АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ «МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ «МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Жирнов В.И. 1
1БИТТиУ филиал СГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ответственность специалиста в области информационных систем и технологий – это умение принимать правильные решения по созданию и развитию информационных ресурсов предприятия, организации, фирмы. Одним из важнейших информационных ресурсов для предприятия, организации, фирмы является сайт, на котором представлены характеристика деятельности, характеристики предлагаемых товаров и услуг, поэтому в настоящее время сайт является визитной карточкой предприятия, организации, фирмы. Соответственно необходимо создавать высококачественные сайты, а также уметь анализировать информацию, представленную на сайтах, относящихся к определенной профессиональной области.

Существуют четыре основные причины, по которым пользователи на одни сайты возвращаются, а на другие - нет. Эти четыре фактора - основа хорошего Web-дизайна, поскольку именно этого больше всего хотят пользователи. Они могут быть собраны воедино с помощью аббревиатуры НОМЕ:

1) Высокое качество содержания (High-quality content);

2) Частые обновления (Often update);

3) Минимальное время загрузки (Minimal download time);

4) Простота использования (Ease of use).

Чтобы перейти от НОМЕ-дизайна к дизайну «HOME-RUN», добавьте три дополнительных качества:

5) Соответствие потребностям пользователя (Relevant to user`s needs);

6) Уникальность в Интернете (Unique to the online medium);

7) Ориентированная на Интернет корпоративная культура (Net-centric corporate culture).

Концепция высокого качества веб-страниц общего характера сформулировать:

8) красивая форма дизайна, графика;

9) умное использование HTML кода и подключаемых модулей, которые делают сайт интерактивным и удобным в пользовании;

10) наличие инновационных материалов;

11) наглядность, интуитивность интерфейса;

Судить о качестве Интернет ресурса и его предназначенности для своих профессиональных целей следует по следующим признакам:

1) URL домены;

2) Авторы;

3) Библиография;

4) Дата;

5) Гиперссылки;

6) Внутренние доказательства;

7) Доступность;

8) Оформление;

Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория. Хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий и т. п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение. Появление иерархии управления, возникновение товарно-денежных отношений, создание ЭВМ с этой точки зрения позволили преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления (информационных барьеров, по В. М. Глушкову).

В настоящее время мы достигли такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации определяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала стратегическим ресурсом, а информационные ресурсы являются одними из важнейших.

Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений организации и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями межу ними.

В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы.

Данные - это сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формальных средств.

В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессах. Под термином «информация» чаще всего понимают содержательный аспект данных, в отличие от данных («data» – факт).

С точки зрения науки, информация - это мера устранения неопределенности в отношении исхода, интересующего нас события. То есть понятие информации связывается с вероятностью осуществления того или иного события.

Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.

Пример внутренней информации: о персонале, продуктах, затратах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.

Внешняя среда — экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами.

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.

Пример внешней информации: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.

Организация получает внешнюю информацию из различных источников, например:

1) Общая информация о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, Интернет.

2) Специализированная экономическая информация. На сервере Центробанка можно найти информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).

3) Информация по ценам на товары. Источники: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Интернет.

4) Специфическая информация. Различные источники, в том числе и Интернет. При поиске такой информации, по которой сложно найти специальные серверы, используют поисковые системы.

5) Информация из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т. п.).

Документ. В рамках информационной системы любой организации мы будем иметь дело с документами и документооборотом. Документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи ли изображения, оформленный по определенным правилам, заверенный в установленном порядке и предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Основное свойство документов — наличие реквизитов.

Реквизит состоит из реквизита-признака, характеризующего качественные свойства описываемого объекта (наименование, время действия и т. д.), и реквизита-основания, дающего количественную характеристику этому объекту. Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель. На основе показателей строятся документы, которые могут включать в себя один или несколько из реквизитов, показателей и документов, характеризующих какой-либо объект, называемый информационной совокупностью.

Документация — совокупность документов, оформленных по единым правилам. Делится на нормативно-справочную, конструкторскую, проектную, проектно-сметную, техническую, технико-экономическую, эксплуатационную и др.

По направленности различают организационно-распорядительные, плановые, статистические, бухгалтерские и научно технические документы, содержащие по существу все сведения о составе, состоянии и деятельности любой организации, о любом изделии, товаре, замысле, разработке.

Документы служебные — надлежащим образом оформленные для выдачи гражданам, организациям и предприятиям документы для осуществления возложенных на них обязанностей:

1) Внутренние — для использования внутри организации и предприятия;

2) Внешние — для сношения с другими организациями и предприятиями;

Документ — самая распространенная форма фиксации информации, ее хранения и обмена. Документ отличает то, что его функциональное назначение весьма разнообразно.

Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защитой от несанкционированного доступа.

Поскольку имеем дело с организациями, работающими в экономической области, то, прежде всего, нас интересует экономическая информация.

Экономическая информация — совокупность сведений о социально-экономических процессах и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Или: экономическая информация — информация об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Характеристики экономической информации:

1) Большие объемы;

2) Многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т. д.);

3) Многообразие источников и потребителей;

4) Значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.

Информатизация. Информационное общество. Процесс насыщения производства и всех сфер жизни и деятельности человека информацией называется информатизацией.

Постепенно процесс насыщения приводит наше общество в такое состояние, когда общество называют информационным обществом.

Это такое общество, в котором созданы условия для удовлетворения информационных потребностей всех граждан, организаций и государства; большинство работающих либо занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, либо при выполнении своих производственных обязанностей используют эти процессы. Это означает, что граждане такого общества обладают некоторой информационной культурой — умением работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные и информационные технологии.

Информатика. Наука, занимающаяся изучением свойств информации, вопросами ее сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения и использования в различных сферах деятельности человека, называется информатикой.

Количество информации. В вероятностно-статистической теории связи (именно эта теория положила начало теории информации) информация определяется как противоположность неопределенности, как уменьшаемая неопределенность (энтропия). Исходя из этого, количество информации — это степень уменьшенной, снятой неопределенности в результате передачи сообщений.

В случае, когда событие может иметь два равновероятностных значения (из возможных двоичных ответов на двоичный вопрос — «да» или «нет»), то оно представляет собой минимальное количество информации. Это ответ передается по каналам связи в виде физического сигнала, имеющего одно из двух равновероятностных значений — «0» или «1». Такому двоичному ответу на один из двоичных вопросов, передаваемому по каналам связи с помощью физического сигнала, и соответствует минимальное количество информации, которое Клод Шеннон назвал «бит» (binary digit — двоичная цифра).

В настоящее время имеется понимание того, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо знать, что со всем этим делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.

Информационные ресурсы можно определить, как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны это будут информационные ресурсы страны, для организации какого-то уровня — информационные ресурсы организации. Иначе говоря, это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

  Министерство энергетики Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляло функции федерального органа по техническому регулированию и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 упразднено; взамен образованы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (с передачей ему функций в сфере торговли реорганизуемого Министерства экономического развития и торговли) и Министерство энергетики Российской Федерации

Решением Советом Министров СССР от 14 марта 1969 года № 195 было создано союзно-республиканское Министерство энергетики и электрификации СССР, которое руководило всеми одноимёнными республиканскими министерствами союзных республик СССР (в частности Министерством энергетики и электрификации РСФСР). В его ведении находились государственные энергопредприятия, которые Министерство само строило, развивало и эксплуатировало. Вышестоящим органом являлся Совет министров СССР.

В 1991 году после распада СССР государственные энергетические предприятия были приватизированы и перешли в частную собственность. Союзное Министерство было ликвидировано, республиканское преобразовано в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, позже преобразованное в «Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации» (до 12 мая 2008 года). После приватизации госпредприятий министерства выполняют функции консультирования, наблюдения и надзора.

Образовано 12 мая 2008 года Указом Президента РФ № 724 путём разделения Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию государственной политики в отрасли и нормативно-правовое регулирование топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, газовой, торфяной, угольной и сланцевой промышленности, продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции и в сфере нефтехимической промышленности, а также правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Министерство энергетики Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации.

Основные функции — выработка государственной политики, осуществление нормативного правового регулирования.

Осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в области:

1) Обеспечения деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;

2) Обеспечения энергетической безопасности;

3) Производства и использования топливно-энергетических ресурсов;

4) Координация деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики (за исключением атомной энергетики), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики;

5) Подготовка предложений по разработке инвестиционных проектов в области топливно-энергетического комплекса, программ освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, балансов топливно-энергетических ресурсов, текущих и перспективных балансов по отдельным видам энергоресурсов и принятие мер по их реализации;

6) Разработка предложений по использованию систем магистральных нефтегазопроводов, нефтепродуктопроводов и энергетических систем и принятие мер по их реализации в установленном порядке;

7) Разработка предложений в области энергосбережения и обеспечения безопасности при функционировании и развитии топливно-энергетического комплекса;

8) Осуществление государственной политики по вопросам разработки и реализации соглашений о разделе продукции;

Деятельность Минэнерго России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны. В соответствии со структурой целей, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, цели Минэнерго России вносят вклад в достижение таких целей, как новое качество жизни, динамичная инновационная экономика, обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие и эффективное государство.

Полномочия Минэнерго России как субъекта бюджетного планирования по достижению целей Правительства Российской Федерации определяются Положением о Министерстве.

Особенностью работы Минэнерго России по достижению поставленных целей и задач с точки зрения оценки результативности и бюджетной эффективности исполнения поставленных целей и задач является создание значительных внешних эффектов в результате бюджетных расходов.

Минэнерго России как субъект бюджетного планирования осуществляет деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, профессиональным (экспертным) сообществом и саморегулируемыми организациями.

При определении целей и задач на очередной период планирования Минэнерго России рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению, направления деятельности, закрепленные за Министерством в Сводном докладе Правительства Российской Федерации, и задачи других субъектов бюджетного планирования. Таким образом, для постановки задач и определения целевых значений показателей результативности Минэнерго России необходимо оперативно получать информацию о принимаемых решениях и намерениях субъектов бюджетного планирования, решающих смежные (сопряженные) задачи. В свою очередь, Министерство готово формулировать задачи для других субъектов бюджетного планирования – в вопросах, требующих межведомственной координации при выполнении задач Правительства Российской Федерации.

Сегодня развитие экономики заключается в достижении высоких устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечении качественного изменения характера роста — все более за счет производства наукоемкой и инновационной продукции промежуточных и высоких переделов, перехода от торговли товарами и сырьем к торговле технологиями и услугами.

Структурная политика должна быть дополнена научно-технической и технологической политикой, направленной на обновление основных фондов и создание научно-технического задела, разработку новых видов технологий, материалов, обеспечение энерго и ресурсосбережения, усиление технического контроля и внедрение современных систем качества. Особое место должна получить национальная инновационная система и меры по созданию условий для внедрения в энергетику передовых технологий. Ключевое значение уже в ближайшей перспективе получит решение проблемы инфраструктурных ограничений экономического роста — развитие энергетики и соответствующей инфраструктуры.

Вырабатывая и реализуя государственную энергетическую политику, Министерство ориентируется на достижение трех стратегических целей:

1) Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования топливно-энергетического комплекса России. Данная цель предполагает эффективное и надежное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

2) Развитие конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса России

Эта цель относится, прежде всего, к сфере конкурентных отношений на внутреннем и внешних энергетических рынках в условиях открытой экономики, и опосредованно (через создание рабочих мест, увеличение доходов работников, развитие «человеческого капитала» и расширение доступного набора товаров и услуг) – к социальной сфере.

3) Укрепление позиций России на мировых энергетических рынках.

Обозначенная цель определяет политику создания условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике посредством эффективного участия в мировом процессе управления энергетическим сектором.

Данный перечень целей определяет, во-первых, место и задачи Минэнерго России с точки зрения определенных в Сводном докладе задач Правительства Российской Федерации и, во-вторых, три основных направления деятельности Министерства – повышение эффективности, развитие конкурентоспособности и укрепление позиций на мировых рынках.

Этот же перечень целей можно трактовать следующим образом. С одной стороны, Минэнерго России в пределах своей сферы ведения создает и поддерживает необходимые институты, тем самым формируя производственную инфраструктуру (в том числе и за счет прямых инвестиций) для решения как своих задач, так и смежных ведомств. С другой стороны, Минэнерго России стимулирует возникновение инноваций и, как следствие, инвестиций, формируя нормативно-правовую базу и финансируя отдельные исследования.

При этом необходимо отметить, что в отношении каждого проекта в сфере топливно-энергетического комплекса на разных стадиях его жизненного цикла ставятся разные цели, то есть представленный в форме целевой программы проект по мере реализации может перемещаться в программной структуре расходов Минэнерго России как субъекта бюджетного планирования. Таким образом, одним из следствий работы по достижению каждой цели на разных этапах является постановка задач в рамках заявленных целей. На уровне задач данный перечень целей раскладывается на разные этапы управления: принятие решения о необходимости осуществления той или иной деятельности, разработка стратегии, обеспечение условий для работы прочих экономических агентов, самостоятельная реализация отдельных видов деятельности. При таком разделении в отношении одного объекта (например, отрасли) в зависимости от этапа цикла управления в разные годы ставятся разные задачи, объект управления может «переходить» между задачами либо в его отношении могут быть сформированы несколько ведомственных программ.

Учитывая важность топливно-энергетического комплекса в экономике России практически для всех ее секторов, косвенное влияние достижения стратегических целей Министерства, как было отмечено выше, просматривается практически для всех стратегических целей Правительства России.

Просмотров работы: 2365