Термин «антикризисное управление» основательно укрепился в теории и практики ведения бизнеса в России. Но содержание его не однозначно и расплывчато. Антикризисное управление и обычное управление имеют одинаковые характеристики. Чаще, в литературе пишут о предотвращении кризиса, не доведение до банкротства. На выходе из плачевной кризисной ситуации внимание акцентируется мало. Дадим же определение, что же такое антикризисное управление. Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [1]. Цель управления в условиях кризиса- разработка планов, алгоритмов действий в кризисном положении, по организации работы того или иного направления. Обобщенная структура антикризисного управления предприятием может быть представлена на рисунке 1 [2].
Рисунок 1 - Обобщенная структура процесса антикризисного управления
Антикризисные действия организации по предоставлению услуг- это управленческая грамотность и находчивость, которая поможет с наименьшим количеством разноплановых затрат, избежать или устранить последствия кризиса, способствовать стабильному развитию предприятия, с учетом жизнеспособности организации [3]. Нужно учитывать, что каждая стадия цикла жизни предприятия усложняет, разветвляет подразделения и структуры этого предприятия. Это ведет к усложнению антикризисных мер. Сложность и многообразие форм и методов антикризисного поведения зависит и от уровня управления, и от мощности предприятия. Таким образом, фазовое развитие показывает результат антикризисного поведения организации в конкретный момент времени (рис. 2).
Рисунок 2 - Антикризисное поведение предприятий сферы услуг на разных фазах их развития
Это связано с тем, что каждая последующая стадия жизненного цикла предприятия усложняет связи и подразделения этого предприятия, повышается его структурность, бюрократичность, размерность, то есть антикризисное поведение усложняется. Причем сложность инструментария антикризисного поведения зависит и от качества самого управления и соответствия его нарастающим мощностям предприятия [4]. Тем самым фазовое развитие характеризует состояние антикризисного поведения предприятия в определенный промежуток времени.
Список литературы:
1. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: учебное пособие/А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - М.: КНОРУС, 20104. Еронкевич Н.Н. Система антикризисного управления при обеспечении устойчивого развития предприятия сферы услуг/ Экономические науки в России и за рубежом: Материалы V Международной научно-практической конференции (20.12.2011).-М.: Спутник+ , 2012. - С. 89-97.