САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ.

Липинский С.П. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены последствия введения санкций ЕС в виде отключения российских банков от международной системы переводов SWIFT, а также альтернативные пути и методы работы банковской системы РФ в случае негативного сценария.

ABSTRACT

Consequences of imposition of sanctions of the European Union in the form of disconnection of the Russian banks from the international system of the translations of SWIFT and also alternative ways and methods of the Russian banking system in the event of a negative scenario.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международные транзакции; блокирование SWIFT; санкции Евросоюза; валютный клиринг; коммерческая тратта.

KEYWORDS: international transactions; blocking of SWIFT; sanctions of the European Union; currency clearing; commercial bill of exchange.

В связи с неблагоприятными политическими событиями последнего времени на Украине, Евросоюз ввел в отношении Российской Федерации различного рода санкции. В качестве одного из таких "наказаний" России - отключение ее от международной системы переводов SWIFT. Евросоюз просит о рассмотрении блокировки доступа Российской Федерации к системе обмена межбанковскими финансовыми сообщениями SWIFT.

SWIFT — это всемирная межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть, которая была создана в Брюсселе в 1973 г. и официально функционирует с 1977 г.

Цель данной телекоммуникационной сети - увеличение планки эффективности международных валютно - кредитных и расчетных операций, которая будет осуществляться в результате максимальной компьютеризации этих операций.

В систему SWIFT объединены более 10 тысяч банковских и финансовых организаций в 210 странах мира и обеспечивает передачу около 1,8 миллиардов сообщений в год. В России сообщество насчитывает более 600 участников, включая Банк России и многие крупнейшие банки.

Основной задачей SWIFT является скоростная передача банковской и финансовой информации (процесс передачи информации достигает приблизительно 20 минут), ее сортировка и архивирование на базе средств вычислительной техники. Основным достижением SWIFT считается создание и использование стандартов банковской документации, которая предназначена для электронной обработки, признанная Международной организацией информации (ISO), что и разрешило предотвращение многих трудностей и погрешностей при осуществлении международных межбанковских расчетов в условиях равного для всех участников доступа к скоростной сети передачи данных, высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа.

В результате заявлений Евросоюза от некоторых средств массовой информации стали поступать сообщения, суть которых заключалась в том, что последствия отключения российских банков от системы SWIFT становятся тяжелыми для банковской системы в целом, поскольку данный запрет парализует глобальные финансовые транзакции (операции, состоящие в переводе средств с одного счета на другой) российских банков, а так же отсутствуют полноценные альтернативы SWIFT по уровню защиты и автоматизации.

Возникает вопрос: действительно ли нет равноценной замены для данной системы?

Если попытаться рассмотреть помимо функционирования самой системы альтернативные варианты проведения расчетов и платежей, то необходимо отметить тот факт, который заключается в том, что при всех нынешних угрозах Евросоюза по отношении к России, речь не идет об ограничении покупки российских нефти и газа. Из этого следует вывод, что если Европа введет эти санкции, то каким образом будут производиться расчеты по оплате за поставки, а это еще и в преддверии зимы.

Да, можно использовать бартер, но посредством бартера можно совершить ограниченное количество расчетных операций. К тому же, данные ограничения скажутся на всей мировой экономике в целом, поскольку все международные контракты заключаются на основании взаимовыгодных условий. Соответственно, все стороны соглашений понесут потери.

Необходимо отметить тот факт, что на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность множество иностранных организаций, в их число входят и многие европейские компании. В случае разворота негативного сценария данных событий, они затронут и "дочерние" европейские банки. От этого будут страдать, причем в равной мере, как российские, так и зарубежные компании, в том числе и европейские. Таким образом, отключение России от системы SWIFT несет за собой немалые потери для всех участников рынка, а соответственно, данное действо коснется всю мировую экономику, так как данные потери будут значительными, потому что на этой системе завязана составная часть всех межбанковских расчетов во всем мире.

Отключение банков страны от системы SWIFT уже использовалось международным сообществом в рамках давления на Иран. В марте 2012 года SWIFT отключила все иранские банки, которые были признаны организациями, нарушавшими санкции ЕС.

Следует остановиться на том факте, что сама система SWIFT настроена против отключения России и уверенно заявляет, что упоминание системы в резолюции противоречит фундаментальному праву компании на ведение своего бизнеса, а так же создает огромный ущерб еѐ репутации. SWIFT также называет втягивание системы в политический конфликт — дискриминационным. «Наша миссия остается неизменной - быть глобальным и нейтральным поставщиком услуг в финансовой индустрии», — говорится в заявлении компании, размещенном на еѐ сайте. От представителей SWIFT поступило поспешное успокоение российских участников, в котором было заверение в том, что резолюция Европарламента не влияет на текущее обслуживание российских клиентов. Ко всему прочему существуют пункты соглашения с самой системой SWIFT, описывающие действия в случае отключения системы, то есть в рамках функционирования самой системы предусмотрены другие, альтернативные способы исполнения расчетов. Например, банки смогут использовать факсимильную связь.

Существует другой вид альтернативы электронного перевода - почтовый перевод. В данном случае все инструкции направляются либо почтой либо банк предоставляет покупателю вексель на предъявителя, а покупатель отправляет его авиапочтой продавцу (получателю платежа). Разница же заключена во времени, затрачиваемом на исполнение платежа, осуществляемый посредством почтового перевода.

Есть еще один способ расчета - использование переводного коммерческого векселя (коммерческая тратта), содержащего письменный приказ трассанта (векселедержателя), трассату (плательщику), об уплате третьему лицу (ремитенту) в определенный срок определенную сумму денег. В данном случае плательщиком может являться не российская компания, а иностранная компания — должник, которая после получения коммерческого переводного векселя (тратты) проведет платеж доступными ей способами, в пользу продавца.

В качестве еще одного альтернативного способа можно рассмотреть валютный клиринг. Под валютным клирингом следует понимать соглашения между правительствами двух или более государств об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств.

В зависимости от валютно-экономического положения страны цели использования валютного клиринга могут быть разные:

- регулирование платежного баланса без использования золотовалютных резервов;

- получение льготного кредита от страны-контрагента, имеющей положительное сальдо платежного баланса;

- ответные мероприятия на дискриминационные действия другого государства;

- получение безвозвратного финансирования страной с пассивным платежным балансом от страны с активным платежным балансом.

Характерная особенность валютного клиринга - замена валютного оборота за границей расчетами в национальной валюте с банками, которые проводят окончательный зачет встречных требований и обязательств.

Помимо приведенных альтернативных способов исполнения международных транзакций, в распоряжении банковского сообщества имеется и еще ряд иных способов. К примеру, в последнее время в качестве одного из важных направлений обсуждается создание интеграционных союзов со странами ближнего зарубежья. В 1994 году Россия и ряд других стран ближнего зарубежья заключили соглашение о создании Платежного союза СНГ. В данном соглашении речь шла о создании многостороннего клиринга. К сожалению или к счастью, но реализация соглашения не произошла, поскольку не было достаточных политических и экономических условий для создания Платежного союза. Если говорить о сегодняшнем дне, то в сейчас при свете условий ужесточения экономических санкций против России, довольно актуальным становится шаг интеграции с соседними странами, а именно создание Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Один из основополагающих факторов, притормаживающего развитие торогово - экономических отношений между странами СНГ - несбалансированная взаимная торговля, а так же высокий курс таких валют как доллар и евро, чей показатель в последние месяцы становит рекорды. И, соответственно, несбалансированность во взаимных расчетах. Острым остается вопрос о целесообразности разработки мер по исправлению этой ситуации. Для начала необходимо заключить соглашение между государствами о торговле с примерным объемом экспортной и импортной продукции. При этом данное соглашение должно быть рассчитано не на один год, а на более длительный период, так сказать, на длительную перспективу. При подобном ходе развития этой ситуации есть нюансы, которые заключаются в том, что реализация данной системы может быть реализована в жизнь только лишь при ведении хозяйства на плановых началах и существовании государственной монополии внешней торговли. Либо же, по крайней мере, жесткого государственного регулирования сферы внешнеторгового обмена. Не исключено, что наступило время восстановления министерства внешней торговли, уничтоженное в пылу «демократических реформ» как напоминание о государственной монополии внешней торговли. После такой подготовительной работы России необходимо вернуться к неплохо зарекомендовавшим себя практике валютным клирингам. Первым шагом можно предложить двухсторонние клиринги. Основным нюансом будет выступать валюта для проведения подобных клирингов. Необходимо, чтобы она не была связана ни с долларом ни с евро, а "привязана" к национальным валютам стран-участниц клиринговых соглашений. А в более отдаленной перспективе можно было бы перейти к системе многосторонних расчетов с использованием наднациональной региональной валюты (счетной единицы) типа «переводного рубля», который использовался в странах СЭВ.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что несмотря на присутствие альтернативных возможностей проведения расчетов, во избежание и в противовес подобным санкциям в будущем, нужно задуматься о создании способов и технологий, позволяющих в будущем банковскому сектору не зависеть от отношения ЕС к России. Одним из таких способов является разработка и внедрение собственного аналога SWIFT, т. е. создание российской системы трансграничных денежных переводов. Из всего вышесказанного следует, что блокировка доступа к системе обмена межбанковскими финансовыми сообщениями SWIFT не означает невозможность осуществления банками международных транзакций. Да, это повлечет за собой некоторый сбой торговых потоков, но коснется он всех контрагентов в равной степени. Разумнее, прежде чем прибегать к угрозам отключения российских банков от системы финансовых сообщений SWIFT, всѐ взвесить и рассмотреть последствия с позиции всех участников рынка.

Список использованной литературы:

1. Л.Н. Красавин. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. - 456 с.

2. Питер Норманн. Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 865 с.

3. Ян Рамберг. Международные коммерческие транзакции. Четвертое издание. Публикация ICC № 711. (пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой).

Просмотров работы: 1128