ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КОМПЕТЕНТНЫМ ПЕРСОНАЛОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАФЕДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КОМПЕТЕНТНЫМ ПЕРСОНАЛОМ

Брайчук М.О. 1, Голубинский Ю.М. 1
1Пензенский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В государственном университете самое важное звено структуры, определяющее качество образовательных услуг – это кафедра. В связи с этим кадрами нужно заниматься на уровне кафедры. В университете функционирует система менеджмента качества, документированподпроцесс «Обеспечение кафедры компетентным персоналом». Однако каждая кафедра имеет индивидуальные особенности, и общая инструкция должна быть адаптирована в соответствии с конкретными условиями функционирования кафедры.

Целью разработки является изучение структуры управления кафедры, распределения ответственности между сотрудниками.

В основе модели эффективного управления ресурсами лежит процессная модель обучения на операционном уровне с временной привязкой ресурсов в соответствии с технологиями обучения, определенными в учебно-методической документации, и расписанием занятий.

Данная постановка задачи управления процессами жизненного цикла в сфере образовательной деятельности позволяет комплексно оценивать эффективность технологий традиционного и открытого образования и системно использовать эти технологии в учебном процессе.

При этом алгоритм оперативного планирования ресурсов в сфере образовательной деятельности вуза выглядит следующим образом: ресурсы распределяются по кафедрам, исходя из их учебной нагрузки, которая определяется по предметам учебного плана, преподаваемым кафедрой.

Структура управления кафедрой и распределение ответственности

Схема организационно-управленческой структуры и административных и функциональных связей кафедры приведена на рисунке 1.

Кафедра организуется и ликвидируется приказом ректора в соответствии с Уставом университета после соответствующего постановления Ученого Совета университета.

Кафедра может создавать другие структурные подразделения с последующим их утверждением приказом ректора университета. Основное назначение, функции и процессы указанных подразделений оговариваются в соответствующих Положениях.

Органом управления кафедры является заседание кафедры.

Распоряжением заведующего кафедрой на основании решения заседания кафедры назначаются:

из числа преподавателей:

  • заместитель заведующего кафедрой;

  • руководители циклов дисциплин;

  • уполномоченный по качеству;

  • ответственный за методическую работу;

  • ответственный за редакционно-издательскую деятельность(РИД);

  • ответственный за научно-исследовательскую работу(НИР).

из числа учебно-вспомогательного персонала:

  • документовед;

  • ответственный за технику безопасности;

  • ответственный за гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС);

  • ответственный за инфраструктуру.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административные связи

Функциональные связи

ОДП – обще – профессиональные дисциплины;СД – специальные дисциплины;

ГО и ЧС – гражданская оборона и чрезвычайные ситуации;

НИР – научно – исследовательская работа;ФДО – факультет дополнительного образования

Рисунок 1 – Схема организационно-управленческой структуры и административных и функциональных связей кафедры.

Решения об изменении структуры кафедры, связанные с ликвидацией

кафедры, переменой профиля подготовки специалистов, принимаются Ученым советом университета по представлению Ученого совета института на основании решения заседания кафедры и утверждаются приказом ректора.

Непосредственное руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий кафедрой, выборы которого осуществляются в соответствии с И 151.1.51.02.

Распоряжением директора института на основании решения заседания кафедры по представлению заведующего кафедрой назначаются кураторы учебных групп.

Приказом по университету на основании служебной записки заведующего кафедрой назначается материально-ответственное лицо из числа учебно-вспомогательного персонала. Между бухгалтерией и материально-ответственным лицом составляется договор о материальной ответственности.

Штатное расписание кафедры устанавливается приказом по университету при организации кафедры и ежегодно корректируется приказом в зависимости от установленных на следующий учебный год численности обучаемых и учебной нагрузки преподавателей.

Замещение должностей профессорско-преподавательского состава осуществляется на конкурсной основе в соответствии с И 151.1.51.01. Замещение указанных должностей на временной основе (совместителей) и на основе почасовой оплаты осуществляется согласно приказу по университету.

Для временного замещения вакантной должности профессора, доцента или ассистента могут быть привлечены в качестве совместителей на 0,5; 0,25 или 0,125 ставки преподаватели и сотрудники данной кафедры, других кафедр и подразделений университета, а также научно-исследовательских, промышленных и других организаций.

Должностные обязанности сотрудников и распределение ответственности на кафедре

Коллегиальным органом управления кафедрой является заседание кафедры. Заседание кафедры:

  • принимает решения по стратегическому планированию деятельности кафедры по всем направлениям;

  • определяет процессы и подпроцессы учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;

  • рассматривает текущие вопросы состояния, совершенствования и перспективного развития учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;

  • определяет мероприятия по повышению качества образовательных услуг кафедры;

  • обсуждает входные и выходные данные для анализа деятельности кафедры;

  • рассматривает и рекомендует кандидатуры на должности профессорско-преподавательского и научного состава кафедры для заключения контракта;

  • рассматривает и принимает организационно-правовые документы деятельности кафедры;

  • вносит предложения на Ученый совет института об открытии на кафедре новых специальностей и направлений подготовки, о прекращении приема на те или иные специальности и направления подготовки, о проектах плана приема абитуриентов на предстоящий учебный год;

  • рассматривает учебные планы специальностей и направлений обучения и представляет их на утверждение директору института;

  • рассматривает предложения заведующего кафедрой о распределении ответственности и полномочий среди сотрудников кафедры;

  • рассматривает вопросы предоставления длительного отпуска преподавателям (годового – по истечении 10 лет работы преподавателем);

  • для подготовки нового учебника или учебного пособия, электронного учебника или электронного конспекта лекций.

Заведующий кафедрой является ответственным за следующие процессы кафедры:

  • КУ(МСК)-01 «Управление образовательной деятельностью»;

  • КУ(МСК)-02 «Управление СМК»;

  • КР(МСК) «Управление ресурсами кафедры»;

  • КМ(МСК)-05 «Корректирующие и предупреждающие действия»;

  • КОУ(МСК)-02 «Проектирование и разработка процедурных документов образовательных программ».

Заведующий кафедрой несет личную ответственность за деятельность кафедры. Заведующий кафедрой:

  • формулирует стратегическую концепцию развития кафедры;

  • планирует развитие кафедры;

  • организует процессы и подпроцессы учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;

  • организует и контролирует учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, учебно-методическую и другие виды деятельности кафедры;

  • организует выполнение мероприятий по повышению качества образовательных услуг кафедры;

  • принимает решения, направленные на непрерывное совершенствование образовательного процесса;

  • оценивает качество предоставляемой кафедрой образовательной услуги и результативность процессов кафедры;

  • проводит анализ данных в соответствии с подразделом 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2011;

  • представляет отчеты о функционировании процессов СМК директору института;

  • разрабатывает планы корректирующих и предупреждающих действий;

  • оценивает результативность учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической и других видов деятельности кафедры;

  • проводит подбор кадров на должности профессорско-преподавательского, научного состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры для заключения контракта;

  • согласовывает и утверждает организационно-правовые документы деятельности кафедры;

  • представляет на утверждение директору института учебные планы специальностей и направлений обучения;

  • выносит предложения о распределении ответственности и полномочий среди сотрудников кафедры на заседание кафедры;

  • обеспечивает ресурсами процессы жизненного цикла предоставления образовательных услуг кафедры;

  • осуществляет контроль выполнения должностных инструкций и выданных заданий;

  • отчитывается перед заседанием кафедры, Ученым советом института о своей деятельности и результативности деятельности кафедры.

Основные обязанности заведующего кафедрой установлены в должностной инструкции ИД 151.3.30.11.

Заместитель заведующего кафедрой является ответственным за следующие процессы кафедры:

  • КМ (МСК)-01 «Сбор и анализ показателей госакредитакции и аттестации»;

  • КОУ (МСК)-00 «Маркетинг образовательных услуг».

Заместитель заведующего кафедрой выполняет функции заведующего кафедрой при его временном отсутствии, включая взаимоотношения кафедры с администрацией университета его подразделениями (службами), а также студентами.

Заместителю заведующего кафедрой может быть передана часть полномочий заведующего кафедрой без передачи ответственности.

Преподаватели кафедры являются ответственными за процесс КОУ (МСК)-04 «Реализация основных образовательных программ».

Преподавателиосуществляют руководство методическим обеспечением образовательного процесса по дисциплинам, читаемым кафедрой.

Поручения преподавателям по учебным дисциплинам и видам занятий определяются ежегодно до начала очередного учебного года заведующим кафедрой, исходя из утвержденных поручений кафедре и штатной численности.

Кураторы учебных групп осуществляют организационную и воспитательную работу в курируемыхгруппах; организуют взаимодействие студентов и администрации университета, института, кафедры, отчитываются опроделанной работеперед заседанием кафедры.

В своей деятельности кураторы руководствуются рекомендациями Р 151.1.90.001.

Основные функциональные обязанности кураторов установлены в СТУ 151.1.90.1.

Уполномоченный по качеству является ответственным за процесс КМ (МСК)-02 «Мониторинг удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон».

Уполномоченный по качеству, назначаемый заведующим кафедрой из числа преподавателей:

  • участвует в выработке управленческих решений в области качества;

  • содействует распространению пониманию требований потребителей;

  • участвует совместно с Управлением системой качества университета в разработке и актуализации документации системы менеджмента качества (СМК);

  • обеспечивает внедрение и поддержание в рабочем состоянии процессов СМК кафедры;

  • обеспечивает мониторинг процессов СМК кафедры и своевременное выявление несоответствий в процессах СМК;

  • участвует в проведении внутренних аудитов и самооценки;

  • представляет заведующему кафедрой входные и выходные данные для анализа деятельности кафедры в соответствии с подразделом 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001;

  • под руководством заведующего кафедрой готовит отчеты о функционировании процессов СМК кафедры директору института;

  • оказывает методическую помощь заведующему кафедрой в разработке планов корректирующих и предупреждающих действий;

  • консультирует персонал кафедры по вопросам СМК.

Ответственный за методическую работу:

  • организует и осуществляет методический контроль за разработкой рабочих программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов;

  • организует подготовку учебных пособий, учебников, в том числе и электронных;

  • выявляет, изучает и распространяет передовой педагогический опыт ведущих преподавателей и методистов университета и других ВУЗов;

  • осуществляет информационное обеспечение деятельности кафедры.

Ответственный за редакционно-издательскую деятельность (РИД):

  • курирует и осуществляет координацию редакционно-издательской деятельности сотрудников кафедры;

  • формирует перспективные планы изданий трудов сотрудников кафедры и согласует их с РИК института;

  • определяет потребности в подготовке изданий через университетское издательство;

  • следит за выполнением графика подготовки, представления и издания трудов и учебно-методических пособий сотрудников кафедры.

В своей деятельности ответственный за РИД руководствуется СТУ 151.5.03 и СТУ 151.5.04.

Ответственный за научно-исследовательскую работу (НИР):

  • курирует и осуществляет координацию научно-исследовательской работы кафедры;

  • формирует перспективные и текущие планы НИР кафедры, согласует их с директором института;

  • определяет потребности в подготовке изданий через университетское издательство;

  • следит за выполнением плана НИР;

Ответственный за гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС):

  • осуществляет координацию и контроль деятельности кафедры в сфере гражданской обороны;

  • обеспечивает разработку и хранение учетной документации в соответствии с требованиями начальника штаба ГО и института;

  • организует и проводит теоретические и практические занятия с обучающимися и сотрудниками кафедры в соответствии с приказами и распоряжениями начальника ГО университета;

  • периодически анализирует состояние производственной среды института.

Ответственный за технику безопасности:

  • осуществляет координацию и контроль деятельности кафедры в сфере техники безопасности и пожарной безопасности;

  • обеспечивает разработку и хранение учетной документации в соответствии с требованиями начальника отдела охраны труда и техники безопасности;

  • организует и проводит теоретические и практические занятия с обучающимися и сотрудниками кафедры по правилам техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с распоряжениями проректора по безопасности;

  • контролирует знание и соблюдение всеми сотрудниками кафедры инструкций по эксплуатации оборудования, правил техники безопасности и противопожарной защиты, промышленной санитарии, охраны окружающей среды;

  • разрабатывает план эвакуации и следит за обеспечением кафедры противопожарным оборудованием.

Материально-ответственное лицо:

  • осуществляет получение, учет, хранение и выдачу материальных ценностей кафедры;

  • сверяет данные по материальным ценностям с данными учета в бухгалтерии университета;

  • присваивает инвентарные номера имуществу, оборудованию и приборам;

  • проводит инвентаризацию имущества, оборудования и приборов, числящихся за кафедрой;

  • определяет процент износа имущества;

  • готовит имущество к списанию с учета.

Документовед:

  • обеспечивает сохранность, проходящей через кафедру служебной документации;

  • осуществляет компьютерную верстку и хранит следующую документацию: планы и отчеты о работе кафедры, график контроля учебного процесса и открытых занятий; протоколы заседаний кафедры;индивидуальные планы и отчеты по ним; поручения преподавателям; выписки из семестровых планов; расчет штатов и приказов о штатном расписании; рабочие учебные планы и программы курсов; календарные планы; конкурсные дела; планы прохождения ФПК и стажировок и отчеты по ним, служебные записки и заявления всех видов на прием, перевод, увольнение и на почасовую оплату, графики отпусков сотрудников, другую документацию, отражающую работу кафедры;

  • ведет учет учебной и методической литературы, своевременно пополняет кафедральную библиотеку новейшими разработками; информирует заведующего кафедрой о необходимости переиздания учебной литературы по мере её износа и порчи.

Ответственный за инфраструктуру периодически анализирует, обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии оборудование, компьютерную технику, находящиеся на балансе кафедры и закрепленные за кафедрой аудитории, лаборатории, компьютерные классы, преподавательские и другие помещения (СП-СМК-151-Р-02, СП-СМК-151-ФР (ФПИТС), СП-СМК-151-КР(МСК)).

Основные обязанности преподавателей кафедры устанавливаются утвержденными типовыми должностными инструкциями в соответствии с ИД 151.3.30.00, а также условиями трудовых договоров и коллективного договора.

Основные обязанности учебно-вспомогательного персонала кафедры устанавливаются утвержденными типовыми должностными инструкциями в соответствии с ИД 151.3.30.09, а также условиями трудовых договоров и коллективного договора.

Список использованных источников:

  1. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2011 Системы менеджмента качества. Требования.

  2. И 151.1.51.01 Порядок замещения должностей профессорско – преподавательского состава.

  3. И 151.1.51.02 Выборы директоров институтов, деканов факультетов и заведующих кафедрами. Порядок подготовки и проведения.

  4. ИД 151.3.30.11 Должностная инструкция на заведующего кафедрой.

  5. СТУ 151.1.90.1 Деятельность кураторов учебных групп (курсов). Планирование, организация и оценивание результатов.

  6. СТУ 151.5.03 СМК. Управление документацией Система документации университета.

  7. СТУ 151.5.04 СМК. Управление документацией системы менеджмента качества.

Просмотров работы: 1099