстом в процессе изменения и обучения, при этом контекст может быть самым разным: межличностным, культурным, технологическим. Исследования проходили в течение одного семестра в рамках обучения по специализации «Человекоцентрированный подход к оценке и созданию программного обеспечения». Сбор данных производился двумя способами: посредством качественных интервью со студентами и преподавателями после применения ИТ и посредством анализа самих использованных ИТ (20). Все преподаватели проявляют один и тот же мотив в отношении внедрения ИТ в образование: желание каким-либо образом повысить качество обучения. Однако, прежде, чем будет введена новая практика, которая приведет к росту качества, должны быть соблюдены некоторые условия, главное среди которых касается выбора и адаптации ИТ. Отбор чаще всего происходит на основе смутных представлений преподавателя о том, что он хочет сделать. Во время адаптации преподаватели осваивают технологию и учатся применять ее в своей практике. Происходит это обычно на этапе подготовки курса. Преподаватели, использующие готовые системы, тратят намного больше времени на овладение технологией и применение ее к своему курсу, чем те, которые взаимодействуют с программистом или сами строят сетевые базы материалов по курсу. В соответствии с теорией деятельности три выделенные уровня — выбор технологии, адаптация технологии и изменение практик преподавания и обучения — взаимосвязаны и не должны рассматриваться как дискретные шаги, следующие друг за другом по порядку. Все три процесса постоянно присутствуют в процессе трансформации образовательной практики и преподаватели постоянно переходят от одного к другому.

Выбор ИТ

При выборе ИТ преподаватели обращаются к ближайшим коллегам и сотрудникам, поддерживающих внедрение, а также к тем, кто занимается поддержкой ИТ. Дело не в том, что, например, студенты, не считаются важными, а в том, что существует мнение, согласно которому они представлены в опыте и знаниях преподавателей. Это может создать проблему и, возможно, вызовет противоречие между реальной практикой и искомой целью, поскольку студенты могут иметь интересы, неизвестные преподавателям. С другой стороны, в данный момент ведется дискуссия о том, как привлекать студентов к повышению качества, к оценке экспериментов с ИТ и новых форм преподавания и обучения (13). При выборе ИТ преподаватели опираются на те технологии, которые они уже использовали в своих курсах или своей работе. Такие технологии, как электронная обработка текстов, Интернет и электронная почта применяются уже достаточно давно и поэтому являются важной основой для многих преподавателей. Преподаватели нуждаются в технической поддержке при выборе ИТ. Если организация не предоставляет такой поддержки, то это заметно препятствует внедрению ИТ.

Адаптация ИТ

Адаптация ИТ зависит от технологии и причин ее использования. В процессе адаптации преподаватели стремятся создать неформальную адаптационную команду, которая сотрудничает с преподавателем по вопросам адаптации и конструирования содержания на основе базовой технологии. Членами адаптационной команды являются другие преподаватели, внутренние консультанты, которые поддерживают проект, и сотрудники, обеспечивающие внедрение ИТ. Адаптационные команды не являются формальными, они представляют собой группы людей, которые, в силу своей работы, компетентности и интересов, совместно участвуют в процессе адаптации.

Выбор технологии зависит так же от самой технологии. Менее очевидные и более сложные технологии не будут выбираться. Когда процесс адаптации требует сложных инструментов, новых компетенций и редких ресурсов, преподаватели менее склонны реализовывать ее, какую бы помощь им не оказывали.

Изменение практики преподавания

Цель практики преподавания является общей целью, которая преследуется в процессе выбора технологии и последующей адаптации. Очень сложно вводить такие технологии, которые меняют распределение ответственности между преподавателями и студентами. На этапе изменения практики основную роль играют студенты (13).

Правила, которые определяются культурой и традицией, тоже являются важными факторами в ситуации изменения практики. Если преподаватель решает начать новую практику, студенты и их готовность попробовать нечто новое играет ключевую роль. Всегда сложно вводить практику, основанную на новой системе, поскольку она может приходить в противоречие с тем, что студенты уже используют.

Внедрение ИТ может рассматриваться как процесс совместного обучения. В этом смысле организации, желающие, чтобы преподаватели постепенно меняли свои практики и внедряли ИТ, должны находить способы оказания поддержки. В контексте теории деятельности эта поддержка может оказываться на различных уровнях: поддержка, совершенствующая условия, поддержка, помогающая установить и достичь цели, или поддержка, призванная давать ясный и оперативный мотив для внедрения (13). Внедрение ИТ может так же быть рассмотрено как изменение существующей инфраструктуры. Это значит, что организация должна поддерживать баланс между вкладом общей инфраструктуры и вкладом индивида. Очень важно обеспечивать связность между использованием ИТ в организации с инновацией, основывающейся на знаниях и практике преподавателя. Для обеспечения высокого качества образовательных программ необходимо не только следовать новейшим тенденциям в области ИТ и технологий электронного образования, но и внедрять стандартные аппаратные и программные решения. Это дает гарантию совместимости, обеспечивающей единство образовательной среды, и расширяемости, позволяющей наращивать сервисные средств базового пакета за счет дополнительных продуктов данной компании-производителя (4).

Заключение

Информационные технологии являются хорошей опорой для человека во всех сферах жизнедеятельности. Образование нуждается в ИТ не меньше, чем любая другая отрасль человеческой жизни. С помощью Информационных технологий эффективно решается проблема наглядности обучения, расширяется возможность визуализации учебного материала. Можно отметить, что процесс организации обучения с использованием ИТ позволяет свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных. Самостоятельная работа студентов с электронными учебными материалами дополняется разделом личного мониторинга, который предназначен для оценки качества полученных знаний по изученной теме.

Современный период развития общества характеризуется усиленным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой жизни, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Существует большое количество Информационных технологий, каждый автор по-своему их классифицирует, но все ИТ объединяет то, что они предназначены для удовлетворения каких - либо потребностей человека. К примеру, ИТ упростили и разнообразили образовательную сферу. С помощью различных программ можно составлять учебные планы, списки, отчеты на компьютере, что гораздо удобнее и быстрее, нежели это делалось бы вручную.

Внедрение ИТ в высшее образование представляется как комплексная задача, для решения которой необходимо объединение не только преподавателей и студентов, но и административных работников и сотрудников аппарата управления. Для того, чтобы данный процесс дал более эффективные результаты, для начала необходимо определить, с какими проблемами сталкивается применение ИТ в высшем образовании и как это влияет на образовательную практику.

Помимо всего, ИТ интенсивно используются непосредственно в обучающих целях. Ученики изучают всевозможные программы, выполняя рефераты, доклады, презентации, подготавливаясь к семинарам, открытым урокам и другим формам обучения. Можно моделировать какие – либо объекты, например, можно создать макет здания в электронном виде и выполнить необходимые расчеты, опять же, используя специальные расчетные программы. Не перечислить всех возможностей ИТ, потому что мир не стоит на месте. Каждый день открывается что – то новое, и за всем не угнаться. Но все – таки нужно владеть базовыми программами, которые используются практически во всех сферах жизни общества.

Список используемой литературы:

  1. Абасова С.Э. Современные Информационно-коммуникационные технологии в образовании, 2011 URL: http://www.rsvpu.ru/filedirectory

  2. Абрамов Е.В. «Информатика» // Понятие информационной технологии,2009 URL:http://www.coolreferat.com

  3. Адиатуллина А.Н. Понятие информационной технологииURL:http://www.slideshare.net

  4. Аналитический отчет «Microsoft и информационно-коммуникационные технологии в школьном образовании», 2001, URL:http://www.rusedu.info

  5. Астахин Н.Ф. Классификация Информационных технологий, 2003 URL: http://abc.vvsu.ru

  6. Векшин И.П. Классификация Информационных технологий, 2009 URL: http://www.vevivi.ru/best

  7. Гаврилов Д.С. Информационные технологии в медицине, 2011 URL:http://www.coolreferat.com

  8. Информатика // Информация и информатика URL:http://www.bibliotekar.ru/rInform/7.htm

  9. Информационные технологии в экономике URL: http://zsj.ru/informatsionnyie-tehnologii-v-ekonomike.html

  10. Исмеков А.К. Информационные технологии в образовании, 2010 URL: http://www.coolreferat.com

  11. Кажаева Е.А. Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс, 2013 URL:http://nsportal.ru

  12. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра, 1993URL:http://www.bibliofond.ru

  13. Король Д.Ю. Использование современных информационных технологий в образовании, 2000, URL: http://charko.narod.ru

  14. Липунин С.П. Информационные технологии, 2002URL:http://studentline.ru

  15. Мартыненко В.Ф. Информационные технологии в управлении, 2008 URL: http://www.smartcat.ru/Referat/ItCommerce/informatika

  16. Пинтелина О.Г. Информационные технологии // История развития информационных технологий URL:http://www.coolreferat.com2.http://ru.wikipedia.org

  17. Понятие информационные технологии. Уровни рассмотрения ИТ. Формы представления данных различного типа. Форматы файлов URL: http://vunivere.ru

  18. Современные компьютерные технологии в юридической практике // Роль и место информационных технологий в правовой сфере URL: http://www.fa-kit.ru

  19. В.Ф. Шолохович Основы информатики и вычислительной техники, 1997 URL: http://www.tsput.ru/res/informat

  20. Эволюция информационных технологий. Понятие информационной технологии. Основные термины информационных технологий, 2012 URL: http://gua.convdocs.org

31

Просмотров работы: 12497