ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ РЕФОРМЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости, как для самого человека, так и для развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить высшее образование или закончить те или иные курсы, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать все усилия на общественное и экономическое развитие.

Сфера образования как одна из опорных отраслей России, призванная обеспечивать квалифицированными кадрами все остальные отрасли хозяйствования, создавать новые технологии, осуществлять масштабные научные исследования, должна постоянно адаптироваться к происходящим в обществе изменениям и существующим реалиям.

Цель курсовой работы заключается в осуществлении системного социально-экономического анализа роли и деятельности современного российского государства в сфере образования в условиях рыночной.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие конкретные задачи:

- определить экономическое содержание образования и его роль образования в социально-экономическом развитии общества.

-дать оценку финансирования высших учебных заведений в Российской Федерации.

-какое совершенствование планирования и финансирования расходов по содержанию высших учебных заведений в РФ.

Объектом курсовой работы является сфера образования в контексте вызовов инновационного развития России.

Актуальность данной темы определяется, в первую очередь, объективной значимостью системы высшего образования в современной социально-ориентированной рыночной экономике, переход к которой является основным направлением развернутых в Российской Федерации реформ.

Глава 1. Экономическое содержание образования и его роль образования в социально-экономическом развитии общества.

Образование играет важнейшую роль в развитии общества, как социального института, сохранении культурного наследия человечества, дальнейшего совершенствования интеллектуального уровня развития индивида. Это относительно самостоятельная система, подчиняющаяся своим законам, главная цель которой передавать из поколения в поколение культурные и духовные ценности.

Образование и его роль в развитии общества Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов. Институты образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков.

Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты и т.д. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования. В традиционном обществе получение образования в учебных заведениях было доступно не многим.

 

Высшее профессиональное образование

 

 

Ступени

 

 

Послевузовское образование

Бакалавр

 

 

Очно

Магистратура

Аспирантура

 

 

Заочно

 

 

Дипломированный специалист

Докторантура

Соискатель

 

Рисунок 1 - Система вузов в РФ.

В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения. Процесс индустриализации стимулировал потребность в учебных заведениях.

Постепенно стало появляться образование в его современной форме, предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специально построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее время в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного общества должны не только обладать базовыми умениями и навыками (чтение, письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физическом мире, о жизни общества, его хозяйственной деятельности.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 29), определено в частности:

- вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности;

- платная образовательная деятельность вуза не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета; в противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем вуза;

- вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству и уставу данного вуза.

Следует подчеркнуть и такое важное обстоятельство, что внебюджетная деятельность государственных вузов осуществляется по достаточно жестким законам рынка. Она подчиняется действующим в условиях рыночных отношений нормам, и прежде всего по вопросам учета и отчетности, налоговых и договорных обязательств.

Начальное, среднее и высшее образование в России по Конституции являются бесплатными. В соответствии со статьей 43 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных вузов.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном вузе.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные);

  • профессиональные (основные и дополнительные).

К основным общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;

  • начального общего образования;

  • основного общего образования;

  • среднего (полного) общего образования.

К основным профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;

  • среднего профессионального образования;

  • высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

  • послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

  • в вузе - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

  • в форме семейного образования;

  • самообразования;

  • экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному, среднему и высшему профессиональному образованию).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития.

При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов.

Общее образование в системе образования Российской Федерации

Согласно ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются такие уровни профессионального образования, которые можно наблюдать на рисунке 2.

Рисунок 2 - Уровни профессионального образования

В целом регулирование таких уровней образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, принципиальных изменений не претерпело.

Федеральный закон № 273-ФЗ направлен на повышение информационной прозрачности в сфере образования. В частности, ст. 97 устанавливает требования к информационной открытости системы образования, мониторингу в системе образования. Статьей 98 регулируются информационные системы в системе образования, включая системы обеспечения проведения итоговых аттестаций обучающихся, реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность и т.п. Работа организации в сфере образования в этом смысле будет становиться работой во все более и более информационно открытой сфере, что может оказать влияние на цели, характер и результаты работы образовательной организации. Информационная открытость непосредственно самой образовательной организации регулируется ст. 29, определяющей, какая информация об образовательной организации должна быть сделана открытой и доступной.

В Федеральном законе отсутствует упоминание о лицеях и гимназиях, правовое регулирование их особого статуса. Такое «исчезновение» лицеев и гимназий зачастую трактуется как то, что государство отказывается от программ повышенного уровня, не будет финансировать такого рода образование, однако это не так. В связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в целом (введенным Федеральным законом № 83-ФЗ), статус учреждения как такового более не играет роли в вопросах финансового обеспечения оказания этим учреждением тех или иных услуг.

Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования – с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования учреждений. Однако нормативов финансирования учреждений больше нет. В связи с совершенствованием механизма финансирования государственных (муниципальных) учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназии не стало.

Несмотря на противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании огромного значения образовательного фактора, т.е. знаний, навыков, умений и способностей к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование. Многие исследователи пытались отделить влияние фактора образования на рост будущих доходов от влияния здоровья, способностей, социального происхождения. Результаты, к которым пришли разные ученные в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, следовательно 60% доходов человека объясняются уровнем его образования.

На рисунке 3 изображена схема взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг.

Резюмируем вышеизложенное. Интеллектуальный капитал наряду с другими показателями является одним из важнейших составных единиц национального богатства.

Для решения задач повышения уровня интеллектуального потенциала необходимо упорядочить деятельность рынков труда и структуру образовательных услуг. Эти изменения возможны только при условии совместной деятельности вузов, являющихся главными производителями услуг, и субъектов, предъявляющих спрос на квалифицированную рабочую силу (предприятий, организаций, фирм, государства), а также посреднических структур.

Г

Государство

осударство, в свою очередь, должно стимулировать, регламентировать и направлять совместную деятельность в направлении достижения целей повышения интеллектуального потенциала и, следовательно, увеличения национального богатства страны.

 

 

специалисты

финансирование

 

 

Работодатели

 

 

Потребители

 

 

Оплата платных услуг

 

 

Образовательные услуги

 

 

Образовательные учреждения

 

Рисунок 3 - Поле рынка образовательных услуг

Процесс становления рынка образовательных услуг в России неотделим от развития свободной конкуренции не только предлагаемых различными субъектами рынка образовательных парадигм и технологий, но и воспитательных концепций, плюрализм которых не способствует формированию общественного консенсуса в отношении основных социальных целей и ценностей. В то же время установка на профессионализацию образования, диктуемая глобальными вызовами современности, реализуется ценой редукции его воспитательных функций. Деидеологизация образования, будучи компонентом перехода к рыночным отношениям в этой сфере, на практике стала одной из причин вакуума созидательных ценностей и доминирования потребительских жизненных ориентаций у молодежи. Отсюда проистекает остродискуссионная в настоящее время проблема поиска новых идеологических и мировоззренческих приоритетов образования, которые могли бы стать основанием социального воспитательного заказа и тем самым способствовать поддержанию устойчивости общества в силу традиционности для России идеократической социальной организации.

Глава 2. Оценка финансирования высших учебных заведений в Российской Федерации.

Основными источниками финансирования высших учебных заведений являются средства федерального и местного бюджетов. Также вузы вправе получать средства из этих источников после получения ими государственной аккредитации.

Вузы имеют право использовать другие источники финансирования, в том числе:

Доход, полученный от оказания дополнительных образовательных услуг (программы дополнительного образования, специальные курсы, курсы углубленного изучения и т.д.), не входящих в содержание основных образовательных программ и государственного образовательного стандарта;

Взимаемая со студентов плата за обучениев том числе с иностранных студентов;

Доход, полученный в результате хозяйственной деятельности (сдача в аренду основных средств и имущества, продажа и закупка товаров и оборудования, предоставление посреднических услуг и т.д.).

Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется по основе контрольных цифр приема (КПЦ) на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования.

Вузы финансируются на средства своих учредителей. Например, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности осуществляет финансирование медицинских учебных заведений. Бывшее Министерство образования финансировало 90 педагогических университетов, 88 колледжей и 2 270 учреждений профессионального образования. На средства бывшего Государственного комитета по высшему образованию финансировались 240 университетов, академий и институтов, а также 313 колледжей.

Рисунок 4 - Порядок установления КЦП.

Уровень финансирования высших учебных заведений устанавливается на основании федеральных и местных норм (стандартов), определяемых суммой расходов на одного студента для каждого вида и типа учебного заведения. Нормы федерального финансирования ежегодно утверждаются федеральным законом наряду с принятием государственного бюджета на грядущий год. Нормы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже норм, установленных для государственных образовательных учреждений.

Таблица 1 – Источники финансирования и направления расходов в РФ

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Образование

560,0

603,5

558,9

499,5

Дошкольное образование

5,48

6,77

7.04

6.03

Общее образование

55,68

91,61

67,34

30,33

НПО

3,77

4,67

4,29

4,39

СПО

33,86

4,94

4,26

4,21

Профессиональная подготовка

и повышение квалификации

7,34

7,13

8,09

7,44

Высшее и послевузовское

профобразование

405,40

437,91

434,18

431,65

Молодежная политика

и оздоровление детей

0,83

5,45

5,41

5,52

Прикладные исследования

в обл. образования

21,84

20,57

6,20

0,74

Другие вопросы

в области образования

25,81

24,47

22,06

9,19

Интегральные цифры действительно показывают уменьшение финансирования в 2013 и 2014 годах, но в ФБ-2012-2014гг. есть цифры так называемых условно утвержденных расходов на 2013г. в размере 343,26 млрд.руб. и 2014г. – 833,58 млрд.руб., расходы по которым в зависимости от экономического состояния будут распределяться в конце 2012г. в виде программных расходов и часть из них перейдет в раздел образование.

Это подтверждается и в обсуждаемом в настоящее время проекте Государственной программы развития образования (ГПРО) на 2013-2020гг., которая должна интегрировать в себе все программное финансирование в области образования. По этому проекту предполагается осуществление Подпрограммы развития профобразования с нарастающим финансированием с 347 млрд.руб. в 2013г. до 706 млрд.руб. к 2020г. По этому же проекту ГПРО предполагается осуществить существенный рост средней оплаты труда в вузах, а для ППС в опережающем темпе, но это тема отдельного материала. Пока в ФБ-2012-2014гг. предусмотрена всего одна индексация оплаты труда в 2012г. на 6% с 1.10.2012г.

В целом, как следует из приведенных цифр, базовое финансирование системы высшего образования отнюдь не падает, а даже растет в 2013 году по отношению к закончившемуся году, но основную сложность для вузов в этом году будет представлять не изменение объемов, а смена механизмов финансирования вузов, вызванная 83-ФЗ.

Надо прямо сказать, что несмотря на длительный переходный период введения в действие 83-ФЗ, вузы входят в новый финансовый год в состоянии большой неопределенности и можно только посочувствовать руководителям вузов и их планово-финансовым службам. Да и руководителям профсоюзных организаций вузов надо срочно включаться в рассмотрение этих вопросов самым плотным образом, т.к. по мнению Минфина, такие объекты как санатории-профилактории, базы отдыха, вузовские поликлиники, дома культуры, детские сады и физматшколы при вузах не являются необходимыми для выполнения госзаданий по предоставлению высшего образования и от них надо избавляться.

Таблица 2.Объемы и источники финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

Вариант № 1. (млн. рублей)

Источники финансирования и направления рас

Объем финансирования

           

2011 - 2015 годы - всего

 
           

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Федеральный бюджет - всего

в том числе:

54228,8

13689,8

10575,49

10444

9726,67

9792,84

капитальные вложения

25225,1

6771,6

5068,5

4685

4214,8

4485,2

НИОКР

779,26

198,3

138,3

145,8

147,38

149,48

прочие нужды - всего

28224,44

6719,9

5368,69

5613,2

5364,49

5158,16

в том числе субсидии

10469,68

1898,1

2203,04

1998,21

2201,78

2168,55

Бюджеты субъектов Российской Федерации – всего

в том числе:

67070

8690

13350

18780

15590

10660

НИОКР

2012,1

260,7

400,5

563,4

467,7

319,8

прочие нужды

65057,9

8429,3

12949,5

18216,6

15122,3

10340,2

Внебюджетные источники – всего

в том числе:

16610

2210

3040

4820

3540

3000

капитальные вложения

3780,8

1012,9

760,2

702,7

632,2

672,8

НИОКР

498,3

66,3

91,2

144,6

106,2

90

прочие нужды

12330,9

1130,8

2188,6

3972,7

2801,6

2237,2

Вариант № 2. (млн. рублей)

 
                 

Источники финансирования и направления расходов

Объем финансирования

           

2011 - 2015 годы - всего

 
           

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Федеральный бюджет - всего

в том числе:

43165,3

11178,92

8228,66

7775,33

7964,1

8018,29

капитальные вложения

25225,1

6771,6

5068,5

4685

4214,8

4485,2

НИОКР

498,6

137,3

76

74,2

105,3

105,8

прочие нужды - всего

17441,6

4270,02

3084,16

3016,13

3644

3427,29

в том числе субсидии

9469,68

1898,1

1703,04

1498,21

2201,78

2168,55

Бюджеты субъектов Российской Федерации – всего

в том числе:

67070

8690

13350

18780

15590

10660

НИОКР

2012,1

260,7

400,5

563,4

467,7

319,8

прочие нужды

65057,9

8429,3

12949,5

18216,6

15122,3

10340,2

Внебюджетные источники - всего

в том числе:

16610

2210

3040

4820

3540

3000

капитальные вложения

3780,8

1012,9

760,2

702,7

632,2

672,8

НИОКР

498,3

66,3

91,2

144,6

106,2

90

прочие нужды

12330,9

1130,8

2188,6

3972,7

2801,6

2237,2

В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования. Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).

Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения - до нескольких десятков вузовских филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования, в федеральных и национальных исследовательских университетах.

В России к основным видам вузов относятся: университеты, академии, институты. Основной вид вузов в России – университеты, доля их числа среди всех вузов страны составляла 47,6% в 2002 г. и 54,5% в 2012 г., доля численности обучающихся в них студентов за этот период практически не изменилась и составляла 69,3% в 2002 г. и 69,8% в 2012 г.

Доли по числу вузов и численности студентов остальных видов вузов за прошедшее десятилетие 2002-2012 гг. сокращались. В 2012 г. порядка четверти вузов носили имя академии, в них обучалось лишь 14,2% (17,2% в 2002 г.) студентов, чуть более шестой части вузов относились к институтам и в них обучалось 8,2% (11,5 % в 2002 г.) студентов.

Рисунок 5 - Число вузов и численность учащихся в них студентов по видам вузов, 2002-2012 гг., в % от общего числа вузов/студентов.

За последнее десятилетие (с 2002/2003 до 2012/2013 гг.) с 3104 тыс. до 2721 тыс. сократилось число студентов, получающих высшее образование очно (в 2013/2014 г. – до 2619 тыс.) Сократилась и численность студентов, получающих высшее образование в очно-заочной форме - с 346 тыс. до 230 тыс. (2013/2014 - 189 тыс.) и в форме экстерната - с 98 тыс. до 70 тыс. (2013/2014 - 55 тыс.). Однако выросло число студентов, получающих высшее образование заочно - с 2400 тыс. до 3053 тыс. (2013/2014 – 2784 тыс.) студентов, т.е. на 27% (2013/2014 - 16%).

Рисунок 6 - Число учащихся в вузах по формам обучения 2002-2014 гг., тыс. человек.

В 2014 г. объем запланированных расходов бюджетов субъектов РФ составляет 2 429 млрд. руб. или 26,2% всех расходов бюджетов субъектов РФ (в 2004 г. 413,4 млрд. руб. и 19,3% расходной части). Доля расходов на образование продолжает расти. Это связано с переводом финансирования общего и дошкольного образования на уровень субъектов.

За прошедшее десятилетие структура расходов субъектов РФ на образование существенно не изменилась. Наиболее существенно выросла доля расходов на дошкольное образование - на 6,1 п.п. (19,3% до 25,4%), практически на ту же величину сократилась доля расходов на общее образование – на 6 п.п. (с 62,5% до 56,5%).

Доля расходов, запланированных в федеральном бюджете на 2014 г. на образование, составляет 4,9% (569,2 млрд. руб.) расходной части, что на 0,5 п.п. выше, чем в 2004 году - 4,4% (117,8 млрд. руб.).

В целом по разделу 07 «Образование» федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены средства в объеме на 2014 год – 569,2 млрд. рублей, на 2015 год – 579,5 млрд. рублей, на 2016 год – 596,7 млрд. рублей.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на образование, млн. рублей.

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

Расходы всего, в т.ч. на

569 224,8

579 498,6

596 735,1

на образование, в т.ч.

21 431,1

19 605,5

13 530,5

Высшее и послевузовское профессиональное образование

482 926,7

515 321,9

536 815,0

В целом, федеральным законом № 349-ФЗ Минобрнауки России утверждены объемы бюджетных ассигнований на 2014 год –569 224,8 млн. рублей. рублей, на 2015 год – 579 498,6 млн. рублей и на 2016 год – 596 735,1 млн. рублей.

Анализ финансовых ресурсов вузов свидетельствует о том, что во многих государственных вузах внебюджетные поступления составляют 40-50 % всех финансовых средств. Этому способствует и предусмотренная законодательством автономия вузов, понимаемая как их самостоятельность в осуществлении финансово-хозяйственной и иной деятельности.

Государственные вузы России нуждаются в расширении источников финансирования за счет внебюджетных средств, диверсификации направлений и видов внебюджетной деятельности, прежде всего, платных образовательных услуг. Важность расширения внебюджетных источников вузов неоспорима, но они должны лишь дополнять государственные источники, а не заменять их. Государство не имеет права уходить из сферы высшего образования.

Рост приема внебюджетных студентов, с одной стороны, увеличивает финансовую устойчивость, а с другой – увеличивает риск потери вузом репутации. Наличие двух порогов означает, что есть некоторый оптимальный уровень индикаторов экономической безопасности. Это, несомненно, должно быть учтено при управлении экономической безопасностью вуза. Указанные аспекты, так же как и вопросы взаимодействия индикаторов экономической безопасности вуза, являются предметом дальнейших исследований авторов.

Внебюджетная деятельность вузов сегодня имеет определяющее значение для комплектования библиотек, составляя его основную долю. Однако уровень внебюджетного финансирования во многом зависит от статуса библиотеки, который определяется не только формальными критериями объема фонда и количества пользователей, но и степенью ее значимости. Вузовские библиотеки должны учиться стратегическому проектированию, активно развивать свою маркетинговую деятельность. Они должны стать видимым звеном своих учреждений и подтверждать свой статус делами, и заявлять о них публично.

Во многих вузах объем внебюджетного финансирования комплектования библиотек обсуждается на Ученом совете и утверждается приказом ректора. Он, как правило, составляет от 5 до 20% внебюджетных поступлений университета, что позволяет осуществлять текущее комплектование достаточно планомерно.

Глава 3. Совершенствование планирования и финансирования расходов по содержанию высших учебных заведений в РФ.

Исходя из результатов анализа современной практики стратегического

планирования в зарубежных учреждениях высшего профессионального образования можно сформулировать следующие принципы разработки стратегического плана в вузе:

- коллегиальный руководящий орган, президент (ректор), казначей, руководители учебных и научно-исследовательских подразделений участвуют в процессе разработки с разработки плана;

- при разработке плана должна учитываться как внутренняя, так и внешняя

информация, в том числе результаты бенчмаркинга (сравнения с лучшей практикой, применяемой в других вузах);

- используется сочетание подходов «снизу-вверх», при котором параметры

стратегического плана доводятся от руководящего органа до структурных подразделений вуза, и «снизу-вверх», при котором структурные подразделения вносят свой вклад в разработку стратегического плана;

- основные пункты стратегического плана жестко увязываются с соответствующими финансовыми показателями стратегического финансового плана вуза (если стратегический план и стратегический финансовый план являются двумя разными документами). Если стратегический план вуза включает формулировку финансовой стратегии и ключевые финансовые показатели, то в этом случае цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности в планируемый период должны быть увязаны с планируемыми доходами и расходами (включая текущие и капитальные расходы);

- стратегический план не может быть представлен в орган государственной власти, обеспечивающий финансирование высшего образования, или иной внешней группе интересов (например, спонсору или потенциальному работодателю выпускников), предоставляющей финансирование, до его утверждения руководящим органом.

Модель совершенствования финансового управления системы высшего профессионального образования необходимо дополнить рыночными факторами, учитывающими специфику функционирования вузов.

Важное место в процессе совершенствования финансового управления образованием приобретает использование современных методик оценки результативности и эффективности образовательных услуг.

Основные направления совершенствования финансового управления в системе высшего профессионального образования в России предполагают:

1) переход к финансовому обеспечениюдеятельности в сфере образования на основе выполнения государственного задания;

2) использование методов бюджетирования, направленных на достижение определенных результатов;

3) возрастание самостоятельности и ответственности образовательных учреждений в финансовой сферена основе использования методов планирования, прогнозирования, инвестирования, кредитования, лизинга, страхования, финансового маркетинга;

4) создание системы налогового стимулирования деятельности вузов на всех уровнях управления образованием;

5) внедрение современных методик финансовой отчетности и финансового менеджмента.

Переход к сметному финансированию государственного задания на подготовку специалиста направлен на выявление резервов в использовании материальных и финансовых ресурсов образовательного учреждения, проведение оптимальной ценовой политики, повышение ответственности руководителей за результаты деятельности вуза, предусматривает совершенствование структуры финансового управления образовательного учреждения и реализация инновационных функций финансового управления при реализации образовательных услуг и проектов, среди которых образовательные программы, а также научные, инновационные, инвестиционные и другие проекты в образовательной сфере.

Моделирование процесса реализации проектов в образовательной сфере как одного из центров доходов, перераспределение иным структурным подразделениям непрофильных видов деятельности представляет собой механизм использования внутреннего аутсорсинга в управлении финансами. Объектами аутсорсинга могут стать:

– контроль качества образовательных услуг,

– управленческий учет,

– контроль финансовой деятельности,

– менеджмент персонала,

– маркетинговые исследования и консалтинг,

– правовые услуги,

– коммунальные и прочие услуги.

 

Источники финансирования ВУЗа

 

 

Бюджетное финансирование

Целевые средства и безвозмездные поступления

Внебюджетная деятельность

 

 

От образования

 

 

Внебюджетные средства

по НИР

 

 

Внебюджетные средства

от прочих услуг

 

Рисунок 7 - Схема поступления и расходования финансовых средств ВУЗов в РФ.

В качестве методического подхода в процессе перераспределения финансовых ресурсов образовательных учреждений при реализации образовательных и других проектов может стать трансфертное ценообразование, которое направлено на повышение эффективности совместной деятельности подразделений, формировать систему цен на предоставляемые услуги или ресурсы, перемещаемых между центрами финансовой ответственности и подразделениями образовательного учреждения.

Концепция перехода ВУЗов от сметного финансирования к управлению результатами позволит обосновать и реализовать методологию совершенствования финансового управления.

Структура расходной части проекта сметы бюджетного высшего учебного заведения.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

  • кода главного распорядителя бюджетных средств;

  • кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

  • кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

В составе расходов учреждения могут быть представлены следующие затраты в соответствии с кодами операций сектора государственного управления:

210 Оплата труда и начисления на оплату труда:

  • 211. Заработная плата;

  • 212. Прочие выплаты;

  • 213 Начисления на выплаты по оплате труда.

220 Оплата работ, услуг:

  • 221 Услуги связи;

  • 222 Транспортные услуги;

  • 223 Коммунальные услуги;

  • 224 Арендная плата за пользование имуществом;

  • 225 Работы, услуги по содержанию имущества;

  • 226 Прочие работы, услуги.

300 Поступления нефинансовых активов:

  • 310 Увеличение стоимости основных средств;

  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов.

По статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» отражаются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. Кроме того, к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, в целях обеспечения собственных нужд.

К материальным запасам, в частности, относятся:

  • медикаменты и перевязочные средства;

  • мягкий инвентарь, посуда;

  • горюче-смазочные материалы;

  • хозяйственные материалы;

  • канцелярские принадлежности;

  • продукты питания (в детских дошкольных учреждениях);

  • возвратная и обменная тара;

  • реактивы и химикаты, стекло и химпосуда (для кабинетов химии);

  • фотопринадлежности;

  • книжная и иная печатная продукция на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов и бланочной продукции);

  • запасные части;

  • прочие материальные запасы.

Таблиц 4 - Схематично принцип формирования расходной части сметы за счет внебюджетных источников можно представить следующим образом.

Статьи расходов

Всего расходов за счет внебюджетных источников

В том числе:

Наименование статьи (подстатьи), КОСГУ

на осуществление предпринимательской деятельности

на исполнение целевых задач

за счет прибыли

на развитие материально-технической базы

прочее

210 Оплата труда и начисления на оплату труда

Р210

Р210с/с

Р210ц

Р210чп

220 Приобретение услуг

Р220

Р220с/с

Р220ц

Р220чп

290 Прочие расходы

Р290

Р290с/с

Р290ц

Р290чп

300 Поступление нефинансовых активов

Р300

Р300с/с

Р300ц

Р300чп

ИТОГО РАСХОДОВ

Р

Рс/с

Рц

Рчп

В итоге при расчете доходной и расходной части сметы в разрезе внебюджетного финансирования должно выполняться равенство:

Д = Р,

где Д — сумма предполагаемых доходов и целевых поступлений (за минусом НДС и налога на прибыль) и остатка денежных средств на начало года;

Р — общая плановая сумма расходов, производимых за счет внебюджетных источников.

Расходы, связанные с оказанием платных услуг (реализацией продукции), распределяются по статьям классификации на основании калькуляции себестоимости услуг (продукции) пропорционально доле соответствующей статьи в общей структуре расходов.

В настоящее время в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" достаточно дискуссионным остается вопрос, касающийся объема средств, выделяемых Учредителем бюджетному или автономному учреждения для выполнения государственного задания, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции.

В целях выявления оптимальных методов финансового обеспечения деятельности автономных и бюджетных учреждений, поиска механизма его модернизации необходимо более детально рассмотреть процесс выделения субсидий указанным учреждениям, в рамках которого в настоящее время возникают значительные остатки средств на их лицевых счетах.

Рассмотрение процессов их образования позволит публично-правовому образованию, использовать невостребованный остаток средств автономных и бюджетных, учреждений, на покрытие кратковременных кассовых разрывов при исполнении бюджета, осуществлять более рациональное и динамичное распределение бюджетных средств, при финансировании всех типов участников и неучастников бюджетного процесса, и будет оказывать существенное влияние на увеличение оборачиваемости бюджетных денежных средств.

Законодателем определено, что кассовые выплаты за счет средств бюджетных и автономных учреждений производятся соответствующими финансовыми органами в пределах остатка средств, поступивших бюджетным и автономным учреждениям, в порядке, установленном финансовым органом, от имени и по поручению указанных учреждений.

Следует отметить, что для созданных типов государственных учреждений в виде казенных учреждений он не изменился: финансовый орган, исполняющий региональный бюджет по прежнему осуществляет выплаты от их имени и по их поручению, а вот для бюджетных и автономных учреждений он изменился в корне.

В чем состоят эти изменения? Начнем с открытия и ведения счетов бюджетным и автономным учреждениям, которые уже не будут являться участниками бюджетного процесса.

Первый аспект, который хотелось бы отметить, заключается в том, что для учета операций со средствами областных бюджетных и автономных учреждений органом организующим исполнение регионального бюджета в лице министерства финансов Волгоградской области открыт в Головном Управлении Центрального банка РФ по Волгоградской области расчетный счет на балансовом счете № 40601 " Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации" (далее – счет № 40601), при котором данным учреждениям будут открываться в министерстве финансов Волгоградской области соответствующие лицевые счета.

Что касается права автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности Волгоградской области, по открытию лицевых счетов в органе, организующем исполнение регионального бюджета или счетов в кредитных организациях или, то им рекомендовано это осуществлять в порядке, установленном в министерстве финансов Волгоградской области.

Для учета операций со средствами муниципальных бюджетных и автономных учреждений финансовые органы муниципальных районов и городских округов открывают расчетные счета в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации на балансовом счете № 40701 "Счета негосударственных организаций. Финансовые организации", при которых и должны вестись соответствующие лицевые счета муниципальных бюджетных и автономных учреждений.

Министерством финансов Волгоградской области был принят соответствующий нормативный документ - Порядок открытия и ведения лицевых счетов в министерстве финансов Волгоградской области, в котором были определены виды лицевых счетов, открываемых казенным, бюджетным и автономным учреждениям, структура новых лицевых счетов их порядок открытия и ведения.

Вместе с тем, отвечая на вопрос, когда и в каких случаях должен открываться тот или иной лицевой счет бюджетному или автономному учреждению необходимо осуществить анализ структуры расходов соответствующего учреждения.

Так, все расходы бюджетного и автономного учреждения (рис. 9) можно условно разделить на три большие группы:

• текущие расходы, включающие в себя оплату труда с начислениями, коммунальные услуги, транспорт, связь и т. д.;

• капитальные расходы, это расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования и т. д.;

• расходы на исполнение переданных полномочий, осуществляемые бюджетными и автономными учреждениями в виде выплат физическим лицам в денежной форме от имени органа исполнительной власти в установленном порядке. К ним относятся обязательства предопределенные нормами социального законодательства это меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты стипендий и меры социальной поддержки обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан и пр.

Рисунок 8 - Расходы бюджетного и автономного учреждения

Финансовое обеспечение данного вида расходов осуществлялось бюджетным и автономным учреждениям со счета по переданным полномочиям открытого органу исполнительной власти как получателю бюджетных средств, в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 28.03.2011 N 138-п "О Порядке осуществления бюджетным и автономным учреждениями Волгоградской области полномочий органа исполнительной власти Волгоградской области по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".

Исходя из того, что данный счет открывался на едином счете бюджета, поэтому расходы на исполнение переданных полномочий, осуществляемые бюджетными и автономными учреждениями не являются предметом анализа настоящего исследования.

Обратим более детальное внимание на первые две группы расходов. Оплата текущих и капитальных расходов бюджетными и автономными учреждениями, согласно Закону 83-ФЗ, осуществляется за счет субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Исходя из этого, данным учреждениям в министерстве финансов Волгоградской области были открыты следующие счета по видам получаемых субсидий:

• для субсидии на оказание услуг (выполнение работ) бюджетному учреждению в соответствии с государственным заданием исходя из требований ч.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ - л/с бюджетного учреждения;

• для субсидии на оказание услуг (выполнение работ) автономному учреждению в соответствии с государственным заданием исходя из требований ч.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ - л/с автономного учреждения;

• для субсидии на иные цели бюджетному учреждению исходя из требований ч.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ и для бюджетных инвестиций исходя из требований ст.79 БК РФ – учет ведется на отдельном л/с бюджетного учреждения;

• для субсидии на иные цели автономному учреждению исходя из требований ч.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ и для бюджетных инвестиций исходя из требований ст.79 БК РФ – учет ведется на отдельном л/с автономного учреждения.

Теперь собственно и перейдем к вопросу проведения кассовых выплат за счёт средств бюджетных и автономных учреждений.

Новизной здесь конечно является сам факт осуществления кассовых выплат за счёт средств бюджетных и автономных учреждений со счета № 40601.

Законодателем установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета публично-правового образования, кроме этого определен порядок проведения финансовыми органами или органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных и автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им соответственно в финансовых органах или в органах Федерального казначейства.

Вместе с тем, в настоящее время достаточно дискуссионным, при осуществлении кассовых выплат, является вопрос, касающийся объема средств, перечисляемых Учредителем на лицевые счета автономного и бюджетного учреждения для выполнения государственного задания, вызывающий множество споров вокруг него.

Так, в даваемых рекомендациях Министерством финансов РФ указывается, что денежные средства должны перечисляться бюджетному или автономному учреждению в полном объеме единовременно и соответствовать месячной или квартальной потребности исходя из годового объема субсидии на выполнение государственного задания. В процессе своей деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг, в рамках реализации государственного задания, государственным учреждением постепенно эти средства расходуются.

Исходя из опыта казначейского исполнения регионального бюджета можно сделать вывод, что такое осуществление кассовых выплат отбрасывает исполнение любого дотационного бюджета далеко назад, в то время, когда средства государственных учреждений находились на расчетных счетах в кредитных учреждениях и использовались крайне неэффективно, с большим опозданием и временной задержкой. В обосновании этого можно отметить, что денежные средства государственного учреждения, находясь на расчетном счете, открытом в кредитном учреждении, зачастую оказываются не востребованными в течение длительного времени.

Новизна предложенного порядка проведения кассовых выплат за счёт средств бюджетных и автономных учреждений на сегодняшний день заключается в том, что в соответствии с действующим бюджетным законодательством, осуществляется более эффективное управление средствами областного бюджета находящимися на его едином счете: у финансового органа, организующего исполнение бюджета, появляется возможность для осуществления финансового маневра, в части использования невостребованного остатка средств бюджетных и автономных, учреждений, на покрытие кратковременных кассовых разрывов, погашение кредиторской задолженности при исполнении бюджета.

Заключение

Главной целью курсовой работы было рассмотрение расходов высших учебных заведений, выявление принципов планирования и финансирования в области расходов высших учебных заведений.

Первая часть курсовой работы посвящена теоретическому рассмотрению вопросов, связанных с высшими учебными заведениями.

Здесь было дано определение образования и выяснено, что бюджетным учреждением является учреждение, обладающее в совокупности следующими признаками:

1) созданное органами государственной власти или местного самоуправления;

2) финансируемое за счет средств бюджета либо за счет средств внебюджетного фонда.

Современное состояние российской системы образования характеризуется наличием ряда проблем, связанных с его содержанием, качеством, конкурентоспособностью и т.д., объективными причинами возникновения, которых в первую очередь являются несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования современным социально-экономическим требованиям и недостаточность бюджетного финансирования образовательных учреждений. Реформирование системы образование требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование новых механизмов.

Кроме того, необходимо выделить ряд проблем, препятствующих развитию системы образования Российской Федерации:

- недостаточная гибкость организационной структуры управления образовательными учреждениями, их слабая адаптивность к происходящим изменениям;

- неэффективное использование ресурсов;

- отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в определении задач и оценки результатов деятельности образовательных учреждений при подготовке специалистов и, следовательно, низкая мотивация к софинансированию профессионального образования;

- устаревшая материально-техническая база вузов.

Многоканальная система финансирования может быть усовершенствована и за счет использования прогрессивного зарубежного опыта. Как показал проведенный нами анализ, за рубежом важным источником финансирования высшей школы являются местные бюджеты. В России законодательно определено, что государственное финансирование вузов осуществляется из федерального бюджета. Бюджеты других уровней в настоящее время могут оказывать вузам финансовую поддержку при наличии свободных финансовых средств. Поэтому для усиления значения местного финансирования необходимо изменение законодательной базы и обеспечение финансовыми ресурсами местных органов государственной власти для выполнения соответствующих мандатов.

Другая проблема заключается в том, что в нашей стране остаются неразвитыми различные фонды поддержки образования, малочисленны отечественные гранты, научно-исследовательские программы, от участия в которых вуз реально может получить заметную финансовую поддержку. Больший оптимизм внушают зарубежные программы, от участия в которых сегодня в основном вузы получают финансовые вложения в части доходов от научно — исследовательской деятельности.

Недостаточное финансирование является основной проблемой всех учреждений сферы общего образования - проблема эффективного использования технологий; проблема отсутствия должного финансового контроля, проблема низкого уровня бюджетного планирования, отсутствие бюджетирования деятельности и соответственно низкая конкурентоспособность организации.

Для привлечения внебюджетных средств в сферу образования рекомендуется развитие практики реализации фандрайзинговых кампаний, которые могут ориентироваться как на конкретное образовательное учреждение, так и на региональную (муниципальную) образовательную систему.

Создание механизма финансового обеспечения сферы образования, адекватного новому положению сферы образования и роли учреждений образования является в настоящее время одной из наиболее сложных проблем. Разработанные в диссертационной работе подходы к совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений призваны обеспечить обновление материально-технической базы, рост квалификации преподавателей и внедрение новых образовательных технологий.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации

  2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».

  3. Федеральный закон о внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

  4. Цепков А. А. //Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов.// 2012 г.

  5. Дюжиков С. А. //«Стратегия современного российского государства в сфере образования: опыт системного социально-философского анализа»// 2010 г.

  6. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».

  7. Шульгу И.Е., Артемьеву С.А., Калинина А.М. //Аудиторско-консалтинговая компания ФБК институт стратегического анализа.// Москва. 2014, ООО «ФБК».

  8. Постановление от 7 февраля 2011 г. N 61 о федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы.

  9. Клячко Т. Л. //Реформа бюджетного сектора в экономике // Стратегия 2020. Экспертная группа 17. Материалы к заседанию // 2011 г.

  10. Экономическая безопасность технического вуза: анализ динамики индикаторов на примере НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2014 г.

  11. Кувяткина Н.Н. //Внутренний контроль в системе образования// Научно-аналитический журнал "Горизонты экономики" Выпуск №1(1х) /2014

  12. Алиев М.Н.// Основные направления модернизации Российского образования проблемы, приоритеты и пути их решения.// 2008 г.

Просмотров работы: 7205