ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЛП НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НЛП НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Корнеенко И.А. 1, Ефимова И.Ю. 1
1ГОУ ВПО МГТУ им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прежде всего, необходимо дать определение нейролингвистическому программированию – это направление в теоретической и практической психологии, отличающееся от аналогичных психотерапевтических методов ориентацией на эффективность проведения терапевтического вмешательства. Данное направление утверждает, что существует метод и процесс обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все более широкое применение в консультировании, терапии, образовании и бизнесе для повышения эффективности коммуникации, индивидуального развития и ускоренного обучения.

Таким образом, НЛП применяется не только в психологии и психотерапии, бизнесе и для личностного развития, но и в образовании. Создатели НЛП утверждают, что с его помощью многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное, не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Особенно интересна и актуальна данная техника для обучения детей информатики. Поскольку данный предмет требует наиболее высокой концентрации и предельного внимания, НЛП в наиболее полной мере поможет усвоить учебный материал. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.

В сути своей НЛП представляет собой модель психологических процессов и поведения человека.

В аббревиатуре Н-Л-П часть «нейро» представляет весьма важную в контексте методологии нейролингвистического программирования идею о том, что любая поведенческая деятельность имеет своим началом чисто неврологические процессы в голове и теле человека. «Лингвистическая» часть напоминает о том, что именно с помощью языка мы организуем и упорядочиваем наши мысли и действия, а также вступаем в общение и с другими людьми. Ну а часть «программирующая» указывает на способы (программы), с помощью которых человек организует свою психику (а психика, в свою очередь — человека), чтобы получить любые результаты.

В теоретическом плане нейролингвистическое программирование определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, то есть тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения, причем бихевиориальная технология является его побочным продуктом. Последняя включает набор фреймов, приемы и навыки развития системного познания, гибкости и компетенции. НЛП также представляет собой особое отношение, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общенияи изменений.

В практическом аспекте нейролингвистическое программирование — это искусство и наука о личном мастерстве. Это практическое руководство, позволяющее добитьсятех результатов, к которым мы стремимся в этом мире. Это описание того, что создает различия между выдающимся и обычным, выдающимися и обычными людьми. И это система приемов, техник и технологий, позволяющая использовать колоссальные возможности человеческого Разума.

Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная - несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории: начальные (третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование (Табл.1.).

Таблица 1

Уровни учащихся в школе

Уровень

Характеристика

Ученики начальной школы

Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.

Ученики средней школы

Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...).

Ученики старших классов

По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера и попадают в коридор, собирающий преимущественно аудиалов и кинестетиков.

Таблица 2

Уровни учителей

Уровень

Характеристика

Ученики и учителя подростковых классов

Эта образовательная структура самая сложная. Очень редко встречаешь учителя, который действительно хотел бы учить 12 – 15-летних. Человек с юмором усомнится в психическом здоровье людей, желающих учить “гормональный клуб Америки” - детей, чьи химические реакции проходят настолько быстро и непредсказуемо, что они чувствуют себя как бы живущими в другом теле.

Откуда же приходят учителя, обучающие эти “эмоциональные вулканы школьного конвейера”? Из двух других структур. Имеющие,, опыт работы в начальных классах несут свою любовь, внимание... - все, что отражает их стиль обучения. Другие учителя ожидают вакансий в старших классах или в высшей школе.

Успешный учитель этого уровня знает, что его работа - самая сложная и эмоциональная. НЛП предоставляет учителям этого уровня помощь в самых необходимых областях: установление раппорта (особое состояние успешной коммуникации), управление стрессом, установление дисциплины Учитель должен делать постоянный упор на заботу, разговаривая с учеником и даже просто слушая.

Учителя старших классов

Учителя старших классов мотивируют себя в своей работе углублением знаний учеников и приходящей с этим мудростью. Фокус деятельности смещается на обучение, и учителя часто склонны воспроизводить профессорский стиль. Подготовка учителей старших классов наиболее академична. НЛП поможет этим учителям усилить сохранение содержания, определить целесообразные для учеников дополнительные курсы, глубже понять, как стили научения влияют на восприятие учеников.

Как уже было замечено ранее, неуспевающие по программе конвейера отправляются в “коридор” со специальными программами и классами. Коридор - это место, где развивается отстающая модальность учащегося. Или: коридор ориентирован на процесс, а конвейер - на содержание (Рис.2.).

Конвейер:

Фокус на классе как на целом.Многосенсерное обучение.Ориентация на новое содержание.(Успех основан на технике подачи).

Коридор:

Фокус на отдельном учащемся.Ориентация на новый процесс.Первоначальное обучение каждого в его модальности.(Успех основан на соответствии модальности восприятия и подачи информации).

Рис.2. Конвейр и коридор в образовательном процессе

Когда акцент делается на содержании, учитель должен использовать многосенсорные техники, чтобы каждый учащийся мог сам выбирать привычный для него процесс. Однако чаще всего конвейерный учитель обучает в одной модальности, и тогда коридорному учителю необходимо совершенно индивидуально подобрать нужный подход к каждому коридорному ученику. Способность определить подходящий стиль научения - основа успеха. То есть выбрать ту модель НЛП, которая позволит быстрее и лучше освоить материал.

Из многочисленных методов НЛП рассмотрим основные, которые помогут разобраться учащимся и лучше освоить материал на уроках экономики.

Упражнение на локализацию информации.

Выберите отрывок с параграфами, содержащими различную, но достаточно точную информацию. Чем больше различий в каждом параграфе, тем лучше. Другими словами, выберите сообщение, где автор описывает по одной концепции в каждом параграфе. Попросите класс прочитать вслух или про себя. Перед учениками имеется собственная копия страницы. После чтения попросите их закрыть книгу и задавайте вопросы, ответы на которые можно найти только в первом параграфе. Ученики отмечают соответствующий параграф на своей странице. Продолжайте задавать вопросы, пока не будут рассмотрены все 6-7 параграфов. Затем вы можете провести дальнейшую локализацию. Задавайте классу эти же вопросы в хаотическом порядке. Попросите учеников отмечать на своей странице соответствующий параграф. Подобное упражнение можно практиковать ежедневно.

Попросите учеников посмотреть на значимую единицу информации на доске или в книге. Используя невербальное поведение, скажите детям: “Закройте глаза или уставьтесь на какой-нибудь предмет и постарайтесь увидеть эту информацию. Медленно поднимайте голову, показывая, что вы можете видеть.”... Попросите класс посмотреть на следующую единицу информации и воспроизвести ее внутренним взором. То же самое с третьей единицей информации. Можете добавить слова: “Мысленно вернитесь в ваше любимое место и смотрите.” Такой словесный прием быстро якорит (термин НЛП, т.е. связывает) сразу “ваше любимое место” с состоянием, которое ученики могут использовать вовремя повторения: после того, как они овладели информацией и запомнили её для теста/экзамена. Конечно, в процессе тестирования напомните им об использовании “любимого места” для восстановления информации.

Рассмотренный способ эффективно будет применён именно в сфере преподавания, в частности преподавания информатики. Ибо он позволяет воспроизводить усвоенный материал наиболее качественно и быстро, раскрывая одновременно творческий потенциал ребёнка, посредством ассоциаций.

Тестирование

Когда ученики выполняют ежедневную работу, вопросы в конце главы представлены в той же последовательности, что и информация, заложенная в этой главе. Такая работа не создает проблем для аудиального мозга. На окончательном экзамене вопросы обычно не совпадают с последовательностью информации. В результате ученики “с кассетами в мозгу” терпят неудачу. Проверьте это на своих учениках.

Сейчас мы сконцентрируемся на различиях и результатах между аудиальными и визуальными учениками и выявим, как извлекается информация при тестировании, и как это влияет на различие в оценках.

- Выявите в своем классе очень визуальных учеников.

- Выберите высокоаудиальных учеников.

- Посмотрите на тест и определите характер вопросов. Какие из них задействуют визуальный канал (информация только из учебника), какие задействуют аудиальный канал (лекции)? Какая информация обсуждалась в дискуссиях?...

- После проверки тестов и выявления отметок вернитесь к тестам визуальных и аудиальных учеников. Отметьте, как справляются визуальные ученики с визуальными вопросами, аудиальными вопросами. Отметьте, как аудиальные ученики справились с визуальными и аудиальными вопросами.

Данный метод дифференцирования учеников на группы позволит направить учебный процесс в наиболее верное русло, выявить способы преподавания в большей степени подходящие для определённой аудитории.

Визуализация счета

Когда ученики научаются сложению, эта информация используется позднее и при изучении следующего материала - вычитания. Кумулятивная природа счета трудна для учеников, запоминающих информацию только аудиально. Аудиально запомнивший 3 + 1 =4 , не может использовать эту информацию для решения, чему равно 4+1 1, потому что вычитание меняет последовательный порядок сложения. Чтобы можно было использовать ранее полученную информацию, измените линейный порядок 3+1=4, придав ему треугольную форму.

4=3+1

Ученик научается сразу “семье” из трех чисел. Закрывая последовательно цифры в вершине треугольника, спрашивайте ученика, как ее получить.

Примечание: постоянно помните аксиому - “Новый процесс (в данном случае визуализация) лучше всего выполнять со знакомым содержанием.” В нашем примере предполагается, что класс уже знает что 3 + 1 = 4. Придумайте и запишите свои примеры.

Таким образом, методы НЛП свободно могут применяться на уроках информатики. Они позволят ускорить и активизировать учебный процесс, выявить интерес у обучающихся к представленной дисциплине. Также необходимо отметить и то, как предложенные методы помогают и самим преподавателям, ведь именно благодаря им учитель наиболее чётко выстраивает учебную деятельность, быстрее находит контакт с учащимися. Метод обучения, оснащённый вышеизложенными элементами НЛП, эффективен и разнообразен.

Список литературы
  1. Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы ее регулирования; Экономика - Москва, 2010. - 184 c.

  2. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1997 – 550 с.

  3. Булатов А.С. Экономика. – Москва: Юристъ, 2012 – 896 с.

  4. Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. – Москва: БЕК, 2010. – 144 с.

  5. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран; М.: Финансы и статистика - , 2009. - 112 c.

  6. Душанич Т.Н., Душанич Й.Б. Экономика переходного периода. – Москва: Институт международного права и экономики, 2010. – 184 с.

  7. Цисарь И. Ф. Моделирование экономики в iThink_STELLA. Кризисы, налоги, инфляция, банки; Диалог-МИФИ - , 2009. - 224 c.

  8. Шахнович Р. М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике; Либроком - Москва, 2012. - 392 c.

  9. Джил Андеpсон "Дyмай, пытайся, pазвивайся"

Просмотров работы: 1252