БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Воронцова С.А. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Материально-производственные запасы — активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), приобретаемые непосредственно для перепродажи, а также используемые для управленческих нужд организации.

Занимаются этими вопросами технологические службы предприятия, материально-технического снабжения и бухгалтерского учета - как контролирующий орган.

Данные бухгалтерского учета обязаны включать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм (расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности).

Всё вышесказанное обобщает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель изучения заключается в рассмотрении и анализе существующей системы учета, разработке рекомендаций по совершенствованию учета материально-производственных запасов, выявлении организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  1. изучить нормативные документы по вопросам организации учета материально-производственных запасов;

  2. отразить особенности аналитического и синтетического учета в ООО «Ягоднополянское»;

  3. исследовать порядок документального оформления операций по учету материально-производственных запасов.

Предметом исследования является организация учета материально-производственных запасов.

Объектом исследования является ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Саратовской области.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

  1.  
    1. Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов

Учет материально-производственных запасов регламентируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г № 129-ФЗ., а также Гражданским кодексом Российской Федерации частью I и II. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от24.03.2000г. №31н).

Также все вопросы, связанные с учетом материально - производственных запасов, регулируются ПБУ 5/01 и Методическими указаниями «Учет материально производственных запасов» от 2003г.

Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806).

Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок оформления поступающих материалов.

В соответствии с п.8 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н применение организациями программных продуктов по учету запасов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах. При построении учета материальных запасов следует учитывать необходимые предпосылки действенного контроля сохранности запасов, которые предусмотрены п.9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н:

- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо - сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

- применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

- организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

-установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

- установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов;

- заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N M-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

Применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство или списанных на иные цели, предусмотренных в подпунктах "б", "в" пункта 73 настоящих Методических указаний, может осуществляться следующими вариантами (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н):

- исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);

- путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов должен раскрываться в учетной политике организации.

Расчет отпуска (списания) материалов по способу средней себестоимости, способу ФИФО приведен в приложении 1 к настоящим Методическим указаниям(в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н).

В случае значительной трудоемкости учетных работ при оценке материалов по способу средней себестоимости, способу ФИФО допускается принимать для расчета только договорную цену материалов (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н).

Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма N М-11), накладная (типовая межотраслевая форма N М-15). Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.

1.2Понятие и сущностьучета материально-производственных запасов

Для осуществления основной деятельности помимо помещения и оборудования и иных основных средств предприятию необходимо иметь определенные производственные запасы. Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силы производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно.

Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи – входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий.

К производственным запасам относятся:

-сырье и основные материалы;

-вспомогательные материалы;

-покупные полуфабрикаты;

-возвратные отходы;

-топливо;

-тара и тарные материалы;

-запасные части.

Сырье и основные материалы – это те предметы, из которых изготавливают продукт. К сырью относят продукцию добывающей промышленности (зерно, полезные ископаемые, скот, продукты животноводства и т.п.). К материалам относится продукция обрабатывающей промышленности (ткань, мука, пластик и т.п.).

Вспомогательными называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукции определенных потребительских свойств (пищевые красители, вкусовые добавки) или для обслуживания и ухода за орудиями труда (смазочные материалы).

Покупные полуфабрикаты – это сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией, которые приобретаются у других предприятий и организаций. Их роль в производственном процессе идентична роли сырья и основных материалов.

Возвратные отходы производства – это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию и утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.).

Топливо подразделяется на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (для отопления).

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки и транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, бочки, коробки).

Запасные части служат для замены износившихся деталей машин и механизмов.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплутационной деятельности. Учет производственных запасов регламентируется Положением о бухгалтерском учете материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н (далее – ПБУ 5/01).

Для успешного выполнения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, необходимо:

- иметь номенклатуру-ценник;

- определить точную концепцию документации и документооборота;

- осуществлять в установленном порядке инвентаризацию и контрольные выборочные проверки остатков материалов, своевременно отражать в учете их результаты.

Внутри каждой из перечисленных групп производственные запасы подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры.

Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник.

Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами – ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер – условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные признаки.

Если же в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.

Впоследствии при выписке каждого документа по движению материалов в нем указывается не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок и при записях в складском и бухгалтерском учете материалов.

Перед бухгалтерским учетом материально-производственных запасов стоят следующие задачи:

- своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;

- систематический контроль за сохранностью материальных ценностей путем учета их по местам хранения и материально-ответственным лицам;

- постоянный контроль за использованием средств строго по назначению и в соответствии с установленными нормами;

- контроль за наличием материальных запасов согласно утвержденным нормативам;

- периодическая сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием производственных запасов в местах их хранения.

Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:

1. Сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов.

2. По общему правилу все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами

3. Учет количества и оценка запасов;

4. Оперативность (своевременность) учета запасов;

5. Достоверность;

6. Соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

7. Соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

В соответствии с п.8 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н применение организациями программных продуктов по учету запасов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах. При построении учета материальных запасов следует учитывать необходимые предпосылки действенного контроля за сохранностью запасов, которые предусмотрены п.9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н:

- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо - сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.), таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

- применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

- организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

-установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

- установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов;

- заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации.

- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

-наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть:

- номенклатурный номер,

- партия,

- однородная группа и т.п..

Оценка материалов осуществляется на основании ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». То есть выбытие их отражают можно одним из следующих способов:

1)по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (способ ФИФО);

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

Для учета материально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

- 10 «Материалы»;

- 11 «Животные на выращивании и откорме»;

- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

- 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

- 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- 41 «Товары»;

- 43 «Готовая продукция»;

- забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию», забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».

Как уже указывалось, к счету «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

1. «Сырье и материалы»;

2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

3. «Топливо»;

4. «Тара и тарные материалы»;

5. «Запасные части»;

6. «Прочие материалы»;

7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

8. «Строительные материалы»;

9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.;

10. «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

11. «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Фактическая себестоимость материально-производственных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию в запланированных ценах, иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально-производственных запасов.

Фактические затраты по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большинстве организаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

2.1 Краткая характеристика финансово-экономических показателей ООО «Ягоднополянское»

В 90-е годы прошлого столетия колхоз имени 1 Мая села Ягодная Поляна оказался разделен на два лагеря. Тот, что поменьше, взял себе название «Ягоднополянское» и начал работать. Уже в первый год был собран богатый урожай, и с того момента новое хозяйство планку уже не снижало. Через пару лет разорившийся «сосед» свои позиции сдал и ему пришлось объединиться с будущим лидером Татищевского района ООО «Ягоднополянское». Когда это произошло в 1992 году, в хозяйстве было 900 голов крупного рогатого скота и 40 коней.

Результаты хозяйственной деятельности любого предприятий во многом зависят от экономических условий. К таким условиям можно отнести обеспеченность предприятия различными ресурсами, и в первую очередь земельными.

Земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве главного средства производства и является основой производственной деятельности. Характер использования земли в сельском хозяйстве зависит от того, к какому виду угодий она принадлежит.

В сельскохозяйственных организациях принято различать такие понятия как общая земельная площадь и площадь сельскохозяйственных угодий. В состав общей земельной площади входит вся территория, закрепленная за сельскохозяйственными предприятиями.

Рассмотрим состав и структуру земельных угодий анализируемого хозяйства, представленную в таблице 1.

Таблица 1 - Состав и структура земельного фонда ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Саратовской области

Виды земельных угодий

2012г

2013г

га

%

га

%

Общая земельная площадь – всего

9553

100

10853

100

в т.ч.: всего с/х угодий

8666

90,71

8666

79,85

из них: пашня

6900

72,23

9200

84,77

сенокосы

-

-

-

-

пастбища

1766

18,49

1766

16,27

лесные массивы

746

7,81

746

6,87

Древесно-кустарниковые растения

46

0,48

46

0,42

Пруды и водоемы

8

0,08

8

0,07

Прочие земли

87

0,91

87

0,8

Из данных таблицы 1, мы видим, что за период с 2012 – 2013 гг. в ООО «Ягоднополянское» сельскохозяйственные угодья остались неизменными, поскольку доля их – высока 90%, то можно сказать, что практически вся земельная площадь хозяйства используется для производства продукции.

Для более полной характеристики хозяйства необходимо рассмотреть не только состав и структуру земельных угодий хозяйства, но и использование посевных площадей. Представим эти данные в таблице 2.

Таблица 2 - Использование посевных площадей в ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Саратовской области

Показатели

2011г.

2012 г.

2013 г.

га

%

га

%

га

%

Посевная площадь с.-х. культур всего

6750

100

7250

100

7250

100

В том числе:

зерновые и зернобобовые (озимые и яровые без кукурузы)

4300

63,7

4500

62,07

4500

62,07

В т.ч. озимые зерновые

2650

39,26

2550

35,17

2550

35,17

Яровые зерновые

1650

24,44

1950

26,9

1950

26,9

Подсолнечник на зерно

600

8,89

1100

15,17

1100

15,17

Многолетние травы

900

13,33

750

10,34

750

10,34

Кукуруза на силос и зеленый корм

950

14,07

900

12,41

900

12,41

Поскольку в течение анализируемого периода площадь с/х угодий осталась неизменной (как видно из табл.1), то можно сказать, что её использование было достаточно эффективным, т.к. посевная площадь увеличилась, а именно в 2011 г - 9553 га, в 2012 г – 10853 га, в 2013 г. осталась неизменной по сравнению с 2012г, т.е. увеличилась на 1300 га. При этом изменилась и структура посевных культур. Так, на 200га увеличилась площадь под зерновые и зернобобовые культуры (4300-4500), а в процентном соотношении производство наоборот уменьшилось на 1,63%, на 2,46% увеличилось производство яровых зерновых культур Производство многолетних трав уменьшилось на 3% (13,33 – 10,34). Доля подсолнечника в структуре посевных площадей увеличилась на 6,28% (8,89 – 15,17).

Обязательным и весьма важным элементом сельскохозяйственного производства являются оборотные средства. Они обеспечивают осуществление непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Оборотные средства представляют собой используемые в процессе производства предметы труда и материальные ценности. Необходимым условием эффективного ведения сельскохозяйственного производства является правильное формирование размера оборотных фондов и их рациональное использование. Экономическая сущность оборотных фондов заключается в том, что они полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию сельского хозяйства. Стоимость оборотных фондов входит в общие затраты на производство продукции.

К оборотным средствам сельскохозяйственных предприятий относятся сырьё и материалы, удобрения и средства защиты растений и животных, топливо твердое и жидкое, ГСМ, тара и тарные материалы, семена и посадочный материал, строительные материалы для ремонта и прочих нужд основной деятельности, запасные части для ремонта техники и т.д.

Рассмотрим состав и структуру оборотных средств ООО «Ягоднополянское» в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что в течение анализируемого периода в хозяйстве общая сумма оборотных средств увеличилась. Так, в 2013 году по с сравнению с 2011 годом сумма оборотных средств увеличилась на 1,54%, что в абсолютном выражении составило 36351 тыс. рублей. Кроме того необходимо отметить, что в ООО "Ягоднополянское» за период 2011-2013 гг. мы наблюдаем увеличение запасов на 142,54.

Таблица 3 - Оборотные средства в ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Саратовской области

Наименования

показателей

2011 год

2012 год

2013 г.

2013 в % к 2011 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

 

Запасы

64442

94,72

72259

94,55

91904

88,04

142,54

НДС по приобретённым ценностям

-

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность

2679

3,93

1621

2,12

6072

5,82

226,84

Финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

911

1,34

2545

33,3

6407

6,14

703,72

Прочие оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

Итого

68032

100

76425

100

104383

100

154

Рассмотрим материально производственные затраты ООО «Ягоднополянское» в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что в течение анализируемого периода в ООО «Ягоднополянское» материальные затраты увеличились с 61060 тыс.руб. до 85348 тыс.руб. Это произошло за счет увеличения затрат на семена и посадочный материал на 2994 тыс.руб., корма – на 12625 тыс.руб., а также увеличения затрат на запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта на 6708 тыс.руб. в 2013г.

Таблица 4 – Материальные затраты в ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Саратовской области

Наименования

2011г

2012г

2013г

Материальные затраты

61060

70231

85348

в том числе

семена и посадочный материал

3437

5464

6431

из них покупных

-

736

820

корма

18728

25607

31353

из них корма собственного производства

13508

17198

21368

прочая продукция сельского хозяйства

266

795

1168

минеральные удобрения

3474

1820

3062

химические средства защиты

-

457

484

электроэнергия

3934

5218

5455

нефтепродукты

12507

12951

14009

в том числе дизельное топливо

6447

10697

11768

бензин

1431

2254

2241

запасные части, ремонтные и строительные материалы для ремонта

12862

13601

19570

оплата услуг и работ, выполненных сторонними организациями

5862

4318

3816

2.2 Документальное оформление учета материально-производственных запасов

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства. Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов. Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и уменьшают остаток лимита. Неиспользованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Жизненный цикл производственных запасов на предприятии состоит из трех этапов: поступление – выдача в производство – возврат из него.

В этой связи в учете производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:

- учет поступления

-учет отпуска в производство и возврата из него.

Учет материальных ресурсов на любом производственном предприятии возложен на материально ответственное лицо или бригаду материально ответственных лиц.

Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности».

Если численность работников Вашего предприятия невелика и номенклатура производственных запасов небольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции по приемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасов возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения. С этими работниками необходимо заключить договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом.

2.3 Аналитическийи синтетический учет материально-производственных запасов

Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие счета бухгалтерского учета:

- 10 «Материалы»,

- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»,

- 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

- 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Счет 10 «Материалы» активный имеет следующую структуру:

- Дебет;

- Кредит;

- Сальдо - остаток материалов на начало месяца;

- Расход материалов (отпуск в производства, реализация);

- Уценка материалов;

- Поступление материалов на склад (поступление от поставщиков возврат из производства);

- Дооценка материалов;

- Сальдо - остаток на конец периода.

На счете 10 «Материалы» учитываются только материалы, принадлежащие предприятию на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет материалов ведется по субсчетам:

- 10-1 «Сырье и материалы»,

- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции, детали»,

- 10-3 «Топливо»,

- 10-4 «Тара и тарные материалы»,

- 10-5 «Запасные части»,

- 10-6 «Прочие материалы»,

- 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»,

- 10-8 «Строительные материалы»,

- 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»,

- 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»,

- 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации » и другим по видам материалов.

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

В зависимости от принятой предприятием организации учета поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» имеет структуру:

Счет 15

- Дебет;

- Кредит;

- Сальдо - материальные ценности в пути.

- Покупная стоимость материальных ценностей, затраты по заготовке и доставке материалов по расчетным документам;

- Стоимость фактически поступивших и оприходованных материальных ценностей по учетным ценам;

- Отклонение фактической себестоимости приобретение от учетной оценке (фактическая себестоимость меньше учетной оценки фу).

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте.

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости то того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материальных ценностей.

Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» имеет следующую структуру:

Счет 16

- Дебет;

- Кредит;

- Отклонение фактической себестоимости приобретения учетной оценки ф>у;

- Отклонение фактической от себестоимости приобретения от учетной оценки ф

Просмотров работы: 5552